Хиджра как прелюдия к джихаду на Пути Аллаха
Как сказано в вышеупомянутом хадисе марфу Аль-Хариса Аль-Аш’ари: "И я приказываю вам пять, которые мне приказал Аллах: джамаат, послушание, повиновение, хиджра и джихад на Пути Аллаха". Он сделал хиджру прелюдией и связал ее с джихадом.
Всевышний Аллах сказал:
«Воистину, твой Господь после всего этого прощает и милует тех, которые переселились после того, как были подвергнуты испытаниям, а затем сражались (на пути Аллаха) и проявляли терпение» (Ан-Нахль, 16:110).
Таким образом, хиджра после испытаний не была последним этапом. Она была только прелюдией к следующему этапу, которым были джихад и терпение.
И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Хиджра не прекратится, пока идет сражение с врагом".
И я упоминал ранее в этой книге, что джихад сохранится, пока мусульмане не сразятся с Аль-Масихом Ад-Дадджалем рядом с ‘Исой Ибн Марйам, да будет над ним мир. Это будет последний джихад на Пути Всевышнего Аллаха, как это было подтверждено доказательствами.
И хиджра как прелюдия к джихаду будет либо с намерением поддержки мусульман муджахидов в другой стране, либо она будет с намерением подготовиться и собрать сторонников, чтобы мусульманин мог вернуться в свою страну для джихада.
И относительно решения (хукм) по хиджре, Ибн Къудама сказал: «Глава Относительно Хиджры: Это переезд из "Дар Уль-Куфр" в "Дар Уль-Ислам". Всевышний Аллах сказал: «Тем, кого ангелы упокоят чинящими несправедливость по отношению к самим себе, скажут: "В каком положении вы находились?" Они скажут: "Мы были слабы и притеснены на земле". Они скажут: "Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней"». И было передано от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: "Я непричастен к любому мусульманину, который проживает за спинами многобожников. Их огни не должны быть видны". – Привел Абу Дауд. И его смысл заключается в том, что он не должен находиться в районе, где он видит их огонь или они видят его огонь, если они пьяны. И аяты и сообщения, помимо этих двух многочисленны. И решение (хукм) о хиджре остается и не прекратится до Дня Воскресения, согласно утверждению большинства людей знания. И некоторые люди сказали, что хиджра завершилась, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Нет хиджры после Фат’ха (завоевания Мекки)" и он сказал: "Хиджра закончилась, кроме как для джихада и намерения". И передается, что когда Сафуан Ибн Умаййа принял Ислам, ему было сказано: "Нет религии для того, кто не совершил хиджру", и поэтому он отправился в Аль-Мадину. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: "Что привело тебя суда, Абу Уахб?" Он сказал: "Мне сказали, что нет религии для того, кто не совершил хиджру". Он сказал: "Возвращайся, Абу Уахб, к обширным долинам Мекки и оставайся в своем доме, потому что хиджра закончилась, кроме как для джихада и намерения". Все это было рассказано Са’идом. И у нас есть то, что было рассказано Му’аууией, который сказал: "Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: ‘Хиджра не прекратится, пока солнце не встанет оттуда, куда оно садится’". Сообщил Абу Дауд. И передается от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: "Хиджра не прекратится, пока будет джихад". – Передано Са’идом и другими. И (это в добавление к) множеству аятов и сообщений, которые указывают на это, так же как и причины, которые делают это (хиджру) необходимым во все времена. Что касается первых хадисов, он подразумевал ими, что нет хиджры после завоевания (Мекки) из страны, которая была завоевана (Исламом). И его высказывание Сафуану, что хиджра завершилась, подразумевало хиджру из Мекки, потому что хиджра это покидание страны неверных. И если она завоевана (Исламом), то она больше не является страной неверных, и, следовательно, нет больше совершения хиджры из нее, а, наоборот, есть только хиджра в нее. Если это подтверждено, то люди делятся на три типа относительно хиджры:
Первый: Тот, для кого она является обязательной, и у него есть возможность совершить ее, когда он не может открыто показывать свою религию, и когда он не в состоянии выполнять обязанности его религии, проживая среди неверных. Хиджра является обязательной для него, в соответствии с высказыванием Всевышнего: «Тем, кого ангелы упокоят чинящими несправедливость по отношению к самим себе, скажут: "В каком положении вы находились?" Они скажут: "Мы были слабы и притеснены на земле". Они скажут: "Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней". Их обителью станет Геенна. Как же скверно это место прибытия!» И это суровая угроза, указывающая на обязательство. Потому что выполнение обязанностей Дина обязательно для каждого, у кого есть возможность. И хиджра относится к числу требований обязанности и того, что делает ее полной; и что-либо, без чего обязанность не может быть выполнена, становится обязательным (также).
Второй: Тот, на ком нет обязанности хиджры. Это тот, кто не способен совершить ее, в связи с болезнью, либо будучи принужденным жить там или в связи со слабостью женщин и детей и подобного этому. На таком нет хиджры, в соответствии с высказыванием Всевышнего Аллаха: «За исключением слабых из числа мужчин, женщин и детей, которые не могут измыслить план и не находят правильного пути. Для таких – надежда, что Аллах простит их, ведь Аллах – Снисходительный, Прощающий». И она (хиджра) не будет характеризоваться как желательная, потому что не будет возможной (в любом случае).
И третий: Тот, для кого она желательна, но не обязательна. Это тот, кто может совершить ее, но (также) способен открыто показывать свою религию. И его прекращение проживания в "Дар Уль-Куфр" желательно для него, чтобы он имел возможность совершать джихад против них и увеличил число мусульман и помог им, и чтобы он мог перестать увеличивать число неверных, перестать смешиваться с ними и быть свидетелем зла среди них. Но она не обязательна для него, по причине его способности выполнять обязанности его религии без совершения хиджры. Аль’Аббас, дядя Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, проживал в Мекке, во время своего Ислама. И мы пересказывали, что к Ну’айму Ан-Нухаму, когда он хотел совершить хиджру, пришли его люди из Бану ‘Ади’ и сказали ему: "Живи с нами и ты будешь на своей религии и мы будем защищать тебя от тех, кто захочет нанести тебе вред. И продолжай отвечать у нас за то, за что ты несешь ответственность (сейчас)". А он обеспечивал сирот и вдов Бани ‘Ади’. И он повременил с хиджрой некоторое время, и затем совершил ее позже. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: "Твой народ отнесся к тебе лучше, чем мой народ ко мне. Мой народ изгнал меня и хотел убить меня, в то время как твой народ оберегал и защищал тебя". Он сказал: "О Посланник Аллаха, твой народ изгнал тебя к повиновению Аллаху и джихаду против Его врага, в то время как мой народ удержал меня от хиджры и повиновения Аллаху", или что-то похожее на эти слова».