Следующий этап взаимоотношений Рима с Константинополем ознаменовался окончательной ликвидацией конфликта между фотианами и игнатианами, происшедшей при участии папы Иоанна VIII
Преемником папы Адриана II на Римской кафедре стал в 872 г. Иоанн VIII. Так же, как и его предшественник, он добивался юрисдикции над Болгарией и унаследовал от Адриана II неприязненное отношение к патриарху Игнатию, не желавшему подчиниться требованиям Рима в этом вопросе. Едва ли также можно думать, чтобы Иоанн VIII был совершенно свободен от влияния идей, коими были проникнуты "лжеисидоровские" документы. Но в образе мышления нового папы было и нечто такое, что резко отличало его от двух ближайших предшественников. Он оказался способным видеть ошибки, допущенные в отношении патриарха Фотия, и предпринять решительные меры для ликвидации их последствий во имя блага церковного и единства Церкви.
В 877 г. патриарх Игнатий скончался, и на патриарший престол вернулся Фотий. Папа Иоанн VIII воспринял это известие с радостью и поспешил протянуть Фотию руку общения. Столь неугодный папам, неоднократно анафематствованный ими Фотий вновь занял по воле Константинопольской Церкви патриарший престол. Уже после получения из Константинополя известительного послания об этом папа Иоанн объявил, что снимает с Фотия анафему. Правда, он поставил при этом Фотию некоторые условия, в частности отказ от юрисдикции над Болгарией.
Ликвидация остатков церковной смуты произошла на Великом Свято-Софийском Соборе (879—880), который был проведен в Константинопольском храме Св. Софии. Прибывшие на Собор легаты Иоанна VIII были уполномочены объявить состоявшийся во времена папы Адриана II Собор против Фотия исключенным из числа святых Соборов. На Собор, кроме легатов папы Иоанна, прибыли представители восточных патриархов. Общее число епископов достигло 383, так что по числу участников этот Свято-Софийский Собор "383 отцов" превышал все Вселенские Соборы, за исключением Халкидонского. "Собор, созванный Фотием, — говорит известный римско-католический историк конца XIX в. кардинал Гергенретер, - представлял воистину внушительное зрелище, какого не видели от времен Халкидонского Собора"…
На дополнительном заседании при участии легатов было принято постановление против попыток внесения в Символ веры добавления "филиокве". Трудно переоценить значение Великого Свято-Софийского Собора, причислявшегося некогда весьма авторитетными православными канонистами даже к ряду Вселенских…
Ставя первым свою подпись под соборным актом, папский легат, епископ Анконский Павел, еще раз подтвердил признание Фотия законным патриархом. Он написал при этом: "Я отвергаю и анафематствую Собор, созванный против него в сей святой Константинопольской Церкви".
Если бы Запад всегда оставался верным постановлениям Великого Свято-Софийского Собора (879—880), и разделение Церквей не произошло бы.
Не вызывает удивления, что впоследствии Римско-католическая Церковь всячески пыталась умалить значение Великого Свято-Софийского Собора, приписывая папе Иоанну VIII отказ от примиренческой позиции и признания Фотия.
У церковных историков (не только Запада) до недавнего времени имела хождение версия о том, что сам папа Иоанн, разобравшись в событиях подробнее, выступил решительным противником Собора и лично торжественно произнес новую анафему на Фотия в феврале 881 г. (кардинал Гергенретер и др.). Эта мысль проникла в известный учебник Евграфа Смирнова по истории Церкви: "Папа ясно увидел, что Фотий не сделает ему никаких уступок и не подчинится его влиянию, и потому предал его новому проклятию. Опять началась полемика между Константинополем и Римом, опять началась распря. Последующие папы также подвергали Фотия проклятию, так что всех папских проклятий, постигших его, насчитывается
до двенадцати. Разрыв между Церквами начался" (7). Версию об анафеме на Фотия, произнесенной Иоанном VIII "в храме св. Петра с Евангелием в руках в присутствии многочисленного народа" повторяет и византолог Д. Васильев в своих "Лекциях по истории Византии"(8).
Отрицательную оценку этих преследовавших определенную цель рассказов об отмене Иоанном VIII постановлений Собора (879—880) и новой анафеме на Фотия можно встретить у современных историков католицизма…
Правильные взаимоотношения между Римской и Константинопольской Поместными Церквами, достигнутые в 879 г., в основном сохранялись, несмотря на некоторые трудности, до начала X в… К сожалению, этот период был связан с глубоким моральным упадком Римского престола…
В начале XI в. в Риме восторжествовала пронемецкая партия, и папский престол оказался в полной зависимости от германских императоров — Генриха II, а потом Генриха III. Это обстоятельство сыграло роковую роль в истории дальнейших политических ц церковных взаимоотношений между Востоком и Западом. Германские императоры назначают пап по своему усмотрению…Антивизантийские настроения немцев на церковном форуме проявились в это время в восстановлении осужденного ранее добавления "филиокве". Император Генрих II добился у папы Бенедикта VIII включения "филиокве" в Символ веры. С этой добавкой Символ пелся при коронации самого Генриха (1014).
Новый церковный разрыв с Востоком был результатом антивизантийской позиции германского императора. Вскоре стало очевидным, что Рим сможет согласиться на ликвидацию этого разрыва только при условии полного подчинения Востока папскому престолу.
Завершительный акт разделения церквей
Момент полного разрыва неуклонно приближался. Двенадцатилетний Бенедикт IX и его преемник, папа немецкой национальности, канонического общения с Восточными Церквами уже не поддерживали. Церковно мыслящие люди скорбели о таком положении.
Ситуация на папском престоле была в эти годы весьма сложной и это еще больше усугубляло взаимоотношения Церквей. На Римский престол в 1045—1047 гг. одновременно с Бенедиктом IX претендовали "лжепапы" Сильвестр III и Григорий VI. На Сутрийском Соборе 1046 г. по желанию императора Генриха III все три папы были объявлены низложенными. При его же поддержке на Римской кафедре в 1049 г. был утвержден его родственник — Лев IX, человек выдающихся организаторских дарований, убежденный апологет идеологии папизма.
Восточные иерархи неоднократно делали попытки сохранить единство Вселенской Церкви. При этом они твердо отстаивал догматические основы вероучения, но готовы были не придавать большого значения каноническим и обрядовым расхождениям…
Важно подчеркнуть, что в момент окончательного разрыва предметом спора и полемики оказались не вопросы, по-настоящему разделяющие Церкви - о папстве и Св. Духе, а обрядовые отличия Западной Церкви от Восточной: опресноки, пост в субботу, пение аллилуйя на Пасху и т. д. Здесь сказалось сужение вселенского кругозора Церкви: второстепенное, внешнее, обрядовое заслоняло собой Истину…
Патриарх Антиохийский Петр, справедливо разграничивая догматы от обрядов, не считал совершение литургии на опресноках и другие обрядовые разности чем-то имеющим существенное значение, хотя и признавал преимущество за практикой употребления в Евхаристии обычного хлеба. "Что касается меня, чтобы и я обнаружил свое мнение, то, если бы латиняне исправились в прибавке к св. Символу, я ничего не потребовал бы от них сверх сего и даже вопрос об опресноках вместе со всем прочим оставлю без различными", — так писал он патриарху Константинопольской Церкви Михаилу Керулларию…
… В Риме было получено послание Константинопольского патриарха Михаила Керуллария. Как и Антиохийский патриарх Петр, Константинопольский патриарх выражает озабоченность тем фактом, что Римская Церковь обособилась от других Поместных Церквей. Патриарх заявляет о своей готовности вновь вписать имя папы в восточные диптихи, если и папа окажется готовым восстановить общение с Востоком.
В ответ на это миролюбивое предложение патриарха папа Лев XIX посылает в Константинополь летом 1054 г. возглавляемое кардиналом Гумбертом посольство с… письмом, адресуя его "архиепископу Михаилу". Папа подтверждает получение из Константинополя письма, в котором патриарх, по словам папы, печется о деле согласия и единства". В дальнейшем, однако, послание папы полно выпадов против патриарха Михаила. Папа называет снова Михаила "неофитом, не по степеням проскочившим на высоту епископства", обвиняет его в "гнусном и достоплачевном святотатстве" - присвоении титула "вселенский", в гонении на употребляющих опресноки, о чем якобы говорит дошедшая до папы "молва". Сам папа решительно высказывается против употребления в Евхаристии квасного хлеба, как содержащего в себе "тление, "искажение природы" и "порчу". Папа иронизирует по поводу предложения патриарха восстановить общение Римской Церкви с другими Поместными Церквами. Римская Церковь - "глава и мать Церквей", могла ли она оказаться обособленной? Она не нуждается в согласии других. Наоборот, "если на круге земном (orbis terrarum) какой-либо ирод гордо разногласит с ней, то такой народ не должен ни называться, ни считаться какой-либо Церковью, он - совершенное ничто или, лучше сказать, - это собрание еретиков, скопище схизматиков, синагога сатаны… Папа отказывается иметь общение с пребывающими в заблуждении. Это письмо папы короче первого, но тон - еще более резкий.
Поведение снабженных таким письмом легатов было достойно всяческого осуждения. "Они не сказали мне даже обычного приветствия, - пишет Михаил Антиохийскому патриарху, - не благоволили сделать самого простого поклона, не оказали ни малейших знаков уважения... Всего же удивительнее то, что они всякому твердят: мы-де прибыли сюда не для того, чтобы у вас учиться, но чтобы вас научить, вас заставить принять наши догматы"…
Кроме писем папы, легаты привезли в Константинополь и стали распространять полемическое сочинение под названием "Против греческой клеветы". Все сочинение написано в неспокойном, вызывающем тоне. "Вы потеряли рассудок", "дурак, если бы молчал, считался бы умным", "глупость ваша всем известна", — такие и подобные резкие выпады встречаются здесь часто. Касается это сочинение ряда обрядовых вопросов и заканчивается угрозой анафемы.
В очень спокойном тоне ответил легатам на это сочинение монах Студийского монастыря, ученик Симеона Нового Богослова, пресвитер Никита Стифат на состоявшемся по этому поводу богословском диспуте. Начинается его ответ с напоминания о любви, которая "все терпит, не превозносится, не ищет своего" и т.д. Далее Никита пишет, что держащиеся опресноков находятся еще "под сенью закона". Второе замечание Никиты касается поста и субботы Великой Четыредесятницы, нарушения латинянами 64-го апостольского правила, как известно, возбраняющего пост по воскресеньям и субботами (за исключением Великой Субботы). У латинян это нарушенное имело место в Великую Четыредесятницу, когда 64-е апостольское правило выполнялось ими лишь в отношении воскресных дней, в то время как субботы Великой Четыредесятницы у них причислялись к постными дням. Об этом отступлении латинян говорит и 55-е правило VI Вселенского Собора, на которое тоже ссылается Никита Стифат. Третье замечание Никиты касается совершения латинянами полной литургии в постные дни Великой Четыредесятницы, притом в обычные утренние часы дня, вопреки 49-му правилу Лаодикийского Собора и 52-му правилу VI Вселенского Собора. Последнее, четвертое, замечание касается обязательного безбрачия духовенства. Отметив эти четыре канонических нарушения, Никита увещевает римлян избегать их, чтобы быть "светлыми очами всего мира и едиными с нами, вашими собратиями". Заканчивает свое писание Никита следующими словами: "Приветствуем вас во Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава и держава со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков".
Кардинал Гумберт в ответном сочинении разразился бранью по адресу Никиты Стифата: "Ты глупее осла... Тебе место не в Студийском монастыре, а в цирке или лупанаре... Ты столько наблевал, что в извращении божественного учения не уступаешь скверным и бешеным собакам - Иулиану и Порфирию...". Возражение Никиты против обязательного целибата Гумберт расценил в своем ответе как николаитскую ересь и стремление превратить Церковь Божию в синагогу сатаны и иезавелинскую блудницу". Заканчивается это сочинение такими словами: "А ты, жалкий Никита, доколе не обратишься, будь анафема от всей Церкви Христовой со всеми, кои слушаются твоего превратного учения".
Главное препятствие к достижению взаимопонимания заключалось в том, что Восток и Запад стояли на принципиально различных позициях в вопросе самого метода решения споров. Суть этого различия очень хорошо резюмирует современный римско-католический византолог А. Венгер: "В Константинополе говорили: если есть расхождения, давайте разберемся сообща. Нет, отвечал Рим, надо подчиниться, ибо у нас примат, а это значит, что мы правы".
Легаты так и не добились от патриарха заявления о послушании папе… И вот 16 июля 1054 г. они положили на престол Святой Софии грамоту, в тексте которой провозглашалось отлучение от церкви патриарха Константинопольского и всех с ним единомыслящих...
Прежде чем покинуть Константинополь, легаты, как они сами говорят в своем отчете, "привели в порядок дела латинских церквей этого города": они успели опубликовать еще одну анафему - на всякого, кто стал бы принимать причащение от "грека" (то есть от греческого священнослужителя), порицающего римскую Евхаристию.
Нелепость происшедшего поразила всех. Император дал указание сжечь акт отлучения. Но Константинопольский Синод решил сохранить этот документ "на вечное' посрамление и осуждение хулителей Бога нашего".
Синод анафематствовал "нечестивое писание" и легатов. Самого папу Константинопольский Синод все же прямо не задел в своем определении по этому вопросу.
В ответ на анафематствования папских легатов состоявшийся 20 июля Собор под председательством Михаила Керуллария и в составе двух архиепископов, двенадцати митрополитов и семи епископов, в свою очередь, торжественно отлучил виновников выступления 16 июля. Окружным посланием патриарха решение Собора было доведено до сведения всей восточной иерархии. Так совершился окончательный акт разрыва двух Церквей.
Дальнейший исторический процесс характеризуется постепенным ослаблением церковных связей, перерастанием разрыва в окончательное разделение Церквей, которое со временем оформилось в расово-религиозную ненависть.
Вопрос 2. Основные положения протестантизма: SOLA SCRIPTURA, оправдание верой.
Сайт «Азбука веры»