Благочестивые и неблагочестивые поступки
Слова «благодеяния и благотворительность по отношению к близким» — это справедливые и благочестивые поступки, тогда как «мерзость» и «преступление» — неблагочестивые поступки.
Всевышний Аллах сказал:
«А те, которые держатся за Книгу [Аллаха] и выстаивают Намаз...» (Преграды, 170).
Совершение Намаза — наиважнейшее условие Книги Аллаха, самый благочестивый поступок.
Он, Достойный и Величественный, сказал о Своих пророках:
«...Поистине, они устремлялись к благим делам, и призывали Нас с надеждой и трепетом, и были Они пред Нами смиренными». (Пророки, 90).
Их «призыв с надеждой и трепетом» относится к совершению благодеяний. В Коране имеется много примеров, подобных этим.
ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА МЕНЯЕТСЯ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, КАК ОН
УПОТРЕБЛЁН: ОТДЕЛЬНО ИЛИ В СОЧЕТАНИИ
Об этом типе литературного стиля: в некоторых случаях последнее идёт как часть предыдущего, следовательно, последнее связано с предыдущим, чтобы дать ему точное определение. В этом случае термин употребляется в его общем и специфическом значении.
В другом случае этот термин имеет иное значение. Когда термин употребляется отдельно, он имеет общее значение, а в сочетании с другим словом — специфическое значение. Например, слова факир (мн. ч. фукара — бедный) и мискин (мн.ч. масакин — нуждающийся, нищий). Когда употребляется только один из этих терминов, то в него включается и значение другого термина, как в Его, Славного и Всевышнего, словах:
«[Благотворительность] — для бедняков [фукара], которые удержаны на пути Аллаха». (Корова, 273), и в Его, Славного и Всевышнего, словах:
«...накормить десять бедняков [масакин]». (Трапеза, 89).
Но когда эти слова употребляются вместе, как это видно в Его, Достойного и Величественного, высказывании:
«Милостыни — только для бедных [фукара], нищих [масакин] и...» (Покаяние, 60),то они переводятся разными словами.
УПОМИНАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ
С ОБЩИМ МОЖЕТ ПРОИСХОДИТЬ ПО РАЗНЫМ ПРИЧИНАМ
Также было сказано: когда специфическое значение связано с общим значением, то оно не входит в общее значение в этом случае, а имеет такое же значение.
Изучение этого вопроса показывает, что это утверждение не всегда является верным.
Аллах Достойный и Величественный, сказал:
«Кто бывает врагом Аллаха, и Его ангелов, и Его посланников, и Джибриля и, Микаиля...» (Корова, 98).
Он, Достойный и Величественный, сказал:
«И вот Мы взяли с пророков завет — и с тебя [о Мухаммад], и с Нуха, и Ибрахима, и Мусы, и Исы, сына Марйам...»(Сонмы, 7).
Упоминание специфического значения с общим может происходить по разным причинам. Во-первых, это может происходить из-за какой-то определённой особенности, которой нет у остальных людей, что образует общее, как это произошло в случае с Нухом, Ибрахимом, Мусой и Исой. Во-вторых, это может быть из-за того, что общее значение — неопределённое, „и нельзя понять (уловить) детали, как это было в Его, Достойного и Величественного словах:
«Эта книга... руководство для богобоязненных, которые веруют в тайное [аль-гайб], совершают Намаз и раздают из того, чем Мы их наделили, и тех, которые веруют в то, что было ниспослано тебе [о Мухаммад], и в то, что было ниспослано до тебя». (Корова, 2—5).
НЕОПРЕДЕЛЁННОЕ (ТАЙНОЕ)
СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ
Его, Достойного и Величественного, слова «которые веруют в тайное» подразумевают всё тайное, во что нужно верить, однако, это довольно-таки неопределённо. Здесь не объясняется, что значит тайное: «что было ниспослано тебе [о Мухаммад] и что было ниспослано до тебя». Это также может означать, что они верят в какое-то сообщение, аль-гайб (сокровенное, доступное только Аллаху) и в сообщение о Божественной тайне, то есть «что было ниспослано тебе [о Мухаммад] и что было ниспослано до тебя».
НАМАЗ — ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ
ПРИ ПОКЛОНЕНИИ АЛЛАХУ
K этому относятся слова Аллаха Достойного и Величественного :
«Читай им то, что открыто тебе из Книги [Корана] и совершай Намаз». (Паук, 45) и Его, Славного и Всевышнего, слова:
«A те, которые держатся за Книгу и совершают Намаз...». (Преграды, 170).
Чтение Корана (Книга Аллаха) oзнaчaeт: следовать ему и выполнять его предписания, как сказал Ибн Масуд о словах Аллаха Достойного и Величественного:
«Те, кому Мы даровали Книгу, читают её достойным чтением» (Корова, 121). «Они позволяют себе то, что позволительно, они запрещают то, что запретно, они верят в его неясные аллегории, и твёрдо выполняют его (то, что в его аятах)[1]» — разъяснил далее Ибн Масуд.
Поэтому, следовать Книге Аллаха означает совершать Намаз и выполнять другие предписания. Однако, Всевышний Аллах упоминает о Намазе особо, так как он имеет особое значение.
Он, Достойный и Величественный, „говорит Мусе:
«Поистине, Я — Аллах, нет божества, кроме Меня! Поклоняйся же Мне и совершай Намаз в Моё воспоминание». (Та Ха, 14).
Здесь совершение Намаза в Его, Славного и Всевышнего, воспоминание означает самое достойное почитание Его, Достойного и Величественного.
ОБЯЗАННОСТИ В ПОКЛОНЕНИИ АЛЛАХУ
ОТМЕЧЕНЫ ОСОБО, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ ИХ ЗНАЧЕНИЕ
Всевышний Аллах сказал:
«...Бойтесь наказания Аллаха и говорите правильное слово». (Сонмы,„ 70).
Он, Славный и Всевышний, также сказал:
«Бойтесь Аллаха и ищите приближения к Нему...». (Трапеза, 35).
«Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми». (Покаяние, 119).
Также, Он Достойный и Величественный, сказал:
«Поклоняйся же Ему [Аллаху]и полагайся на Него». (Худ, 123).
«Полагаться» означает искать помощи в служении Ему, Славному и Всевышнему. Эта помощь особенно необходима тем, кто поклоняется Аллаху, так как именно благодаря этой помощи выполняются другие аспекты поклонения, ибо Его, Всевышнего, можно почитать только с Его помощью.
СОВЕРШЕНСТВО СОТВОРЁННОГО СОЗДАНИЯ
СОСТОИТ В ЕГО ПОКЛОНЕНИИ
ВСЕВЫШНЕМУ АЛЛАХУ
Если уяснить себе это, то становится ясно, что совершенство земного создания зависит от его поклонения Аллаху Достойному и Величественному. Чем больше раб служит Аллаху, тем он совершеннее. Тот, кто считает, что можно выполнять не все стороны поклонения Аллаху, или лучше вообще не поклоняться Ему, тот — самый несведущий (безграмотный) из всех созданий. Он больше всех заблуждается.
Аллах Славный и Всевышний сказал:
«Они [люди] сказали: “Взял Милостивый для Себя сыновей [Ангелов].Пречист Он! Да, это всего — рабы почтенные. Не опережают они Его в Слове, и по повелению Его они действуют. Знает Он, что было до них и что будет после них, и они не заступаются, кроме как за того, к кому Он благоволит, и они от страха пред Ним трепещут». (Пророки, 26—28).
И Он, Достойный и Величественный, сказал:
«И говорят они: “Милостивый имеет сыновей. Поистине, вы совершили ужасную вещь. Небеса готовы распасться от этого, и земля разверзнуться, и горы пасть прахом оттого, что они приписали сыновей Милостивому. Но не подобает Милостивому брать Себе сыновей. Всякий, кто в Небесах и на Земле, приходит к Милостивому только как смиренный раб. Поистине, Он знает их количество и сосчитал счётом. И каждый из них придёт к Нему в день Воскресения». (Марйам, 88—95).
ИСА (ИИСУС), МИР НАД НИМ,
БЫЛ ТОЛЬКО РАБОМ АЛЛАХА
Аллах Достойный и Величественный сказал о Масихе (Мессии):
«Поистине, он [Иса] только раб, которому мы даровали милость и сделали его примером для сынов Исраила». (Украшения, 59).
Он, Достойный и Величественный, сказал:
«И Ему [Аллаху] принадлежат те, кто Небесах и на Земле, и кто у Него — те не превозносятся, пренебрегая служением Ему, и не устают [преклоняться пред Ним]. Они восхваляют Его ночью и днём неустанно, не ослабевая». (Пророки, 19—20).
И Он, Достойный и Величественный, сказал:
«Никогда не возгордится Мессия над тем, чтобы быть рабом Аллаху, ни Ангелы приближённые! А кто возгордится и откажется служить Ему — тех соберёт Он к Себе всех. Тех, которые уверовали и творили благое, — им полностью воздаст Он их награды и увеличит им от Своей щедрости. А тех, которые возгордились и отказались служить Ему, Он накажет мучительным наказанием. И не найдут они себе, помимо Аллаха, покровителя и помощника». (Женщины, 172—173).
ОТКАЗЫВАЮЩИЕСЯ ОТ ПОКЛОНЕНИЯ
АЛЛАХУ ПОПАДУТ В АД
Аллах Достойный и Величественный сказал:
«И сказал ваш Господь: “Зовите Меня и Я отвечу вам”. Поистине, те, которые превозносятся над поклонением Мне, попадут в Ад на вечное пребывание». (Верующий, 60).
Он, Достойный и Величественный, сказал:
«Из Его знамений — день и ночь, солнце и луна. Не поклоняйтесь ни солнцу, ни луне, а поклоняйтесь Аллаху, Который сотворил их, если вы действительно Его почитаете. А если они возгордятся, то те, которые у Господа твоего [Ангелы], прославляют Его днём и ночью, и они не устают». (Разъяснены, 37—38).
ИСТИННЫЙ ВЕРУЮЩИЙ НЕ ПРЕВОЗНОСИТСЯ
НАД СЛУЖЕНИЕМ ГОСПОДУ СВОЕМУ
Аллах Достойный и Величественный сказал:
«Утром и вечером [о Мухаммад] вспоминай твоего Господа в душе с покорностью и страхом, не произнося слов громко, и не будь небрежным. Поистине, те, которые у твоего Господа, они не превозносятся над служением Ему и прославляют Его и Ему поклоняются». (Преграды 205—206).
ЛУЧШИЕ СОЗДАНИЯ
ПОКЛОНЯЮТСЯ АЛЛАХУ
В Коране очень много таких аятов, в которых лучшие создания Аллаха поклоняются Ему, а те, кто не поклоняются — осуждаются. Действительно, Аллах Достойный и Величественный сказал, что Он отправил всех посланников с этим сообщением.
Он, Достойный и Величественный, сказал:
«Мы не посылали посланника до тебя [о Мухаммад],не внушив ему: “Нет божества, кроме Меня”. Поклоняйтесь же только Мне». (Пpopoки, 25).
Он, Достойный и Величественный, сказал:
«Поистине, Мы отправили к каждому народу посланника со словами: “Поклоняйтесь только Аллаху и сторонитесь тагута [язычества]». (Пчёлы, 36).