А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет

Гал. 3:11

Учение об оправдании, главная забота апостола Павла, с наступлением Реформации оказалось в центре религиозных волнений и споров. Павел считал оправдание средоточием благовествования (Рим. 1:17; 3:21-5:21; Гал. 2:15-5:1), что определяло направленность его проповеди (Деян. 13:38-39) и всю его жизнь в смысле преданности, послушания и одухотворенности (2 Кор. 5:13-21; Флп. 3:4-14). Хотя остальные новозаветные авторы излагают, в сущности, то же учение об оправдании, протестанты провозглашали и защищали его на протяжении почти пяти веков, опираясь в основном на писания Павла.

Оправдание - это справедливый акт прощения грешников (нечестивых и безбожных людей, Рим. 4:5; 3:9-24) Богом-Судией, акт принятия их как праведных, и в связи с этим восстановление на постоянной основе прерванных ранее в результате грехопадения отношений человека с Богом. Этот оправдательный приговор представляется даром Божьей праведности в Иисусе Христе (Рим. 5:15-17; 2 Кор. 5:21).

Вынесение Богом оправдательного приговора может представляться странным, поскольку объявление грешников праведными кажется совершенно несправедливым решением судьи, которое запрещено самим законом Божьим (Втор. 25:1; Прит. 17:15). Тем не менее это решение - справедливое, поскольку основано на праведности Иисуса Христа, Который в качестве "последнего Адама" (1 Кор. 15:45), нашего представительного Главы, покорился закону, связывавшему нас, и претерпел наказание за беззаконие, которое должно было постичь нас, и тем самым (если употребить специальный термин, распространенный в Средневековье) "стяжал" наше оправдание. Вот почему мы оправдываемся по справедливости, на основании совершившегося правого дела (Рим. 3:25-26) и Христовой праведности, зачтенной нам во благо (Рим. 5:18-19).

Божий оправдательный приговор есть суд последнего дня, который определит, где нам проводить вечность; суд, перенесенный в настоящее и объявленный в этой жизни. Это последний суд, имеющий важное значение для определения нашей участи; и Бог никогда не пересмотрит его, хотя сатане и дано право обжаловать вердикт Божий много раз (Зах. 3:1; Отк. 12:10; Рим. 8:33-34). Оправдание - это вечная гарантия спасения (Рим. 5:1-5; 8:30).

Необходимым условием оправдания (или его причиной) является личная вера в Иисуса Христа как распятого Спасителя и воскресшего Господа (Рим. 4:23-25; 10:8-13), поскольку, по существу дела, основание нашего оправдания - целиком и полностью во Христе. Посвящая себя Иисусу, мы получаем от Него дар праведности, так что, "принимая условия Христа", как говорили реформатские проповедники в прошлом, мы обретаем божественное прощение и благоволение, которого нам иначе никак не добиться (Гал. 2:15-16; 3:24).

Католическое богословие дополняет понятие оправдания понятием освящения, а само оправдание рассматривает как процесс, а не одномоментное событие; католики утверждают, что хотя вера и помогает обрести благоволение Бога, попытки искупить свои грехи и добрые дела приводят к тому же. Католицизм рассматривает крещение как важнейшее условие оправдания, а таинство покаяния - для восстановления утраченного первоначального Божьего благоволения по совершении верующим смертного греха. Согласно католической точке зрения, верующие спасаются с помощью благодати, источником которой является Христос, но при посредстве церковной системы таинств, так что в обычной жизни нет никакого смысла уповать на Божью благодать. Это довольно далеко от того, о чем говорил Павел.

УСЫНОВЛЕНИЕ

БОГ УСЫНОВЛЯЕТ СВОИХ ИЗБРАННЫХ

Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.

Гал. 4:4-5

Павел учит, что дар оправдания (то есть нынешнее благоволение Бога как Судии мира) обеспечивает наше усыновление (то есть постоянное близкое, родственное общение с Богом как Небесным Отцом, Гал. 3:26; 4:4-7). В то время, когда жил Павел, бездетные богачи обыкновенно усыновляли молодых людей доброго нрава, чтобы сделать их своими наследниками и продолжить свой род. Павел же утверждает, что Бог по милости усыновляет злонравных, чтобы сделать их "наследниками Божиими, сонаследниками... Христу" (Рим. 8:17).

В основании усыновления лежит главное благословение - оправдание; усыновление венчает благословение оправдания, а оправдание прокладывает ему дорогу. Бог усыновляет всех, кто принимает Христа (Ин. 1:12). Положение усыновленного означает, что Бог во Христе и через Христа возлюбил его, как возлюбил Единородного Сына Своего, и прославит его, как ныне прославил Христа (Рим. 8:17, 38-39). В настоящей жизни верующие пребывают под дланью Бога, попечительствующего и наказывающего Своих детей (Мф. 6:26; Евр. 12:5-11), а также научаются, особенно Иисусом, жить постоянно в свете знания о том, что Бог - их Отец Небесный. Они должны молиться Ему (Мф. 6:5-13), подражать Ему (Мф. 5:44-48; 6:12, 14-15; 18:21-35; Еф. 4:32-5:2) и доверять Ему (Мф. 6:25-34), выказывая тем самым сыновние чувства, которые Святым Духом вкладываются в их сердца (Рим. 8:15-17; Гал. 4:6).

Усыновление и возрождение идут бок о бок, как два аспекта спасения, которое приносит Христос (Ин. 1:12-13), тем не менее их следует отличать друг от друга. Усыновление - это дар особых отношений с Богом, между тем как возрождение - это радикальная перемена нашей нравственной природы. И все же связь между ними очевидна; Бог желает, чтобы Его дети, которых Он возлюбил, имели Его природу и вели себя сообразно с ней.

ОСВЯЩЕНИЕ

ХРИСТИАНИН ВОЗРАСТАЕТ В БЛАГОДАТИ

Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? ... И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

1 Кор. 6:9, 11

Освящение, как записано в Кратком Вестминстерском катехизисе (вопрос 35), есть "дело Божией благодати, посредством которой мы обновляемся по образу Божию во всем своем человеческом естестве и становимся способны все больше и больше умирать для греха и жить для праведности". Смысл этого понятия состоит не в том, что грех удаляется из нас полностью, с корнями (максимализм) или просто нейтрализуется (минимализм), а в том, что Бог в течение долгого времени менял, меняет и будет менять нашу природу, избавляя от греховных влечений и созидая в нас чувствования, наклонности и добродетели Христовы.

Освящение - это процесс очищения от греха, бесконечное преобразование в пределах установленного, порождающее реальную праведность в рамках относительной святости. Источником относительной святости, избранности для Бога, является крест, которым Бог при посредстве Христа искупил нас и объявил Своими (Деян. 20:28; 26:18; Евр. 10:10). Источником нравственного обновления, посредством которого мы постоянно изменяемся по сравнению с тем, какими мы были некогда, является сила обитающего в нас Святого Духа (Рим. 8:13; 12:1-2; 1 Кор. 6:11, 19-20; 2 Кор. 3:18; Еф. 4:22-24; 1 Фес. 5:23; 2 Фес. 2:13; Евр. 13:20-21). Бог призывает Своих детей к освящению и по милости Своей дает то, к чему обязывает (1 Фес. 4:4; 5:23).

Если возрождение есть рождение, то освящение есть возрастание. При возрождении Бог дает нам стремления, которых раньше у нас не было: стремление к Богу, к святости, к почитанию и прославлению имени Божьего в этом мире; стремление молиться, служить и угождать Богу, любить, поклоняться и хвалить Бога; стремление благотворить и выказывать любовь к ближним. В процессе освящения Святой Дух "производит... и хотение и действие по Своему благоволению" согласно Божьему намерению; то, что Он делает, побуждает нас "совершать свое спасение" (то есть выражать это на деле), осуществляя эти новые желания (Флп. 2:12-13). Христиане все больше уподобляются Христу по мере того, как в них созидается "плод Духа" - нравственный облик Иисуса (2 Кор. 3:18; Гал. 4:19; 5:22-25). Исходя из того, как Павел употребляет слово слава во 2 Кор. 3:18, можно заключить, что в его понимании освящение природы уверовавшего есть начавшееся его прославление. После физического преображения наше уничиженное тело уподобится телу Христову, станет соответствовать нашей совершенно преобразившейся нравственной природе, будет совершенным средством отражения ее, после чего и завершится наше прославление (Флп. 3:20-21;1 Кор. 15:49-53).

Возрождение представляло собой моментальный, монергический акт оживления духовно мертвого. Само по себе возрождение есть исключительно дело Божье. Освящение же в определенном смысле синергично - это непрекращающийся процесс совместной деятельности, в которой от возрожденных людей, живых для Бога и мертвых для греха (Рим. 6:11, 14-18), требуется длительное, непрерывное послушание. Божий способ освящения - не активизм (Доктрина, утверждающая, что деятельность является основой жизни. - Примеч. перев.) (активность, полагающаяся на собственные силы и свое суждение) и не апатия (пассивность, полагающаяся на Бога), а усилия, во всем зависимые от Бога (2 Кор. 7:1; Флп. 3:10-14; Евр. 12:14). Зная, что без Христовой силы мы ничего не способны делать как следует (в нравственном смысле) и что Он готов укрепить нас на все, к чему Он призывает нас (Флп. 4:13), мы "остаемся на месте" (пребываем) во Христе, постоянно обращаясь к Нему за помощью - и получая ее (Кол. 1:11; 1 Тим. 1:12; 2 Тим. 1:7; 2:1).

Стандарт, на который направлено Божье дело освящения Своих святых, - это богооткровенный нравственный закон, истолкованный и явленный Самим Христом. Нам следует осознанно подражать Христовой любви, смирению и долготерпению под давлением любых неблагоприятных обстоятельств (Еф. 5:2; Флп. 2:5-11; 1 Пет. 2:21), поскольку дух и установка на уподобление Христу входят в число требований этого богооткровенного нравственного закона.

Однако верующие находят в себе противоположные стремления. С одной стороны, Дух поддерживает в них устремления и намерения, возникшие в момент возрождения; с другой, их греховность (то есть Адамовы инстинкты, "плоть"), пусть и низвергнутая с престола, но пока не уничтоженная до конца, постоянно отвлекает их от исполнения Божьей воли и совращает на пути, ведущие в погибель (Гал. 5:16-17; Иак. 1:14-15). Чтобы прояснить взаимоотношения закона и греха, Павел рассмотрел на своем примере смысл и значение необходимости полного соблюдения закона и ненавистный плен греховного поведения, которое возникает вследствие напряжения, существующего между Духом и плотью (Рим. 7:14-25). Конфликт Духа и плоти и проистекающая от этого неудовлетворенность собой не оставит христиан, пока они пребывают в уничиженном теле. И все же, бодрствуя и молясь об удалении искушений и взращивая в себе добродетели, они могут с помощью Духа "умерщвлять" (то есть лишать их жизненной силы, ослаблять их убийственные качества) те или иные конкретные вредные пристрастия, и в этом смысле все больше и больше умирать для греха (Рим. 8:13; Кол. 3:5). Христиане одержат множество побед в своей нескончаемый битве с грехом, и Бог не попустит им быть искушаемыми сверх сил (1 Кор. 10:13).

СВОБОДА

ЗА СПАСЕНИЕМ ПРИХОДИТ НЕЗАВИСИМОСТЬ

Наши рекомендации