Для студентов заочной классической формы обучения
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Учебно-методический комплекс
для студентов заочной формы обучения
направление подготовки 030900 юриспруденция
Москва 2011
Автор: Горностаева Людмила Геннадьевна,кандидат культурологии, старший преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплинРоссийской академии правосудия
Рецензенты:
Ивашко М.И. –доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой общеобразовательных дисциплин Российской академии правосудия.
Беляев Г.Г. – доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и социально-экономических дисциплин Московской государственной академии водного транспорта.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр").
Одобрен на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия (протокол № 3 от 18 октября 2011 г.).
Утвержден Учебно-методическим советом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол №____ от ____ __________ 20____ г.)
© Российская академия правосудия, 2011
© Горностаева Л. Г. , 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………….3
Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………….…..7
Тематический план …………………………………………………………....8
Программа курса ………..…………………………….………………………9
Планы семинарских (практических) занятий ………………………………13
Методические рекомендации по изучению дисциплины………………......13
Задания для выполнения контрольных работ ………………………………14
Литература…………………………..………………………………………...16
Вопросы к итоговому контролю (зачету)…………………………………...18
Приложение 1. Образцы тестовых заданий ………………………………...20
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методический комплекс предназначен для реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр").
В современном мире невозможно отрицать значение и роль религии. Социологические исследования показывают неуклонный рост уровня религиозности. Безусловно, данный показатель демонстрирует увеличение количества не столько верующих, сколько людей, идентифицирующих себя с какой-либо религиозной конфессией. Принадлежность к какой-либо религии является сегодня своеобразным этнокультурным маркером. При этом наблюдается значительное усиление активности религиозных организаций, а также интерес к религии со стороны политических и властных структур. В этой ситуации очевидна нехватка знаний о самых основах вероучения той религии, к которой человек себя причисляет. Человек должен понимать, во что он собственно верит, что означают те или иные религиозные символы, религиозные обряды.
В современной России, отличающейся религиозным многообразием, необходимо иметь представление о религиозных традициях и особенностях своих соседей, живущих зачастую в соседней квартире. На фоне постоянной угрозы возникновения межнациональных конфликтов важно выработать уважительное отношение к традициям других народов. Особенно это необходимо юристу, по роду своей профессиональной деятельности, сталкивающемуся с представителями различных конфессий, а также с многообразными проявлениями межконфессиональной и межнациональной розни.
Религиоведение относится к учебным дисциплинам гуманитарного и социально-экономического цикла основной образовательной программы направления подготовки бакалавра юриспруденции.
Цель курса: преподавание и освоение религиоведения предполагает овладение учащимися достижениями мировой и отечественной мысли по различным религиоведческим проблемам, способствует свободному самоопределению студентов Академии в мировоззренческих позициях и духовных ценностях. Осваивая эту дисциплину, студенты Академии приобретают навыки ведения диалога по некоторым смысложизненным вопросам, овладевают искусством понимания других людей, что важно для будущего юриста.
Основные задачи:
- способствовать широкой гуманитарной и общекультурной подготовке будущих юристов;
- сформировать у студентов общенаучные и философские установки на религию, избегая при этом односторонности и крайностей в трактовке религиозных идей;
- вооружить студентов основами анализа религии как общественного явления;
- дать студентам глубокие и всесторонние знания происхождения и сущности религии, ее исторических форм;
- углубить понимание студентами философского содержания свободы совести как духовного явления и достижения демократии;
- научить студентов осуществлять социально-философский анализ религиозных явлений;
- дать студентам рекомендации по взаимодействию с представителями различных конфессий в процессе своей будущей профессиональной деятельности;
- изучить основные законодательные акты Российской Федерации по религиозным вопросам.
Процесс изучения религиоведения направлен на формирование у студентов общекультурных компетенций:
- способность к восприятию, обобщению и анализу информации по вопросам религии (ОК-3);
- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- способность использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- способность анализировать религиозные проблемы и процессы (ОК-9);
- способность работать с информацией, в том числе в глобальных компьютерных сетях, используя основные методы, способы и средства получения и переработки информации (ОК-11, ОК-12);
профессиональных компетенций:
-способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитой правовой культуры (ПК-2);
- юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства по проблемам религии (ПК-6);
- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- способность толковать различные правовые акты (ПК-15).
В результате изучения религиоведения студент должен
знать:
- предмет религиоведения как науки, ее место в системе гуманитарного знания;
- структуру религии, ее основные функции и роль в обществе;
- основные события, даты, имена основателей религий и религиозных деятелей;
- содержание Библии, Корана и других источников мировых религий;
- понятия и термины, используемые в религиоведении;
- основные законодательные акты РФ по проблемам религии;
уметь:
- ориентироваться в содержании и специфике современной религиоведческой мысли;
- оценивать своеобразие религии как общественного феномена, ее место в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания;
- выявлять организационные формы религиозных конфессий;
- ориентироваться в истории и содержании мировых и национальных религий, современных нетрадиционных культов;
- оценивать развитие представлений о свободе совести;
- оперировать методологическими принципами религиоведческой экспертизы;
владеть:
- навыками анализа влияния религии на развитие современного общества;
- навыками исследования религий, распространенных на территории Российской Федерации;
- навыками применения религиоведческих знаний в интересах юридической теории и практики;
- навыками работы с учебной, периодической и научной литературой, вести дискуссию по основным проблемам религиоведения.
Объем дисциплины и виды учебной работы
1. Заочная классическая форма обучения:
Объем дисциплины и виды учебной работы | Количество зачетных единиц и часов |
Зачетные единицы – общая трудоемкость | 2 з.е. – 72 часа |
Аудиторные занятия (всего) в том числе: | |
Лекции | |
Практические занятия и семинары | |
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС | |
Форма итогового контроля | Зачет |
2. Заочная форма обучения (группа выходного дня):
Объем дисциплины и виды учебной работы | Количество зачетных единиц и часов |
Зачетные единицы – общая трудоемкость | 2 з.е. – 72 часа |
Аудиторные занятия (всего) в том числе: | |
Лекции | |
Практические занятия и семинары | |
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС | |
Форма итогового контроля | Зачет |
Тематический план
для студентов заочной классической формы обучения