Каким было возрожденное тело Христа? Почему это имеет значение для нас? Что произошло с Христом, когда Он вознесся на небо? Что подразумевается под состояниями Иисуса Христа?
ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИА. Воскресение
1 Исторические доказательства воскресения Христа весьма существенны, и они убе-дили многих скептиков, начинавших с исследования этих данных с целью опровержения факта воскресения. Самый известный рассказ о подобном переходе от скептицизма к вере содержится в книге: Frank Morison, Who Moved the Stone? (London: Faber and Faber, 1930; reprint, Grand Rapids: Zondervan, 1958). Перечень доказательств воскресения представлен в широко используемой брошюре: J. N. D. Anderson, The Evidence for the Resurrection (London and Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1966). (Оба автора — и Морисон, и Андерсон — имеют юридическое образование.) Более современное и подробное изложение доказательств вое-кресения представлено в следующих трудах: William Lane Craig, The Son Rises: The Historical Evidence for the Resurrection of Jesus (Chicago: Moody, 1981); Gary Habermas and Anthony Flew, Did Jesus Rise From the Dead? The Resurrection Debate, ed. Тепу L. Miethe (New York: Harper and Row, 1987); Gary Habermas, "Resurrection of Christ", in EDT, pp. 938—941. Обширное собрание доказательств и высказываний известных ученых, подтверждающих неоспоримую досто-верность свидетельств воскресения Христа, представлено в книге: Josh McDowell, Evidence that Demandsa Verdict, rev. ed., vol. 1 (San Bernardino, Calif.: Here's Life Publishers, 1979), pp. 179—263.
1. Новозаветные свидетельства. Евангелия содержат множество свиде-тельств о воскресении Христа (см.: Мф. 28:1—20; Мк. 16:1-8; Лк. 24:1—53; Ин. 20:1—21:25). В дополнение к этим подробным рассказам в четырех Еванге-лиях Книга Деяния святых Апостолов повествует о том, как апостолы возве-щали о воскресении Христа и о необходимости постоянно молиться Христу и верить в Него, как в Бога живого, царствующего на небе. Послания полностью основаны на предположении, что Иисус есть живой царствующий Спаситель, Который является ныне небесным главою церкви, в Которого надо верить, Ко-торому надо молиться, и Которого надо прославлять, и Который возвратится однажды в силе и великой славе, чтобы царствовать на земле. Книга Открове-ние изображает воскресшего Христа, царствующего на небе, и предвещает, что Он возвратится, чтобы нанести поражение Своим врагам и царствовать в славе. Таким образом, весь Новый Завет несет свидетельство о воскресении Христа1.
2. Природа воскресения Христа. Воскресение Христа не было просто воз-вращением к жизни, подобным тому, что испытывали прежде другие, например, Лазарь (Ин. 11:1—44), ибо в таком случае Иисус был бы подвержен ста-рению и в конце концов умер бы снова, как умирают все люди. Напротив, воскреснув из мертвых, Иисус стал «первенцем»2 (1 Кор. 15:20,23) новой фор-мы человеческого существования — существования, в котором Его тело было сделано совершенным, не подверженным больше дряхлению, старению или смерти, но способным жить вечно.
Это правда, что двое учеников Иисуса не узнали Его, когда шли вместе с Ним по дороге в Эммаус (Лк. 24:13—32), но Лука специально отмечает, что это произошло потому, что «глаза их были удержаны» (Лк. 24:16), но позднее «от-крылись у них глаза, и они узнали Его» (Л к. 24:31). Мария Магдалина не узна-ла Иисуса лишь на мгновение (Ин. 20:14—16), но, возможно, было еще темно, и сначала она не смотрела на Него — первый раз она пришла, «когда было еще темно» (Ин. 20:1), и «обратилась», чтобы говорить с Иисусом, как только узнала Его (Ин. 20:16).
2 См. обсуждение понятия «первенец» ниже.
3 Под «духовным телом» Павел подразумевает не «бесплотное» тело, а, скорее, тело, «поддающееся водительству Духа».В посланиях Павла слово «духовный» (греч. πνευματικό^ обычно означает «соответствующий природе и деятельности Святого Духа», но отнюдь не «бесплотный» (см. напр.: Рим.1:11; 7:14; 1 Кор.2:13,15; 3:1; 14:37; 1ал.6:1 [«вы духовные»]; Еф.5:19). 1Ъворя, что «сеется тело душевное» (греч. ψυχικός), Павел подразумевает тело, живущее своей собственной жизнью и по законам своего времени, однако не полностью подчиняющееся и соответствующее характеру и воле Святого Духа. Этот отрывок можно было бы перефразировать следующим образом: «Сеется тело есте-ственное, подчиняющееся обычаям и страстям своего века и ведомое собственной гре-ховной волей, а восстает тело духовное, полностью подчиняющееся воле Святого Духа и откликающееся на Его водительство». Такое тело отнюдь не является «бесплотным», но оно приобретает ту меру совершенства, какую изначально предначертал ему Бог.
В других случаях ученики, по-видимому, узнавали Иисуса довольно быстро (Мф. 28:9; Ин. 20:19,20,26-28; 21:7,12). Когда Иисус явился одиннадцати уче-никам в Иерусалиме, сначала они смутились и испугались (Лк. 24:33,37), но, посмотрев на Его руки и ноги и увидев, что Он ест рыбу, удостоверились, что Он воскрес из мертвых. Эти примеры показывают, что после смерти внешний облик Иисуса в значительной мере остался прежним. И вместе с тем Иисус не выглядел точно также, как перед смертью, ибо ученики не только поразились тому, чего, по их мнению, не могло произойти, но и не сразу узнали Иисуса, поскольку в Его облике произошли какие-то изменения. Надо полагать, эти внешние изменения объясняются нечем иным, как различием между человеком, прожившем жизнь, полную страданий и горя, и человеком, чье тело было возрождено во всей красоте молодости и совершенного здоровья: хотя тело Иисуса по-прежнему оставалось материальным, оно было воскрешено в преображенном виде, уже не подвержен-ном страданию, дряхлению, болезни или смерти; оно было «облечено в бессмер-тие»(1 Кор. 15:53). Павел говорит, что возрожденное тело «восстает в нетлении... в славе... в силе... тело духовное»(! Кор. 15:42—44)3.
Тот факт, что после воскресения у Иисуса было материальное тело, которое можно было осязать, подтверждается тем, что ученики «ухватились за ноги Его» (Мф. 28:9), что по дороге в Эммаус ученики приняли Его за обычного путника (Лк. 24:15—18,28,29), что Он взял хлеб и преломил его (Лк. 24:30), что Он ел рыбу, чтобы показать ученикам, что Он не дух, что Мария приняла Его за садовни-ка (Ин. 20:15), что «Он показал им руки и ребра Свои» (Ин. 20:20), что Он предложил Фоме потрогать Его руки... и ребра (Ин. 20:27), что Он приготовил обед для Своих учеников (Ин. 21:12,13) и что Он ясно сказал им: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это — Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24:39). Петр сказал, что ученики «с Ним ели и пили по воскресении Его из мертвых» (Деян. 10:41).
Это правда, что Иисус мог появляться и исчезать из виду совершенно не-ожиданно (Лк. 24:31,36; Ин. 20:19,26). Однако нам не следует делать на этом основании далеко идущие выводы, поскольку о том, что Иисус мог внезапно появляться и исчезать, говорится не во всех отрывках; в некоторых из них про-сто сказано, что Иисус пришел и стал среди учеников. Когда Иисус внезапно стал невидим ученикам в Эммаусе, возможно, это было некое чудесное явле-ние, подобное тому, что имело место, когда «Филиппа восхитил Ангел Госпо-день, и евнух уже не видел его» (Деян. 8:39). Не следует также придавать слиш-ком большое значение тому, что Иисус дважды приходил и становился среди учеников, когда «двери были заперты»4 (Ин. 20:19,26), ибо в тексте не гово-рится, что Иисус «проходил сквозь стены» или что-нибудь в этом роде. В дру-гом эпизоде, описанном в Новом Завете, когда возникла необходимость пройти через запертые двери, они чудесным образом отворились (Деян. 12:10)5.
4 Греч, причастие совершенного вида κεκλεισμένων может означать либо «захлоп-нутые», либо «запертые» двери.
5 Я не утверждаю, что воскресший Иисус не мог каким-то образом пройти сквозь запертые двери или через стену, но только об этом не говорится ни в одном стихе Библии. Такое возможно, но эта возможность не заслуживает статуса обоснованного вывода, ко-торый она приобрела в популярном проповедовании и в некоторых евангелических кру-гах, — это всего лишь одно из возможных толкований данного стиха. Леон Моррис гово-рит: «Некоторые полагают, что Иисус прошел сквозь запертые двери или что дверь откры-лась сама собой и т. п. Но в Писании ничего не говорится о способе появления Иисуса в комнате, и мы поступим правильно, если не будем чрезмерно настаивать на его определе-нии» (Leon Morris, The Gospel According to John, p. 844). Проблема, связанная с утверждени-ем, будто Иисус проходил сквозь стены, состоит в том, что это заставляет людей думать, что после воскресения тело Иисуса стало бесплотным, а это противоречит несомненным подтверждениям его материальности в нескольких текстах Нового Завета.
Недавно М. Харрис предложил альтернативную интерпретацию приве-денных выше стихов, в частности, стихов, в которых Иисус изображен то появляющимся, то исчезающим. Он считает, что эти стихи показывают, что, хотя Иисус мог иногда материализоваться в плотское тело, Его обычное существование протекало в нематериальной, или бесплотной, форме «духовно-го тела». Кроме того, после вознесения на небо на сороковой день Иисус на-всегда отказался от материализации в плотское тело. Профессор Харрис го-ворит:
Воскресение Иисуса было не превращением в бесплотное тело, а овладением «духовным телом», которое могло материализоваться или дематериализоваться по Его воле. Когда Иисус хотел появиться перед какими-нибудь людьми в материальном виде, Он представал перед ними в том же «духовном теле», в каком пребывал в то время, когда был неви-дим и неосязаем... Через сорок дней, когда Его явления на земле пре-кратились, Иисус принял единственно возможную форму, видимую оби-тателям небес, но имеющую бесплотное тело... В Своем воскрешенном состоянии Он преступил законы физического существования. Он боль-ше не был связан материальными или пространственными ограничени-ями6.
Необходимо отметить, что Харрис со всей определенностью утверждает материальное, телесное воскресение Иисуса из мертвых7. Он говорит, что вое-кресло то же самое тело, которое умерло, но затем оно преобразилось в «духов-ное тело» с новыми свойствами8.
6 Murray Harris, From Grave to Glory: Resurrection in the New Testament (Grand Rapids: Zondervan, 1990), pp. 142, 143.
7 См.: Harris, ibid., pp. 351 и 353 (где он недвусмысленно говорит о «материальном, в буквальном смысле этого слова, воскресении Иисуса из мертвых») и р. 365 («я с удоволь-ствием заявляю, что наш Господь воскрес из мертвых в материальном теле, которое при-надлежало Ему перед смертью»).
8 Он понимает «духовное» не как «нематериальное», а как «приводимое в действие и направляемое духом» (или, возможно, «Духом»), р. 195.
9 См. пространный отчет о воззрениях Харриса и о тех, кто их критикует (иногда искажая их): СТ, April 5, 1993, pp. 62—66. Норман Гейслер и некоторые другие обвиняют Харриса в серьезной ереси, но в этой статье Дж. И. Пакер говорит, что «и Харрис, и Гейслер выглядят ортодоксами, и оба они в равной степени таковы» (pp. 64,65). По мне-нию трех других евангельских богословов, Милларда Эриксона, Брюса Демареста и Род-жера Никоула, воззрения Харриса «несколько непривычны», но «согласуются с позицией Trinity Evangelical Divinity School, где преподает Харрис, а также... евангельского дви-жения в целом» (р. 63).
Вответ, хотя я не считаю, что это вопрос большого доктринального зна-чения (поскольку он касается только природы возрожденного тела, о чем нам известно очень мало)9, можно возразить, что Новый Завет предостав-ляет несколько убедительных свидетельств, вынуждающих нас не согла-ситься с точкой зрения Харриса. Харрис признает, что в некоторых случа-ях Иисус имел материальное тело из плоти и костей, к которому можно было прикоснуться и которое позволяло Ему принимать пищу. Он даже призна-ет, что «Тот, Кто вознесся на небо на глазах учеников, был настоящий Иисус из „плоти и костей"(Лк. 24:39)»10. Единственный вопрос заключается в том, существовало ли это тело Иисуса в другие моменты в нематериальной, бес-плотной форме, как утверждает Харрис. Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны поинтересоваться, требуют ли новозаветные тексты о появляющемся и исчезающем Иисусе подобного умозаключения. По-видимому, они этого не требуют.
10 Harris, From Grave to Glory, p. 422.
11 Diod. Sic. 4.65.9 (об Амфиараусе) и 3.60.3 (об Атласе).
12 Еще один пример использования слова διφαντος имеет сходный смысл: Плутарх
(ок. 50—120 гг.) рассказывает о некоем человеке, который сказал, что если земля или
океан и имеют «центр», то его местонахождение «известно богам, но сокрыто (άφοαηος)
от смертных» (Moralia 409F). Смысл не в том, что он «нематериален», а в том, что он
«недоступен зрению, невидим».
13 Ср.: Лк. 24:16, где говорится, что Иисус приблизился к ученикам на дороге в Эм-
маус, но «глаза их были удержаны, так что они не узнали Его». Если Бог смог частично
ослепить учеников, чтобы они видели Иисуса, но не узнавали Его, то, несомненно, спу-
стя некоторое время Он мог ослепить их еще больше, чтобы они не видели Иисуса вооб-
ще. Это сложный вопрос, и наши знания слишком ограниченны, чтобы утверждать, буд-
то из этих текстов вытекает, что Иисус стал нематериальным.
Лк. 24:31, где говорится, что после того, как Иисус преломил хлеб и подал его двум ученикам, «Он стал невидим для них», не предполагает такого выво-да. Греческое выражение, переведенное как «стал невидим» φφαντος έγένετο), в Новом Завете больше нигде не используется, но встречается у Диодора Си-цилийского (историка, работавшего в 60—30 гг. до н. э.), где однажды оно ис-пользуется по отношению к человеку по имени Амфиараус, который сорвал-ся на колеснице в пропасть и «стал невидим», а в другом месте — по отноше-нию к Атласу, которого сдуло сильным ветром с вершины горы, и он «стал невидим»". В каждом из этих примеров данное выражение означает лишь то, что люди скрылись из поля зрения, а не дематериализовались или действи-тельно стали невидимыми12. Поэтому и по поводу Лк. 24:31 мы можем ска-зать только то, что ученики перестали видеть Иисуса — то ли потому, что Его восхитил Ангел Господень (как это было с Филиппом в Деян. 8:39), то ли по-тому, что Он просто скрылся из их поля зрения (как это было с Моисеем и Илией на горе Преображения, Мф. 17:8, или с Елисеем в окружении небесно-го воинства, 4 Цар. 6:17, или с учениками, прошедшими мимо стражей тем-ницы в Деян. 5:19-23; 12:6,10). Во всех этих случаях необходимость вывода о превращении материального тела Иисуса в нематериальное не более велика, чем необходимость вывода о превращении материальных тел учеников в не-материальные, когда они прошли мимо стражи (Деян. 5:23; 12:10) и освобо-дились из темницы. Следовательно, в Лк. 24:31 говорится не о превращениях, происходивших с телом Иисуса, а только о том, что ученики не могли Его ви-деть13.
Что касается заявления о способности Иисуса проходить сквозь матери-альные преграды, то оно не находит подтверждения в Новом Завете. Как по-казано выше, тот факт, что Иисус появлялся в комнате, когда двери были за-хлопнуты или заперты (Ин. 20:19,26), необязательно означает, что Он прохо-дил сквозь двери или стену. Особенно показателен в этом отношении первый эпизод освобождения апостолов из темницы: они не проходили сквозь двери, но «Ангел Господень отворил двери темницы» (Деян. 5:19); однако на следую-щее утро служители докладывали, что нашли темницу «запертою со всею пре-досторожностью и стражей стоящими пред дверями; но отворивши не нашли в ней никого» (Деян. 5:23). Ангел отворил двери, апостолы прошли через них, и ангел снова закрыл и запер двери. Соответственно, когда Петр был осво-божден из темницы, ему не пришлось дематериализоваться, чтобы избавить-ся отсковывающих его цепей, ибо «цепи упали с рук его» (Деян. 12:7)14. Точно также нельзя исключить возможность, что двери чудесным образом отвори-лись для Иисуса или что Он даже вошел в комнату вместе с учениками, но был временно скрыт от их глаз.
14 Харрис говорит, что, согласно Мф. 28:2,6, Иисус вышел из запечатанного гроба, но эти стихи вполне можно истолковать и в том смысле, что камень был сначала отвален от гроба, а затем Иисус вышел (ср.: Лк. 24:2). В Ин. 20:4—7 также говорится только о том, что там, где было тело Иисуса, лежали одни пелены, но из этого не следует, что Иисус «прошел сквозь» пелены; с такой же долей вероятности это может означать, что Иисус (или ангел) снял пелены и аккуратно сложил их в гробу. В Деян. 10:40,41 говорится, что Иисусу было дано являться избранным свидетелям, но и здесь ничего не сказано о Его материализации или пребывании в бесплотном состоянии. По моему мнению, во всех этих стихах Харрис вычитывает слишком многое из слишком скудных данных.
И наконец, если даже Иисус действительно проходил через двери или стены (как считают многие христиане), это не заставляет нас говорить о том, что Его тело было не-материальным, и вполне может объясняться особым чудом или свойством возрожден-ных тел, недоступным в настоящее время нашему пониманию, но не предполагающим, что они бесплотны или нематериальны.
Что касается природы возрожденного тела Иисуса, то тексты, показыва-ющие, что Иисус явно имел материальное тело «из плоти и костей» (Лк. 24:39), которое было осязаемо и позволяло Ему есть, пить, преломлять хлеб и гото-вить обед, намного более определенны, чем тексты о появлениях и исчезнове-ниях Иисуса. Вотличие от последних эти тексты не предполагают альтерна-тивного толкования, отрицающего материальность тела Иисуса, — сам Хар-рис признает, что в этих текстах Иисус имеет тело из плоти и костей. Но чему должны были научить апостолов эти явления во плоти, как не тому, что воз-рожденное тело Иисуса, несомненно, было материальным? Если Иисус вое-крес из мертвых в том же теле, в каком умер, и если Он неоднократно являлся ученикам во плоти, ел и пил с ними (Деян. 10:41) в течение сорока дней, и если Он вознесся на небо на глазах учеников (Деян. 1:9), и если ангелы в то же мгновение сказали им, что «сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11), то, очевидно, Иисус учил их, что Его возрожденное тело является материальным. Если бы «обычной формой» существования возрожденного тела была немате-риальная, то этими неоднократными явлениями во плоти Иисус создавал бы у учеников (и у всех последующих читателей Нового Завета) ложное пред-ставление о том, что Его возрожденное тело осталось материальным, тогда как оно таковым не было. Если обычно он пребывал в бесплотном состоянии и предполагал навсегда остаться бесплотным по вознесении, то со стороны Иисуса было бы нечестно говорить: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это — Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24:39). Он не сказал: «...плоти и костей, которые, как вы видите, временно есть у Меня»! Учить апостолов о материальности Своего тела, в то время как в обычной форме существования Иисус таковым не обла-дал, означало бы вводить их в заблуждение.
Если бы Иисус хотел показать им, что способен материализоваться и де-материализоваться по своей воле (как утверждает Харрис), Он мог бы легко продемонстрировать это перед ними, чтобы они смогли подробно описать это явление. Он вполне мог пройти сквозь стену у них на глазах, вместо того что-бы внезапно появляться среди них. Короче говоря, если бы Иисус и авторы Нового Завета хотели внушить нам, что возрожденное тело было обычно и по преимуществу нематериальным, они бы так и сделали, но вместо этого они дали нам множество ясных указаний на то, что обычно оно было материаль-ным, хотя это было совершенное тело, навсегда избавленное от дряхления, болезней и смерти.
И наконец, этот вопрос наводит на более широкие богословские размыш-ления. Физическое воскресение Иисуса и Его вечное обладание материаль-ным возрожденным телом ясно подтверждают совершенство материального мира, первоначально созданного Богом: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Мы, воскрешенные мужчины и женщины, будем жить вечно на «новом небе и новой земле, на которых обитает правда» (2 Пет. 3:13). Мы будем жить на обновленной земле, освобожденной «от раб-ства тлению» (Рим. 8:21) и подобной Эдемскому саду. Там будет новый Иеру-салим, и люди «принесут в него славу и честь народов» (Отк. 21:26), и там бу-дет «река воды жизни, светлая, как кристалл, исходящая от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой» (Отк. 22:1,2). Очевидно, в этом вполне реальном, материальном мире мы бу-дем жить как человеческие существа с материальными телами, приспособ-ленными к существованию в обновленном Богом творении. Таким образом, воскрешенное в материальной форме тело Иисуса подтверждает совершен-ство человека, которого Бог создал не в виде духа, подобного ангелам, а в виде существа с материальным телом, каковое было «хорошо весьма». Мы не долж-ны впадать в заблуждение, полагая, что бесплотное существование в каком-то смысле является для людей более предпочтительной формой жизни 5י. Сде-лав нас венцом творения, Бог придал нам материальные тела. Воскресший из мертвых в совершенном материальном теле, Иисус царствует ныне на небе, и возвратится к нам, чтобы остаться с нами навсегда.
15 Профессор Харрис также старается избежать этой ошибки, ибо говорит: «Ни о
каком противопоставлении духа и материи не может быть и речи. Ни один новозаветный
автор не предусматривает спасение души или духа, предавая при этом забвению види-
мый материальный мир» (р. 251). Но меня беспокоит, что его позиция может привести
других к недооценке значения материального творения и совершенства наших тел, со-
зданных Богом.
16 См. обсуждение участия Отца и Сына в воскресении в гл. 25.
17 Поскольку деяния Бога — это обычно деяния всей Троицы, вероятно, правильнее
было бы говорить, что Святой Дух также участвовал в воскресении Христа из мертвых, од-
нако в текстах Писания не содержится прямого свидетельства об этом (хотя см.: Рим. 8:11).
18 Обсуждение возрождения см. в гл. 33.
3. Участие Отца и Сына в воскресении. Одни тексты со всей определенно-стью утверждают, что Христа воскресил из мертвых Бог-Отец (Деян. 2:24; Рим. 6:4; ] Кор. 6:14; Гал. 1:1; Еф. 1:20), тогда как другие сообщают об участии Иисуса в собственном воскресении. Иисус говорит: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее; никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею принять ее; сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Ин. 10:17,18; ср.: 2:19—21). Наибо-лее разумно предположить, что в воскресении участвуют и Отец, и Сын16. Иисус говорит: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11:25; ср.: Евр. 7:16)17.
4. Доктринальное значение воскресения. 1) Воскресение Христа гарантиру-ет наше возрождение:Петр говорит, что Бог возродил «нас воскресением Иису-са Христа из мертвых к упованию живому» (1 Пет. 1:3). Он недвусмысленно связывает воскресение Иисуса с нашим возрождением, или новым рождени-ем. Когда Иисус восстал из мертвых, Его существование приобрело новые ка-чества: «возрожденную жизнь» в человеческом теле и человеческий дух, иде-ально приспособленный для вечного общения с Богом и повиновения Ему. Своим воскресением Иисус заработал для нас такую же новою жизнь, как и у Него. Когда мы становимся христианами, мы не получаем эту «новую жизнь» полностью, ибо наши тела по-прежнему подвержены дряхлению, старению и смерти. Но наш дух укрепляется живительной силой спасения18. Новый вид жизни, которую мы получаем при «возрождении», Христос заработал для нас именно Своим воскресением. Вот почему Павел говорит, что Бог «оживотво-рил» нас «со Христом... и воскресил с Ним» (Еф. 2:5; ср.: Кол. 3:1). Воскрешая
Христа из мертвых, Бог думал и о нашем воскресении «со Христом» и, следо-вательно, считал достойными приобщения к Христову воскресению. Павел говорит, что видит цель своей жизни в том, «чтобы познать Его, и силу воскре-сения Его...» (Флп. 3:10). Павел понимал, что даже в этой жизни воскресение Христа придает новую силу христианскому служению и повиновению Богу.
Связывая воскресение Христа с действующими в нас духовными сила-ми, Павел говорит эфесянам, что молится за них, дабы они поняли, «как без-мерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и поса-див одесную Себя на небесах» (Еф. 1:19,20). Здесь Павел говорит, что сила, которой Бог воскресил Христа из мертвых, — это та же сила, которая действу-ет в нас. Более того, Павел рассматривает нас как воскресших во Христе: «...Мы погребл ись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. <...> Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе...»(Рим. 6:4,11). Эта живительная сила в нас включает способность одерживать все новые и новые победы над грехом в нашей жизни — «грех не должен над вами господ-ствовать» (Рим. 6:14); ср.: 1 Кор. 15:17), — несмотря на то что мы не достигнем совершенства в этой жизни. Сила воскресения включает также способность к служению в царстве. Именно после воскресения Иисус пообещал Своим уче-никам: «Вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Эта новая, превосходящая человеческие возможности сила для возвещения Евангелия, совершения чудес и преодоления сопротивления вра-гов была дана ученикам после воскресения Христа из мертвых и стала неотьем-лемым элементом силы воскресения, присущей их христианской жизни.