Е. слово мудрости и слово знания
Павел пишет: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово зна-ния, тем же Духом» (1 Кор. 12:8). Сразу следует уяснить, что оба эти дара нигде больше не упомянуты в Писании56, а в ранней небиблейской христианской литературе в отношении какого-то дара подобные выражения не употребля-ются. Следовательно, этот стих — единственное место, где содержится эта ин-формация. Мы знаем, какие слова использованы для описания этих двух да-ров, и у нас есть контекст, в котором встречаются эти слова. Ни у одного ком-ментатора нет более полных сведений для интерпретации. Все это говорит о том, что любые наши выводы в лучшем случае будут приблизительными.
Выделим две основных версии: 1) чаще всего эти дары воспринимаются как способность получать особое откровение от Святого Духа и на этом осно-вании произносить слова, которые в какой-то конкретной ситуации даруют людям мудрость или особое знание об этой ситуации.
2) «Слово мудрости» — это просто способность произнести мудрое слово в той или иной ситуации, а «слово знания» — это способность говорить о той или иной ситуации с каким-то знанием. В обоих случаях знание и мудрость основываются не на особом откровении, дарованном Святым Духом, а на муд-рости, приобретенной в течение жизни. Речь идет о знании и мудрости, кото-рые характерны, например, для учителей Писания, пресвитеров и других зре-лых христиан в церкви. Такие люди получают силу Святого Духа, и потому их речь становится эффективной. Примеры «слова мудрости» в таком зна-чении можно найти в Деян. 6:1—6 (назначение первых «дьяконов» или по-мощников апостолов); Деян. 6:10 (мудрость Стефана в провозглашении Еван-гелия); Деян. 15:19—29 (решение Иерусалимского совета) и даже вутвержде-нии царя Соломона: «Рассеките живое дитя надвое, и отдайте половину одной, и половину другой» (3 Цар. 3:25; см. также: 1 Кор. 6:5,6).
В защиту первой точки зрения можно сказать, что другие семь даров, пе-речисленные 1 Кор. 12:8—10, можно отнести к категории «чудес», а потому и эти два дара следует понимать так же.
56 По крайней мере, нигде более в Писании ни одно явление не названо «словом мудрости» или «словом знания»; эти выражения в Писании вообще нигде более не ветре-чаются.
Тем не менее против такой точки зрения есть серьезные возражения: 1) ело-ва, которые Павел использует, — «слово» (λόγος), «мудрость» (σοφία) и «зна-ние» (γνώσις) — это не специальные термины, они очень широко использу-ются в Новом Завете. Кроме того, обычно они не используются для обозначе-ния чудесных происшествий (как «откровение» и «пророчество», напр.), это просто слова, с помощью которых говорят о человеческом знании и человеческой мудрости. Поэтому значение самих по себе слов, судя по всему, не дает никакого указания на чудесные дары.
2) Контекст 1 Кор. 12:8 говорит о том, что Павел не воспринимал эти дары как чудесные. Общая цель в ст. 8—10 — показать, что какими бы дарами ни об-ладал человек, он может быть уверен, что этот дар — от Святого Духа. Павел начинает следующими словами: «Каждомудается проявление Духа на пользу», затем перечисляет дары, а в конце говорит: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (ст. 7,11). Однако если це-лью Павла было показать, что любой христианский дар дан Святым Духом, то недостаточно было бы привести для примера только чудесные дары. Иначе люди, обладающие не чудесными дарами, решили бы, что сказанное Павлом не имеет к ним прямого отношения. Алюди, обладающие чудесными дарами, могли бы подумать, что Святой Дух действует только в таких людях, как они. Это привело бы к опасному чувству превосходства одних над другими. По-этому представляется необходимым, чтобы Павел включил некоторые не чу-десные дары в свое перечисление в 1 Кор. 12:8—10.
Однако какие из перечисленных даров не являются чудесными?
· Слово мудрости.
· Слово знания.
· Вера.
· Дары исцелений.
· Чудеса.
· Различение духов.
· Говорение на языках.
· Истолкование языков.
57 Даже если говорение на языках и веру рассматривать как не чудесные дары, мы получаем список, представляющий собой смесь чудесных и не чудесных даров; и тогда можно с уверенностью сказать, что «слово знания» и «слово мудрости» также могут быть не чудесными дарами, особенно учитывая тот факт, что слова, используемые для описа-ния этих даров, обычно не обозначают чудесных явлений.
Но это означает, что «слово мудрости» и «слово знания» должны быть не чудесными, чтобы в списке присутствовало хотя бы несколько не чудесных даров. Это показало бы пасторскую мудрость Павла, избравшего различные примеры даров, которыми люди обладали в конкретных общинах. Итак, если в списке должно присутствовать несколько не чудесных даров — тогда имен-но «слово мудрости» и «слово знания» должны занять эти места57.
3) Возможно, самое важное соображение заключается в том, что в Но-вом Завете уже имеется термин для описания особого откровения от Святого Духа и передачи его общине — это то, что Павел называет «пророчеством». Поскольку он довольно подробно рассматривает пророчество, описывая этот дар и устанавливая правила для его использования, мы четко представляем себе, что это такое. Однако утверждение о том, что эти другие дары действова-ли точно таким же образом (различие, в этом случае, будет только в содержа-нии), не согласуется с новозаветным текстом и основано только на представ-лении каждого о том, какими эти дары должны быть58.
Поэтому предпочтительнее считать эти дары «не чудесными», и понимать их просто как способность говорить мудро и со знанием в различных ситуа-циях. То, что сегодня многие в харизматических кругах называют «словом мудрости» и «словом знания», лучше всего обозначать словом «пророчество»59.
Ж. Различение духов и духовная брань
Различение духов — это еще один дар, который лишь однажды упомина-ется в Новом Завете (в перечислении в 1 Кор. 12:10). Однако природа этого дара позволяет нам связать его с другими отрывками, в которых говорится о духовной брани, происходящей между христианами и бесовскими духами. Мы можем определить термин «различение духов» следующим образом: различе-ние духов — это особое умение видеть, когда на человека воздействует Святой Дух, а когда — бесовские духи.
58 Все, что современные пятидесятники и харизматы называют «словом знания» и
«словом мудрости», в точности соответствует определению, данному Павлом для проро-
чества, и потому должно быть расценено как нечто, относящееся к общей категории
пророчества. Это принесло бы положительные результата, в силу того что использова-
ние этого дара стало бы подчиняться правилам, установленным Павлом для использова-
ния дара пророчества.
Есть опасность в очень распространенном представлении о том, что «слово мудрое-ти» и «слово знания» — это чудесные дары и что они основаны на особом откровении от Бога. Если в общине действует дар, который Павел определяет как пророчество, но при этом данное явление называется иначе, то оно не подчиняется тем правилам, которые Павел в Новом Завете установил для пророчества. Возможно, в будущем это приведет к неверному использованию этого дара.
59 Более подробно об этих дарах см.: Wayne Grudem, "What is the Real Meaning of a
'Word of Wisdom' and a 'Word of Knowledge'?" in Ministries Today (Jan.-Feb. 1993), p. 60-65.
В перспективе истории искупления этот дар также дает определенное представление о будущем веке, когда все тайное, или скрытое, станет явным (Мф. 10:26; ср.: Отк. 20:11—15). Похоже, способность различать духов была раз-вита гораздо сильнее в новозаветный период, чем в ветхозаветный. В Ветхом Завете неоднократно упоминается деятельность бесов, но чаще всего их напад-ки на народ Божий воплощапись в военных действиях неверующих народов или в явном искушении поклониться языческим божествам. Поэтому деятель-ность бесов наблюдалась в первую очередь во внешних, физических проявле-ниях и в таких обстоятельствах, с помощью которых сатана добивался своего.
Новозаветный же дар различения духов дает возможность отличить при-сутствие злых духов в жизни человека. Павел знает, что коринфяне прежде «ходили к безгласным идолам — так, как бы вели вас» (1 Кор. 12:2), также и Иоанн говорит: «Испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лже-пророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1).
Возможно также, что этот дар подразумевает способность различать, ка-кой именно злой дух действует в тот или иной момент, например: дух немощи (Лк. 13:11), прорицательный дух (Деян. 16:16), дух немой и глухой (Мк. 9:25, 29) и дух заблуждения (1 Ин. 4:6). С лексической и грамматической точек зре-ния, ничто не мешает нам считать, что дар «различения духов» включает в себя и такую способность60.
Конечно, до определенной степени деятельность бесов проявляется и внешне, иногда в изречении явно ложных утверждений, касающихся учения (см.: 1 Кор. 12:2,3; 1 Ин. 4:1—6), а иногда в диких и жестоких физических действиях, особенно перед проповедующими христианами (см.: Мк. 1:24; 9:20; Мф. 8:29 и т. д.): Деятельности сатаны присущ разрушительный характер, и человек, на которого оказывает влияние бес, будет оказывать разрушитель-ное влияние на церковь и на окружающих людей, а также на самого себя.
Однако, возможно, есть и более глубокое, субъективное восприятие на духовном и эмоциональном уровне, которое и позволяет определить деятель-ность бесов. Если такая способность развита в ком-то и действует на благо всей церкви, то Павел, несомненно, назвал бы ее даром различения духов61.
В связи с даром различения духов, весьма значим также вопрос о духов-ной брани, рассмотренный в глЛ 9 (о сатане и бесах).
Вопросы для самостоятельной работы
60 Очень пространный лингвистический и грамматический анализ этого выраже-
ния см.: Wayne Grudem, "A Response to Gerhard Dautzenberg on 1 Cor. 12:10", in Biblische
Zeitschrift, N. E, 22:2 (1978), pp. 253-270.
61 Конечно, ни один дар ни одного христианина не совершенен в этом веке (1 Кор.
13:9,10), и нам не следует ожидать, что люди, которые им обладают, никогда не будут
ошибаться. О том, что духовные дары различны по своей силе, см. в гл. 51.
Вы когда-нибудь сталкивались с даром пророчества, как оно определено в этой главе? Как вы называли его? Действовал ли этот дар (или нечто схожее с ним) в вашей церкви? Если да, то каковы были благие последствия и опасности? Если нет, то, как вы думаете, был бы полезен этот дар в вашей церкви? Почему?
Эффективно ли действует дар учения в вашей церкви? Кто использует этот дар, кроме пастора или пресвитеров? По вашему мнению, у вас в церкви по до-стоинству ценят преподавание здравого библейского учения? В каких именно сферах (если таковые есть), по вашему мнению, вашей церкви следовало бы по-высить знание учения Писания и любовь к нему?
Пользовались ли вы каким-нибудь из даров, описанных в этой главе? Счи-таете ли вы, что ваша церковь сейчас нуждается в каких-то из них, но этих даров в ней нет? Что лично вы могли бы сделать, чтобы восполнить этот недостаток?
Специальные термины