Постепенное развитие (эволюция) нововведений
Предисловие.
Воистину, вся хвала принадлежит Аллаху, которого мы восхваляем, просим о помощи и у которого ищем прибежища. Мы прибегаем к Аллаху от зла наших душ и от наших дурных дел. Кого поведет Аллах, того никто не собьет, а того, кого Он сбивает, того никто не наставит. Я свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, не имеющего сотоварищей, и я свидетельствую, что Мухаммад является Его рабом и посланником.
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами»[2].
«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем которого вы просите друг друга и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами»[3].
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, тот уже достиг великого успеха»[4].
А затем:
Воистину, самая правдивая речь – это речь Аллаха, а самое верное руководство – это руководство Мухаммада ﷺ. Самыми же плохими делами являются новоизобретенные дела, и каждое новоизобретенное дело является нововведением, а каждое нововведение является заблуждением и каждое заблуждение в огне.
Воистину, Всевышний Аллах ниспослал Свою Книгу, как свет, руководство и различение для всего. Также, Он послал Своего посланника, как наставляющего, радующего и предостерегающего. Он ﷺ разъяснил своей общине то, в чем она нуждается из основ и ответвлений. И самое великое из того, что он ﷺ разъяснил им – это сущность Имана и куфра, Таухида и ширка, искренности и лицемерия. Объяснения этих понятий, которые находятся в Коране и Сунне, являются самыми великими, самыми точными и самыми полезными объяснениями. «Поэтому, они не нуждаются в доказательствах, основанных на грамматике и на то, как эти слова использовали арабы. Поэтому, является обязательным в толковании этих названий возвращаться к толкованиям Аллаха и Его посланника. Воистину, они будут достаточными и полными» (маджму аль фатава 7/286.)
Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, придерживались того, что им разъяснил Коран, и что им растолковала Сунна, и из последствий этого было то, что они единогласно объединились на том, что Иман – это слова и дела, повышается и понижается. По этой причине Аллах защитил их от попадания в нововведения и спас их от противоречия Сунне.
Потом появились хавариджи и стали отказываться от доказательств Корана и Сунны, их понимание уклонилось от понимания лучших людей Уммы. Они проявили крайность в принятии внешнего понимания текстов угроз, стали обвинять мусульман в неверии за большие грехи и стали отрицать повышение и понижение Имана. По их заявлениям, он является чем-то единым, если утратится часть его, то он утратится полностью. У них люди делятся на две категории: или праведный мусульманин или же грешный кафир.
Потом пришли мурджииты с противоположным тому, с чем пришли хавариджи. Они проявили крайность в принятии внешнего понимания текстов обещания и милости и вывели дела из понятия Имана. Они дозволили самому грешному из людей, чтобы он говорил, что его Иман подобен Иману Джибриля и Микаиля.
Порицание саляфами мурджиитов было очень сильным, что даже сказал Ибрахим ан-Наха’и, да помилует его Аллах: «Фитна мурджиитов более опасна для этой Уммы, чем фитна аль-Азарика (хавариджи)». Также, сказал Имам аз-Зухри: «Не было введено в Ислам нововведение более вредное для мусульман, чем нововведение Ирджа». Также, сказал Имам аль-Ауза’и: «Яхъя бин Абу Касир и Катада говорили: «Ничто из страстей так не страшно для Уммы, как Ирджа». Шурейк аль-Кады, когда упомянул мурджиитов, сказал: «Они самые поганые люди. Конечно, достаточно наммерзости рафидитов, но мурджииты лгут на Аллаха». Сказал Суфьян ас-Саури: «Мурджииты сделали Ислам тоньше, чем самая тонкая ткань»[5].
Среди первых мурджиитов было много поклоняющихся и аскетов, и в самом начале их разногласие с Ахлю Сунной в основном возвращалось к разногласию в выражениях. «Однако слова, которые соответствуют Корану и Сунне являются единственно правильными. И никому не дозволяется говорить что-либо, что противоречит словам Аллаха и Его посланника, что стало причиной возникновения философов из числа мурджиитов и других и появления грехов. Поэтому, эта небольшая ошибка в выражениях стала причиной возникновения великих ошибок в убеждениях и делах. Поэтому, стало великим порицание мурджиитов» (маджму аль-фатава 7/394.)
С тех пор, в вопросе понятия Имана люди разделились на 4 мнения:
1. Мнение хавариджей, которые обвиняют в неверии мусульман и делают дозволенными их кровь и имущество. Это является крайностью и чрезмерностью в вопросе Имана и куфра.
2. Мнение мурджиитов, джахмитов и тех, кто последовал за ними, которые вывели дела из понятия Имана. Большинство из них заявляют, что куфр проявляется только в сердце, а это когда человек считает ложным что-либо из религии или отрицает что-либо, или когда он отказывается повиноваться Исламу, упрямясь и проявляя высокомерие. Это является нерадением и упущением в вопросе Имана и куфра.
3. Мнение Ахлю Сунны (салафитов), слова которых занимают срединную позицию между этими двумя мнениями, и являются Истиной между двумя ложными высказываниями и руководством между двумя заблуждениями. Они сказали: «Воистину, Иман – это слова и дела, он увеличивается и уменьшается». Также, они сказали, что в одном человеке может объединиться Иман и куфр[6], Сунна и нововведение, подчинение и ослушание. Они не обвиняют в неверии грешников, как это делают хавариджи. Также, они не описывают грешников и нечестивцев полным Иманом, как это делают мурджииты. Они не ограничивают куфр отрицанием и такзибом[7], как это делают джахмиты. Напротив, они говорят, что куфр проявляется в словах, делах, убеждении и оставлении так же, как Иман проявляется в словах, делах и убеждениях.
Составили имамы Ахлю Сунны для разъяснения этих суннитско-саляфитских убеждений множество трудов. Из них книги: «аль-Иман», автор Ибн Абу Шейба, да помилует его Аллах; «аль-Иман», автор Абу ‘Убейд аль-Касим бин Салям, да помилует его Аллах; «аль-Иман», автор Ибн Мандах, да помилует его Аллах; «Великая степень молитвы», автор аль-Марвази, да помилует его Аллах. Это только те труды, которые не называются именами «Сунна» и «Убеждения», подобно книге «ас-Сунна», автор ‘Абдулла бин Ахмад, да помилует его Аллах, а также книге «ас-Сунна», автор аль-Халляль, да помилует его Аллах и других.
Также, шейх аль-Ислам Ибн Теймия написал две свои книги «аль-Иман» и «аль-Иман аль-Аусат» и они являются самым лучшим и самым полноценным, что было написано в этом вопросе. Как итог, становится ясным, что саляфы позаботились о создании трудов в этом великом вопросе. Они сделали это по причине его важности, множества разногласий и замешательств в нем. Но это не избавляет нас от создания современных трудов в этом вопросе для его облегчения и приближения, для раскрытия новых сомнений, которых придерживаются постепенно изменяющиеся нововведенческие течения и для перенесения этого вопроса из стадии в стадию.
Постепенное развитие (эволюция) нововведений.
Хариджиты разделились примерно на 30 групп, а мурджииты – на 12, о чем упомянул аль-Аш’ари и другие. Является постоянным состоянием заблуждений, а в особенности нововведенцев прошлых и настоящих времен, разделение, разногласия и смятение. Они противоречат Корану, и Коран противоречит им.
Хотелось бы тут отметить, что нововведение хариджитов не остановилось у тех границ, по которым их определяли раньше, а это обвинение в неверии за большие грехи и отрицание возрастания и уменьшения Имана. Напротив, у них появились другие качества, в которых еще больше чрезмерности и отклонений. Наподобие обобщенного обвинения в неверии и установления основы в людях, что они неверные, кроме тех, чей Ислам был доказан посредством согласия с их мазхабом. Также, они отклонились в понимании правила: «Кто не обвиняет в неверии кафира, тот сам является кафиром». Из этого зародилось заблуждение, которое называется «Цепной такфир». По этой причине опасность стала великой, распространилось зло и стали дозволенными кровь и имущество мусульман. Начали разговаривать в этих великих вопросах невежды и разные недоучки из тех, кто молоды в годах и глупы в умах.
Печалит то, что эта порочная методология не получила свою долю опровержений, разоблачений и разъяснений, вместе с тем, что в этом есть крайняя нужда. У меня было намерение рассмотреть их высказывания, изучить их сомнения и привести их в этом труде, но мне помешало сделать это две причины:
1. То, что не было облегчено мне изучить их новоизобретенные сомнения, так как я не нашел для этого достаточно времени. И я думаю, что нет пользы, писать на эту тему, не изучив их современные сомнения и не посмотрев на их общие высказывания.
2. Я посчитал, что внесение в книгу слов о хариджитах и их сомнениях сделает её ещё толще, что нарушит возможность ее использования, которое бы желалось.
Поэтому, я посчитал полезным отложить написание труда на эту важную тему на неопределенный срок. Если нововведения хариджитов развивались таким образом, как я уже указал выше, то мурджииты не ограничились на подобном развитии и изменениях. В особенности они видоизменились после того, как имам аль-Аш’ари стал приверженцем своего первого мнения, а его соратники последовали за мнением Джахма. Они попытались объединить свой мазхаб с мазхабом Ахлю Сунны. Плодом этого оказалось воззрение о том, что Иман увеличивается и уменьшается и в нем допускается оговорка, вместе с выводом дел из Имана и ограничением куфра на отрицании и такзибе чего-либо из религии, и на том, что указывает на это.
Если этот путь, который напичкан противоречиями, вызывает удивление, то ещё большего удивления вызывает то, что происходит в наше время. А это попадание в Ирджа тех, кто приписывает себя к Сунне и хадису. Дошло до того, что некоторые из них заявили, что куфр ограничивается на отрицании и такзибе чего-либо из Ислама. Они стали отрицать, что что-либо из слов и дел может быть куфром само по себе[8]. Другие же из них заявили, что дела являются дополнением Имана, а не его столпом (рукн). Что оставивший все дела является мусульманином, который находится под пожеланием Аллаха[9] и что Иман может быть в сердце, проявляясь на словах и на делах сердца, но, не оказывая влияния на внешние органы, то есть без выполнения фардов или желательных дел. И все это при том, что они говорят, что Иман – это слова и дела, повышается и понижается.
И так как эти люди являются приближенными к Сунне и приписываемыми к ней, то по их причине стала великой фитна (смута), и умножились из-за них разногласия. Так, что некоторые массы людей стали полагать, что то, чего придерживаются они, является Истиной, а те, кто противоречит им – какой бы высокой не была их степень – пошли по пути хариджитов и му’тазилитов. Более того, среди них есть те, кто открыто заявляет об этом. Сказал один из них о тех людях, которые обвиняют в куфре за полное оставление дел: «Истина заключается в том, что этим самым они подтверждают мазхаб хариджитов и му’тазилитов, чувствуют они это или не чувствуют»[10].
Итог вышесказанного заключается в том, что идеология Ирджа (мурджиизм) вернулась, но не в том виде, в котором она была во времена саляфов, а это: извлечение дел из Имана, отрицание увеличения и уменьшения Имана и оговорки в Имане. Поэтому, во времена саляфов даже было распространено то, что если человек будет говорить противоположное этому, то он избавится от Ирджа.
И вот пришли те, кто объединил две не объединяемые вещи, они говорят: «Иман – это слова и дела, но куфр не бывает в словах и делах». Также, появились те, кто говорит: «Иман – это слова и дела», а потом говорит: «Однако Иман присутствует и считается достоверным без наличия дел».
Причиной появления этого отклонения являются две вещи:
1. Невежество об убеждениях Ахлю Сунны и отсутствие их изучения у достоверных ученых. Также обольщение тем, что написали аш’ариты в своих трудах и толкованиях. Дошло до того, что некоторые требующие знания стали разногласить относительно иблиса и фараона, были ли они признающими Истину или нет. Также они стали разногласить о том, делает ли внутренний Иман обязательными внешние дела или нет. Суть этого вопроса заключается в том, как об этом сказал шейх аль-Ислам Ибн Теймия, да помилует его Аллах: «Многие из поздних (халяфов) не различают между мазхабом саляфов и высказываниями мурджиитов и джахмитов. Из-за перемешивания одного с другим в словах многих из тех, кто внутренне придерживается взглядов мурджиитов и джахмитов в вопросах Имана, но возвеличивает саляфов и мухаддисов, считая, что он объединил между ними или объединил между словами себе подобных и словами саляфов» (маджму аль-фатава 7/394.)
Также невежество об убеждениях мурджиитов и джахмитов в вопросе Имана и куфра. Так, что некоторые люди стали разногласить относительно того, вводят ли мурджииты дела сердца в Иман. Эти люди посчитали, что если они утвердят, что дела сердца входят в Иман, то они избавятся от Ирджа. Некоторые из них считают, что когда упоминается Ирджа, то это касается высказывания, которое приписывается мурджиитам, несмотря на то, что неизвестен человек, сказавший это высказывание, как об этом сообщил шейх аль-Ислам. Это высказывание гласит: «Грех не повредит обладателю Имана, а подчинение не принесет пользы кафиру».
2. Порицаемый фанатизм и высокомерие, мешающее вернуться к Истине. А также хватание за ошибки некоторых ученых и требующих знания и поддержка этих ошибок. Так, что стало обычным, что иногда ты видишь писателя, поддерживающего это мнение и находящего для него всё, что в его силах из сомнений.
Сказал шейх Салих аль-Фаузан, да хранит его Аллах, указывая на эту новую секту и разъясняя причину их отклонения: «Мурджииты делятся на 4 группы:
Первая группа – крайние мурджииты, а это джахмиты, которые говорят, что Иман – это просто познание.
Вторая группа – это аш’ариты, которые говорят, что «Иман – это только признание в сердце», а не просто познание, даже если человек не подтвердил своим языком.
Третья группа – это карамиты, которые говорят, что «Иман – это только произнесение языком», даже если человек не имеет соответствующих убеждений в сердце.
Четвертая группа – это мурджииты факихи, которые говорят, что «Иман – это произнесение языком, убеждение сердцем», но дела не входят в сущность Имана.
Существует пятая группа, которая появилась в наши дни, они говорят, что дела являются условием полноценности обязательного или желательного Имана» (шарх к «Касыде ан-Нуния»», 2/647).
Также шейх, да хранит его Аллах, упомянул мазхаб мурджиитов относительно куфра. Он сказал: «Куфр у мурджиитов ограничивается на такзибе, а это когда человек посчитал ложью Господство Аллаха или пророческую миссию пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в таком случае он становится у них кафиром. Иман у них – это только признание в сердце, а что касается дел, то они у них не входят в сущность Имана. Поэтому, у них, тот человек, который сделал земной поклон идолу или поругал Аллаха и Его посланника ﷺ или наступил на Коран, не считается кафиром до тех пор, пока он не будет считать что-либо из Религии ложным в своем сердце. У них слова и дела сами по себе не являются куфром. Такие убеждения являются мазхабом крайних мурджиитов и сегодня его выявляют некоторые обучающиеся. И нет мощи и силы, кроме как у Аллаха. Причиной их попадания в это заблуждение является невежество, так как они не брали убеждения от ученых и не обучались у них, но они брали убеждения из тетрадей и листков, не зная основ религии и Имана. Когда человек обучается посредством книг, невежд и неучей, то это ввергает его в такую опасность. Но проблема заключается в том, что эти невежды и неучи повлияли на Исламскую молодежь» (к «Касыде ан-Нуния»», 2/645.)
Также он, да сохранит его Аллах, сказал: «Ограничение вещей, выводящих из Ислама только на отрицании, является ошибкой. Сегодня некоторые неучи-писатели пытаются выявить этот мазхаб для того, чтобы Религия стала просторной для людей, а это проявляется в том, что пока человек не отрицает что-либо из Религии, он у них является мусульманином. Когда человек совершает земной поклон перед идолом и говорит: «Я не отрицаю, я признаю Таухид», то это у них является просто одним из грехов. Или этот человек сделал жертвоприношение не для Аллаха, или он поругал Аллаха или Его посланника ﷺ или Религию, он у них является мусульманином, потому что он ничего не отрицает. Это является большой ошибкой и полностью губит Религию так, что ничего от нее не остается. Поэтому, является обязательным предостерегать от этой великой опасности» (шарх к «Акыде ат-Тахавия» стр.144.)
Ученые выступили против этого современного нововведения и предостерегли от самых известных книг, которые призывают к нему. Они разъяснили Истину, опровергли порицаемое и дали наставление Умме. Да воздаст им Аллах благом.