Глава третья: Суждение о двуличии человека дается даже в том случае когда человек не осознает своего двуличия а также и тогда, когда не имеет намерения совершать двуличие
Ибн Таймия говорит:
"А если ты их спросишь, они, конечно, скажут: "Мы только погружались (в беседы) и развлекались"".
Они признали (свои насмешки) и начали оправдываться и извиняться. Поэтому им было сказано: "Не извиняйтесь! Вы вошли в неверие, после того как уверовали".
Из этих их оправданий следует, что они не совершали то, что по их мнению должно было быть куфром. То есть они совершали это, полагая, что это не является куфром. Но из аята ясно следует, что насмехаться над Аллахом, его аятами и Посланником, , есть куфр и совершающий его, из веры входит в неверие. Аят показывает, что сначала они обладали некоей верой, но затем они совершили деяние, которое они считали за харам, но на самом деле это было куфром. Поэтому совершив его, они стали неверными, хотя они и не считали разрешенным то, что они делали. Многие ученые салафа придерживаются именно этой точки зрения (, что раньше они были верующими, а затем впали в неверие).
Они подобны двуличным, описанным в начале Бакъары:
"Положение их подобно положению того, кто зажег огонь; когда же огонь осветил все вокруг, Аллах унес их свет и оставил их во мраке, так что они не видят".
Они сначала видели, затем ослепли; то есть сначала они уверовали, а затем впали в неверие.
(Маджмуъуль-Фатауа, 7/272-274)
Вот, что имам говорит по поводу аята "А если ты их спросишь, они, конечно, скажут: "Мы только погружались (в беседы) и развлекались"":
Этот аят показывает нам, что те люди вошли в куфр несмотря на то, что они говорили: "Мы произносили эти слова не веря в них, просто так забавляясь и развлекаясь". Таким образом стало понятно, что насмехаться над аятами Аллаха является куфром. Невозможно произносить слова насмешки без того, чтобы в сердце не было бы куфра. Ведь если бы в сердце была вера, она обязательно воспрепятствовала бы произношению таких слов.
(Маджмуъуль-Фатауа, 7/220)
Следует обратить внимание на то, как тексты корана непреложно свидетельствуют о неверии этой группы людей. Из этого свидетельства корана неоспоримо следует следующее:
Сфера действия коранического обвинения в неверии не ограничена только теми - упомянутыми людьми. Наоборот это суждение распространяется на всех, кто совершит деяние, подобное тому, что совершили те люди. Согласно правилу, в верности которого все муфассиры единогласны, в установлении действительности коранических суждений, частные случаи - причины сниспущения Корана во внимание не принимаются, наоборот во внимание принимается общие смысловые значения коранических понятий. В противном случае - прибегаем от этого к Аллаху - теряется универсальность и всепригодность коранической юрисдикции. Ведь несмотря на совершенность Корана, нет почти ни одного аята, который не сниспустился бы на основании какого-нибудь частного случая. Теперь если мы ограничим суждение аята только этим частным случаем, то не останется ни одного аята, действие которого распространялось на нас.
Итак все муфассиры единодушны в том, что причиной того, что те люди вышли из веры и вошли в неверие являлись их грязные слова. Разногласие лишь в качестве веры из которой они вышли, при входе в неверие: Была ли это условная, формальная (юридическая) вера, установленная на основании их формальных слов и заверений; Или же это была настоящая вера, установленная не только словами, но также признанием сердца. В любом случае аят доказывает наше утверждение (, что неверие может иметь место и по незнанию).
Если кто-то скажет, что суждение аята направлено только настоящим яростным двуличным, которые стали неверными не из-за насмешки а по причине других деяний. Другими словами, их насмешки были следствием их неверия, но не были сами причинами их входа в куфр; то есть насмешка над Исламом не является доказательством в том, чтобы обвинять кого-нибудь в неверии. На это мы ответим следующее:
Утверждение, что слова насмешки н могут быть причиной вхождения в куфр противоречит кораническому тексту: "Не извиняйтесь! Вы вошли в неверие, после того как уверовали".
Нет сомнения в том, что Коран вводит в действия свои суждения и положения не опираясь на частные случаи, на основании которых соответствующие аяты были сниспущены.
При вынесении шариатских суждений во внимание принимается внешние слова и деяния субъекта, что касается скрытого от нас внутреннего положения, которое можно узнать только при помощи божественного откровения, то во избежание путаницы и недоразумения между людьми внутреннее положение во внимание не принимается. Поэтому источником обвинения в неверии являются только внешние деяния и слова.
Вера упомянутая в аяте "Вы вошли в неверие, после того как уверовали", может пониматься как настоящая или как по одному мнению формальная (юридическая). При любом понимании верно следующее рассуждение. Сначала к этим людям применялись правовые нормы, применяемые к муслимам. Затем, после того они произнесли слова неверия, к ним начались применяться нормы, применяемые к кафирам. Теперь мы спрашиваем, раз они были неверными раньше, то почему обвинение их в неверии было отсрочено, тем более, что, несомненно, эти слова они произносили и раньше? Кроме этого обвинение было выполнено сразу после произнесение слов, а вы говорили, что эти слова не являются причиной обвинения в неверии. Далее, если они стали неверными не по этой причине, а по какой-нибудь другой, почему они просили прощения именно за эти слова, а не за, что-нибудь другое?
Все эти сложности можно разрешить только в свете понимания салафа. Салаф вынес им суждение такфира по причине того, что они сказали эти слова. Поэтому суждение такфира распространяется на всех, кто совершит подобное деяние. Как и говорит ибн Таймия сначала они обладали некоей верой и знали, что говорить слова насмешки запрещено. Но они полагали, что если они не будут верить в смысл этих слов и будут произносить это просто так, из забавы, то они не станут неверными. Коран не опроверг то, что они делали это из забавы, но сообщил, что они стали неверными. Отсюда становится понятно, что в произношении слов неверия или в совершении деяний куфра нет оправдания шутке или забаве, или чему-нибудь подобному. Единственным оправданием этому является икрах.
Но, несмотря на то, что они не знали, что станут неверными; несмотря на то, что они не хотели и не намеревались стать неверными шариат сообщил, что они стали неверными и не принял во внимание их незнание и незлонамеренность.
Как верно сказал Посланник, :
"Людей волокут в Ад лицом вниз только по причине плодов их языков".
(Ахмад, Баб аль-Иман; Тирмизи, Баб аль-Иман; Ибну Маджа; Бухари; Муслим)