В. Библия необходима, чтобы точно узнать волю Божью
вить грехом» (Библия: Современный перевод библейских текстов. М.: Библио-Русиком, 1997. С. 4); «Ведь если клонишься к добру, то простится тебе, если же не клонишься к добру, то у двери грех лежит, и к тебе влечение его; ты же должен властвовать над ним» (Тора: Пятикнижие Моисеево. Иерусалим; М.: Шамир, 1993. С. 29). Автор «Системати-ческого богословия» основывает свое рассуждение на следующей версии английского перевода: «If you do well, will you not be accepted?* — «Если ты поступаешь хорошо, то разве не будешь принят?» — Примеч. пер.
Ниже будет показано, что некоторое знание о воле Божьей мы можем полу-чить через свое сознание. Однако это знание часто бывает нечетким и не может дать человеку уверенности. Если бы не было записанного Слова Божьего, мы не смогли бы получить верного знания о воле Божьей ни через собственное сознание, ни через совет других людей, ни через внутреннее свидетельство Святого Духа, ни через переменчивые внешние обстоятельства, ни благодаря умению рассуждать, ни с помощью здравого смысла. Все это может обеспе-чить лишь приблизительное представление о воле Божьей, с различной степе-нью надежности, по крайней мере в падшем мире, где грех нарушает нашу способность восприятия добра и зла, вносит ложные рассуждения в процесс нашего мышления и побуждает нас время от времени подавлять в себе свиде-тельство совести (ср.: Иер. 17:9; Рим. 2:14,15; 1 Кор. 8:10; Евр. 5:14; 10:22; также 1 Тим. 4:2; Тит. 1:15).
Библия же дает ясные и верные утверждения о воле Божьей. Бог не от-крыл нам все, но Он открыл нам достаточно для того, чтобы мы познали Его волю: «Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сы-нам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Втор. 29:29). Как это было во времена Моисея, так обстоит дело и сейчас — Бог открыл нам Его слова, чтобы мы повиновались Его законам и тем самым исполняли Его волю. «Непорочны» для Бога «ходящие в законе Господнем» (Пс. 118:1). «Бла-жен» тот человек, который не следует воле нечестивых (Пс. 1:1), и воля его — «в законе Господнем», о котором он размышляет «день и ночь» (Пс. 1:2). Лю-бить Бога (и тем самым действовать угодным Ему образом) — значит «соблю-дать заповеди Его» (1 Ин. 5:3). Если мы хотим иметь верное знание о воле Бо-жьей, то мы должны приобрести его, изучая Писания.
В самом деле, Библия может дать верное знание о чем угодно. Философы утверждают: если мы признаем, что не знаем всего, то мы не можем быть уверенными и в том, что, по нашему мнению, мы знаем. Всегда может вы-явиться какой-либо неизвестный нам факт, и тогда выяснится, что то, что мы полагали истинным, на самом деле является ложным. Например, мы думаем, что знаем дату своего рождения, свое имя, возраст и т. д. Однако мы должны признать, что существует вероятность, что наши родители могли дать нам не-верную информацию на этот счет. И, когда это вскроется, наше «верное» зна-ние может оказаться неправильным. Что касается тех событий, свидетелями которых были мы сами, то все мы знаем, как велика вероятность «запомнить» слова или события неправильно и убедиться в этом позднее, когда нас попра-вят. Мы можем быть в большей степени уверены в нашем нынешнем опыте (но даже и это, скажет кто-то, может быть сном, и мы обнаружим это про-снувшись!). В любом случае очень трудно возразить философу. Ведь если мы не знаем всех фактов мира, прошлых, настоящих и будущих, как мы мо-жем быть уверены, что обладаем правильной информацией хотя бы об одном факте?
В конечном счете, у этой проблемы может быть только два решения: 1) мы должны узнать все факты мира, чтобы быть уверенными, что никакой откры-тый в будущем факт не докажет, что наши нынешние представления ложны; или 2) кто-либо знающий все факты мира и никогда не лгущий может изло
«ить нам некоторые истинные факты, и мы будем уверены, что их ничто ни-когда не опровергнет.
Второе решение — это фактически то, чем являются слова Писания. Бог шает все факты, которые уже когда-либо имели место или еще только про-изойдут в будущем. И этот Бог всеведущ, обладает абсолютно точным знани-гм, т. е. никогда не возникнет такого факта, которого Он бы уже не знал; та-ким образом, не может появиться такого факта, который доказал бы, что нечто, כ чем мыслит Бог, на самом деле является ложью. И именно основываясь на этой вечной сокровищнице истинного знания, Бог, Который никогда не лжет, збратился к нам в Писании, в котором Он сказал нам много истинного о Себе, נ нас и о мире, который Он сотворил. Ни один факт никогда не опровергнет истину, изреченную Всеведущим.
Таким образом, нам следует быть уверенными в истинах, изложенных в Писании, в большей степени, чем в любом другом знании. Если говорить о :тепени уверенности в тех знаниях, которыми мы обладаем, то в знании, ко-горое мы получаем из Писания, нам следует быть уверенными в самой выс-шей степени (если слово «уверенность» вообще может быть применимо к ка-кому-либо человеческому знанию, то его следует применить именно к такого эода знанию)4.
4 Это утверждение подразумевает, что мы убеждены в том, что Писание действи-гельно является словами Самого Бога и что мы правильно поняли, по крайней мере, отдельные части Писания. Здесь учение о ясности Писания, которое мы рассматривали в предыдущей главе, дает нам уверенность в том, что все мы в состоянии правильно понять учения Писания. А благодаря действию Святого Духа и многократным свиде-гельствам Писания мы убеждаемся в божественном авторитете Писания (рассмотрен-ном в главах, посвященных различным формам Слова Божьего). В этом смысле рассуж-цение становится цикличным, как нечто, подобное спирали, где каждая часть учения Писания подкрепляет следующую и углубляет нашу убежденность в истинности других частей учения. В ходе этого процесса наша убежденность в том, что Писание есть Слово Божье, что оно истинно, ясно и что знание, которое мы черпаем из него, верно, стано-ится тем более сильной, чем более мы изучаем Писание и размышляем над ним.
Конечно, мы можем говорить о степени уверенности в том факте, что Библия — это Слово Божье и что наше толкование того или иного учения Писания является правиль-ным. Затем, с точки зрения личного опыта, мы можем сказать, что наша уверенность в истинности знания, которое мы черпаем из Писания, становится больше, по мере того как возрастает наша уверенность в богодухновенности и ясности Писания.
Однако, с точки зрения богословия, если мы исходим из того, что Писание богодух-новенно и что мы верно понимаем его учения (по крайней мере, его основные учения), го правильно будет сказать, что мы можем быть уверены в истинности того знания, ко-орое мы черпаем из Писания.
Эта уверенность в верности знания, взятого нами из Писания, дает нам эснову для утверждения истинности многих других знаний, которыми мы об-падаем. Мы читаем Писание и обнаруживаем, что его взгляд на окружающий нас мир, на человеческую природу и на нас самих перекликается с тем, что мы узнали благодаря нашим органам чувств. Таким образом, мы получаем основание доверять нашим знаниям об окружающем мире, так как наши на-блюдения согласуются с абсолютной истиной Писания. Подобная уверен-ность в правильности наблюдений, произведенных с помощью наших глаз и ушей, получает дальнейшее подтверждение в том факте, что эти органы чувств сотворил Бог, Который в Писании часто призывает нас использовать их (ср. Прит. 20:12: «Ухо слышащее и глаз видящий — и то и другое создал Господь»).
Так христианин, который принимает Библию как Слово Божье, уходит от философского скептицизма. В этом смысле правильно было бы сказать, что для всех людей, которые не являются всеведущими, Библия необходима для верного знания о чем бы то ни было.
Этот факт важен для рассмотрения следующей темы; ниже мы утвержда-ем, что неверующие могут узнать нечто о Боге из общего откровения, которое видимо в окружающем мире. Хотя это и верно, мы должны признать, что в падшем мире знание, приобретенное через наблюдение, всегда несовершен-но, и нельзя исключить вероятность ошибки и неверного истолкования. По-этому знание о Боге и о творении, приобретенное из Писания, следует исполь-зовать для того, чтобы правильно истолковывать окружающее нас творение. Используя богословские термины, которые мы определим ниже, мы можем сказать, что для правильного истолкования общего откровения нам необхо-димо частное откровение5.