Повинуясь друг другу в страхе Божием

Еф. 5:21

Семья (то есть домашний очаг, дом, состоящий из родителей и детей, с родственниками, друзьями и слугами или без них) является древнейшим и важнейшим институтом человеческого общества. Библия подчеркивает духовное значение семьи как ячейки общества и среды, в которой происходит процесс воспитания зрелой личности.

Семье присуща властная вертикаль, в соответствии с которой муж руководит женой, а родители детьми. Всякое руководство является формой служения, но никак не тирании, вот почему все функции семейного руководства должны исполняться в любви (Еф. 5:22-6:4; Кол. 3:18-21; 1 Пет. 3:1-7). Четвертая заповедь Декалога требует, чтобы глава семейства следил за соблюдением субботы всеми домочадцами; пятая - чтобы дети почитали родителей и повиновались им (Исх. 20:8-12; Еф. 6:1-3). Сам Иисус - пример должного исполнения этих заповедей (Лк. 2:51). Далее, Он был непримирим по отношению к людям, которые имели вид благочестия, а на деле уклонялись от своего долга перед родителями (Мк. 7:6-13); и накануне Своей смерти Иисус не забыл позаботиться о будущем Своей матери (Ин. 19:25-27).

Семья должна быть сообществом, которое наставляет и учит о Боге и благочестии. Дети нуждаются в наставлении (Быт. 18:18-19; Втор. 4:9; 6:6-8; 11:18-21; Прит. 22:6; Еф. 6:4) и в побуждении к серьезной учебе как основанию жизни (Прит. 1:8; 6:20). Чтобы уводить детей от ребяческого безрассудства и приводить к мудрости самообладания, необходимо управляющее и исправляющее обучение, то есть дисциплина (Прит. 13:24; 19:18; 22:15; 23:13-14; 29:15, 17). Бог целенаправленно, с любовью дисциплинирует Божье семейство (Прит. 3:11-12; Евр. 12:5-11), так же следует поступать и главе человеческой семьи.

Семья должна быть ячейкой святого сообщества. Ветхозаветная Пасха отмечалась в семье (Исх. 12:3). Слова Иисуса Навина "...а я и дом мой будем служить Господу" (Иис. Н. 24:15) - пример всем верующим. В новозаветный период дом становится ячейкой святого сообщества, объединенного верой Христовой (Деян. 11:14; 16:15, 31-33; 1 Кор. 1:16). Пригодность кандидатов на руководящие посты в церкви должна оцениваться на основании того, как хорошо они управляют своим домом (1 Тим. 3:4-5, 12; Тит.1:6).

Созидание крепкого семейного уклада всегда должно выступать в качестве приоритетной задачи в нашем служении Богу.

МИР

ХРИСТИАНЕ ДОЛЖНЫ СЛУЖИТЬ И ПРЕОБРАЗОВЫВАТЬ ОБЩЕСТВО

Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: "не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся", - что все истлевает от употребления, - по заповедям и учению человеческому?

Кол. 2:20-22

Слово мир в Новом Завете означает то же, что и в Ветхом, то есть эту землю, природу, сотворенную Богом. Но чаще всего слово "мир" означает род человеческий, пребывающий в состоянии греховности и нравственной порочности; мир, радикально противостоящий Богу и преданный злу. Временами оба эти значения, по всей видимости, сочетаются так, что слово "мир" надо понимать в совокупности обоих смыслов как упорствующих в своей неправоте людей, навлекающих на себя позор и гнев Божий злоупотреблением всем созданным.

Христиане посланы в этот мир своим Господом (Ин. 17:18) для свидетельства о Божьем Христе и Его Царстве (Мф. 24:14; ср. Рим. 10:18; Кол. 1:6, 23) и для служения его, мира, нуждам. Но этот свой труд они должны совершать, не становясь жертвами его материалистического духа (Мф. 6:19-24, 32), его безразличия к Богу и грядущей жизни (Лк. 12:13-21) и его самонадеянного поиска лишь удовольствий, выгоды и достатка (1 Ин. 2:15-17). В настоящее время мир есть царство сатаны (Ин. 14:30; 2 Кор. 4:4; 1 Ин. 5:19; ср. Лк. 4:5-7), и внешний вид и внутреннее содержание человеческого общества отражают больше сатанинскую гордыню, чем Христово смирение.

Христиане, подобно Христу, должны сочувствовать тревогам и заботам людей, чтобы действенно служить им и сообщаться с ними. Однако делать это они должны на основании своей оторванности от этого мира, в котором в настоящий момент они находятся, возвращаясь домой, к Богу, и в котором их единственной целью должно стать угождение Богу (Кол. 1:9-12; 1 Пет. 2:11). Писание не санкционирует ни удаление в монастырь (Ин. 17:15), ни тем более обмирщение (то есть любую форму житейской поглощенности собой, которая характеризует людей в этом мире: Тит. 2:12). Иисус поощрял Своих учеников брать пример с мирских людей, изобретательно использующих деньги для осуществления своих целей, с той лишь разницей, что цель перед ними должна быть надлежащей - не суетная, земная обеспеченность, а небесная слава (Лк. 16:9).

Следовательно, важнейшее требование Бога к христианам, живущим в этом мире, такое: они обязаны отличаться от окружающих верностью Божьим нравственным абсолютам, деятельной любовью, уклоняться от постыдной распущенности и хранить достоинство носителей образа Божьего путем отказа от безответственного потакания своим желаниям (Рим. 12:2; Еф. 4:17-24; Кол. 3:5-11). Мы должны полностью порвать с ценностными установками мира и мирским образом жизни, чтобы преображаться в образ Христов в позитивном смысле (Еф. 4:25-5:17).

Перед христианами стоит тройственная задача. Во-первых, они должны, исполняя главное поручение Церкви, благовествовать о Христе (Мф. 28:19-20; Лк. 24:46-48); следовательно, каждый христианин обязан прилагать все усилия для обращения неверующих. Важную роль в этом играет преображенная жизнь самого благовествующего (1 Пет. 2:12). Во-вторых, любовь к ближним должна постоянно подвигать христиан ко всякого рода благотворительности. В-третьих, они призваны исполнить "культурное предписание", данное Богом роду человеческому по сотворении мира (Быт. 1:28-30; Пс. 8:6-8). Человек был создан, чтобы управлять Божьим миром, и это управление является элементом человеческого призвания во Христе. Надо отметить, что за этим стоит усердный, прилежный труд для Божьей славы и блага других людей. В этом суть подлинной протестантской "трудовой этики". Смысл в том, что исполнение Божьего "призвания" является исполнением требований религиозной дисциплины.

Зная, что Бог по благости Своего промысла и долготерпению, даже перед лицом человеческого греха, хранит и насыщает Свой заблудший мир (Деян. 14:16-17), христиане должны заниматься всякого рода законной деятельностью на основании христианских ценностных установок и мировоззрения и быть солью (консервантом, придающим продуктам вкус) и светом (освещающим предлежащий путь) в человеческом обществе (Мф. 5:13-16). Если каждый христианин будет выполнять свое предназначение, христианство станет движущей силой социальных преобразований.

ГОСУДАРСТВО

ХРИСТИАНЕ ОБЯЗАНЫ УВАЖАТЬ ЗАКОННУЮ ВЛАСТЬ

Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.

Рим. 13:1-2

Государственная власть - это орудие, предназначенное Богом для управления людьми. Данное орудие - одно из ряда подобных средств, к числу которых относятся также власть служителей в церкви, родителей в семье и учителей в школе. У каждого из этих орудий своя сфера действия, находящаяся, в свою очередь, под властью Христа, Который управляет творением от имени Отца и определяет границу каждой из этих сфер по отношению к остальным. В падшем мире эти структуры власти являются институтами "общей благодати" Бога (благого промысла), выступающими в качестве надежной защиты от анархии, "закона джунглей" и разложения упорядоченного строя.

Основываясь на Рим. 13:1-7 и 1 Пет. 2:13-17, Вестминстерское исповедание определяет сферу действия гражданских властей следующим образом:

Бог, величайший Господь и Царь всего мира, учредил гражданские власти, чтобы они, подчиняясь Ему, стояли над народом ради Его славы и общественного блага; с этой целью Он дал им власть использовать меч для защиты и поддержки делающих добро и для наказания творящих зло... Гражданские власти не могут принимать на себя служение словами и совершение таинств или власть иметь ключи от Царства Небесного ("О гражданской власти". Вестминстерское исповедание. - Примеч. ред.). (XXIII. 1, 3)

Поскольку государственная власть существует ради благополучия всего общества, Бог дал ей "меч", то есть право на законное применение силы для проведения в жизнь справедливых законов (Рим. 13:4). Христиане должны признавать ее как часть установленного Богом порядка (Рим. 13:1-2). Однако гражданские власти не смеют использовать этот меч для преследования последователей или оппонентов той или иной религиозной системы или для содействия всякого рода злу.

Государство может надлежащим образом собирать налоги, необходимые для выполнения им своих функций (Мф. 22:15-21; Рим. 13:6-7). Однако в том случае, когда оно запрещает то, чего требует Бог, или требует того, что Он запрещает, невозможно избежать той или иной формы гражданского неповиновения (Отказ от уплаты неправедных налогов, несения военной службы и т. п. - Примеч. перев.) со всеми вытекающими отсюда последствиями (выказывая таким образом подчинение богоданной власти государства как таковой) (Деян. 4:18-31; 5:17-29).

Христиане должны требовать от правительства добросовестного исполнения предназначенной ему роли. Им надлежит молиться за гражданские власти, повиноваться им и в то же время наблюдать за ними (1 Тим. 2:1-4; 1 Пет. 2:13-14), напоминая им, что Бог поставил их править государством, защищать его граждан и поддерживать общественный порядок, а не нарушать его. В падшем мире, где власти часто бывают продажны, демократические институты, которые делят исполнительную власть со многими и делают всех начальствующих ответственными перед народом, обычно подают больше надежд на то, что удастся избежать тирании и защитить законные права всех граждан.

Наши рекомендации