Произведения искусства сами по себе не меняют мир. Но они меняют общественное мнение и души людей, их мысли и чувства, а следовательно и поступки, а поступки меняют мир.

Каждый человек испытал воздействие тех или иных героев художественных произведений.

В детстве мы ищем для себя художественный персонаж для подражания.

В зрелом возрасте, когда наши пристрастия в основном уже сложились, мы ищем среди художественных героев союзников-единомышленников или -единострадальцев (в этом случае к механизму идентификации пристраивается механизм психической проекции[12]).

Рассмотрим подробнее первый этап приобщения к искусству, когда главную роль играет механизм психической идентификации. Ребенку трудно оценивать свои поступки через абстрактные понятия добра и зла.

Танечка Поляцкая. Сначала я пытался ее просто пристыдить: "Танечка! Это не хорошо."

В ответ она лишь строила уморительные рожицы и продолжала делать нехорошее еще активнее.

Но тут я вспомнил, что накануне мы смотрели телесказку о Золушке и злых сестрах. Я перевел разговор на эту сказку и затем спросил, кем бы она, Танечка , хотела быть в этой сказке. Последовал ответ: "Конечно, Золушкой!" И мы стали играть, импровизируя события, она - за Золушку, я - по очереди за всех остальных. Незаметно я привел действие к ситуации, в которой реальная Танечка реально зловредничала. Но теперь, будучи Золушкой, она вела себя совсем по другому, не так, как в жизни. Когда мы завершили игру, я спросил её: "Танечка, почему ты иногда ведешь себя не как Золушка, а как ее злые сестры?"

Она от неожиданности растерялась и чуть не расплакалась…

Важно, чтобы искусство учило

1)Добру.

2)Житейской мудрости

3)Мужественности и социальной гражданственности

Искусство - великий Учитель.

Благодаря ему, мы учимся сначала любить воображаемых героев, учимся побеждать воображаемых врагов, и лишь потом делаем это в реальности.

Какие задачи встают в сфере развития эстетической культуры?

1) Показать богатейшие возможности искусства и помочь овладеть его «языком». Раньше уже говорилось об условности в киноискусстве. Прямая и обратная перспектива.

Уметь "войти" в художественную реальность. Притча о принце, вошедшем в картину.

Как Фима (Планетарий) картины смотрел.

Немалое число молодых людей ищет в искусстве только забвение, уход от будничной жизни, возможность "расслабиться".

2) Помочь расширить многообразие художественного вкуса.

Не надо думать, что стоит предложить молодежи подлинно глубокое произведение искусства, она тут же перестанет подсматривать, что происходит "за стеклом" и переориентируется на художественный шедевр. К восприятию шедевра важно подготовиться.

3) Помочь возвысить художественный вкус.

[1] По пьесе «Чайка» можно слегка пополнить свои орнитологические представления. Но чеховская драма бесценна совсем другими достоинствами.

[2] В. Гюго, Бернар.

[3] У Феллини спросили: - Насколько автобиографичен фильм «8 с половиной»? – Даже если бы я делал фильм про рыбу, это был бы автобиографический фильм…

А в одной веселой кинокомедии дирижер исполнял государственный гимн в зависимости от отношений со своей женой.

[4] См. файл «Философия Тема 1».

[5] Именно типическое, а не типовое или типичное (см. Эстетика: Словарь.)

[6] Р. Гамзатов. ЛГ 24.8.83.

[7] К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв., 1956, с. 616—20

[8] Левада Ю.А. Игровые структуры в системах социального действия // Системные исследования. Методологические проблемы. М.: Наука. С. 287

[9] Сл. по Эстетике

[10] Правда, здесь нельзя впадать в крайности. Достоевский в статье «Г-н -бов и вопрос об искусстве» писал, что если бы в дни лиссабонского землетрясения 18-го века самый любимейший поэт написал что-нибудь вроде: «Шепот, робкое дыханье…», то его казнили бы всенародно на площади. Правда, дальше он продолжал: «Поэта-то они б казнили, а через тридцать, через пятьдесят лет поставили бы ему на площади памятник за его удивительные стихи вообще, а вместе с тем и за «пурпур розы» в частности».

[11] Стало модным льстиво убеждать журналистов, что они – 4-я власть. На самом же деле – они информаторы, лучшие из них – властители дум и настроений, но стоит им посчитать себя властью, как они перестанут быть свободными и творчески полнокровными.

[12] А как это согласуется с тем, что в раннем возрасте ребенок эгоцентричен, т.е. отождествляет себя со всем окружающим, превращая его в часть себя?

Наши рекомендации