Хиджра как прелюдия к джихаду на Пути Аллаха

Как сказано в вышеупомянутом хадисе марфу Аль-Хариса Аль-Аш’ари: "И я приказываю вам пять, которые мне приказал Аллах: джамаат, послушание, повиновение, хиджра и джихад на Пути Аллаха". Он сделал хиджру прелюдией и связал ее с джихадом.

Всевышний Аллах сказал:

«Воистину, твой Господь после всего этого прощает и милует тех, которые переселились после того, как были подвергнуты испытаниям, а затем сражались (на пути Аллаха) и проявляли терпение» (Ан-Нахль, 16:110).

Таким образом, хиджра после испытаний не была последним этапом. Она была только прелюдией к следующему этапу, которым были джихад и терпение.

И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Хиджра не прекратится, пока идет сражение с врагом".

И я упоминал ранее в этой книге, что джихад сохранится, пока мусульмане не сразятся с Аль-Масихом Ад-Дадджалем рядом с ‘Исой Ибн Марйам, да будет над ним мир. Это будет последний джихад на Пути Всевышнего Аллаха, как это было подтверждено доказательствами.

И хиджра как прелюдия к джихаду будет либо с намерением поддержки мусульман муджахидов в другой стране, либо она будет с намерением подготовиться и собрать сторонников, чтобы мусульманин мог вернуться в свою страну для джихада.

И относительно решения (хукм) по хиджре, Ибн Къудама сказал: «Глава Относительно Хиджры: Это переезд из "Дар Уль-Куфр" в "Дар Уль-Ислам". Всевышний Аллах сказал: «Тем, кого ангелы упокоят чинящими несправедливость по отношению к самим себе, скажут: "В каком положении вы находились?" Они скажут: "Мы были слабы и притеснены на земле". Они скажут: "Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней"». И было передано от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: "Я непричастен к любому мусульманину, который проживает за спинами многобожников. Их огни не должны быть видны". – Привел Абу Дауд. И его смысл заключается в том, что он не должен находиться в районе, где он видит их огонь или они видят его огонь, если они пьяны. И аяты и сообщения, помимо этих двух многочисленны. И решение (хукм) о хиджре остается и не прекратится до Дня Воскресения, согласно утверждению большинства людей знания. И некоторые люди сказали, что хиджра завершилась, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Нет хиджры после Фат’ха (завоевания Мекки)" и он сказал: "Хиджра закончилась, кроме как для джихада и намерения". И передается, что когда Сафуан Ибн Умаййа принял Ислам, ему было сказано: "Нет религии для того, кто не совершил хиджру", и поэтому он отправился в Аль-Мадину. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: "Что привело тебя суда, Абу Уахб?" Он сказал: "Мне сказали, что нет религии для того, кто не совершил хиджру". Он сказал: "Возвращайся, Абу Уахб, к обширным долинам Мекки и оставайся в своем доме, потому что хиджра закончилась, кроме как для джихада и намерения". Все это было рассказано Са’идом. И у нас есть то, что было рассказано Му’аууией, который сказал: "Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: ‘Хиджра не прекратится, пока солнце не встанет оттуда, куда оно садится’". Сообщил Абу Дауд. И передается от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: "Хиджра не прекратится, пока будет джихад". – Передано Са’идом и другими. И (это в добавление к) множеству аятов и сообщений, которые указывают на это, так же как и причины, которые делают это (хиджру) необходимым во все времена. Что касается первых хадисов, он подразумевал ими, что нет хиджры после завоевания (Мекки) из страны, которая была завоевана (Исламом). И его высказывание Сафуану, что хиджра завершилась, подразумевало хиджру из Мекки, потому что хиджра это покидание страны неверных. И если она завоевана (Исламом), то она больше не является страной неверных, и, следовательно, нет больше совершения хиджры из нее, а, наоборот, есть только хиджра в нее. Если это подтверждено, то люди делятся на три типа относительно хиджры:

Первый: Тот, для кого она является обязательной, и у него есть возможность совершить ее, когда он не может открыто показывать свою религию, и когда он не в состоянии выполнять обязанности его религии, проживая среди неверных. Хиджра является обязательной для него, в соответствии с высказыванием Всевышнего: «Тем, кого ангелы упокоят чинящими несправедливость по отношению к самим себе, скажут: "В каком положении вы находились?" Они скажут: "Мы были слабы и притеснены на земле". Они скажут: "Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней". Их обителью станет Геенна. Как же скверно это место прибытия!» И это суровая угроза, указывающая на обязательство. Потому что выполнение обязанностей Дина обязательно для каждого, у кого есть возможность. И хиджра относится к числу требований обязанности и того, что делает ее полной; и что-либо, без чего обязанность не может быть выполнена, становится обязательным (также).

Второй: Тот, на ком нет обязанности хиджры. Это тот, кто не способен совершить ее, в связи с болезнью, либо будучи принужденным жить там или в связи со слабостью женщин и детей и подобного этому. На таком нет хиджры, в соответствии с высказыванием Всевышнего Аллаха: «За исключением слабых из числа мужчин, женщин и детей, которые не могут измыслить план и не находят правильного пути. Для таких – надежда, что Аллах простит их, ведь Аллах – Снисходительный, Прощающий». И она (хиджра) не будет характеризоваться как желательная, потому что не будет возможной (в любом случае).

И третий: Тот, для кого она желательна, но не обязательна. Это тот, кто может совершить ее, но (также) способен открыто показывать свою религию. И его прекращение проживания в "Дар Уль-Куфр" желательно для него, чтобы он имел возможность совершать джихад против них и увеличил число мусульман и помог им, и чтобы он мог перестать увеличивать число неверных, перестать смешиваться с ними и быть свидетелем зла среди них. Но она не обязательна для него, по причине его способности выполнять обязанности его религии без совершения хиджры. Аль’Аббас, дядя Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, проживал в Мекке, во время своего Ислама. И мы пересказывали, что к Ну’айму Ан-Нухаму, когда он хотел совершить хиджру, пришли его люди из Бану ‘Ади’ и сказали ему: "Живи с нами и ты будешь на своей религии и мы будем защищать тебя от тех, кто захочет нанести тебе вред. И продолжай отвечать у нас за то, за что ты несешь ответственность (сейчас)". А он обеспечивал сирот и вдов Бани ‘Ади’. И он повременил с хиджрой некоторое время, и затем совершил ее позже. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: "Твой народ отнесся к тебе лучше, чем мой народ ко мне. Мой народ изгнал меня и хотел убить меня, в то время как твой народ оберегал и защищал тебя". Он сказал: "О Посланник Аллаха, твой народ изгнал тебя к повиновению Аллаху и джихаду против Его врага, в то время как мой народ удержал меня от хиджры и повиновения Аллаху", или что-то похожее на эти слова».

Раздел 12: Мусульмане Являются Единым Народом, И Мусульманин – Брат Мусульманина. Все Они Имеют Право На Помощь, Даже Если Их Страны Находятся Далеко Друг От Друга

Всевышний Аллах сказал:

«Верующие – никто иные, как братья» (Аль-Худжурат, 49:10).

И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Мусульманин – брат мусульманину". Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: "Верующие подобны одному человеку. Если у него болит голова, то остальное тело испытывает лихорадку и бессонницу".

И нет преимущества у мусульманина перед мусульманами, кроме как в богобоязненности (такъуа) и благих делах. Всевышний Аллах сказал:

«И самый благородный перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный» (Аль-Худжурат, 49:13).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Нет преимущества у араба над неарабом, и у неараба над арабом. Нет его ни у белого над черным, ни у черного над белым, кроме как в богобоязненности (такъуа). Люди произошли от Адама, а Адам из земли". И помощь является правом мусульманина от его брата мусульманина, даже если их страны находятся далеко друг от друга. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Мусульманин – брат мусульманину. Он не поступает с ним несправедливо, и не выдает его. И кто заботится о нуждах своего брата, то Аллах позаботится о его нуждах. И кто охраняет мусульманина от бедствия, то Аллах защитит его от бедствия из бедствий Дня Воскресения. И кто покрывает мусульманина (хранит что-то постыдное о нем в тайне), то Аллах покроет его в День Воскресения".

И Муслим рассказал от Аби Хурайры, хадис марфу: "Мусульманин – брат мусульманину. Он никогда не поступает с ним несправедливо, и никогда не предает его". Поэтому является обязанностью для каждого мусульманина помогать своим братьям муджахидам, даже если их страны находятся далеко, в соответствии с его возможностями. И он не должен никогда предавать его перед его врагом и не должен выдавать его врагу. Как сказал Аль-Къуртуби: «Является обязательным для всех выступить (на джихад). И это когда джихад устанавливается, в связи с захватом врага области из областей или из-за того, что он вошел в страну. И если это случится, то все люди этой страны обязаны выступить и противостоять ей (вражеской армии); те, кому легко, и те, для кого это тяжело, молодые и пожилые; каждый обязан делать то, на что у него есть возможность. У кого есть отец, тот (выступает) без его разрешения, также как и тот, у кого нет отца. И никто из тех, у кого есть возможность, не может остаться позади, будь они воины, или просто те, кто увеличивает их число. А если жители той области не способны осилить своего врага, то обязанность выступить, в соответствии с тем, что необходимо людям этой области, переходит к тем, кто находится рядом с ними и тем, кто соседствует с ними, пока у мусульман не будет достаточно сил, чтобы одолеть его и изгнать его. Также, каждый, кто узнает о том, что у мусульман недостаточно сил, а он может помочь им, то необходимо для него выступить к ним на помощь. Таким образом, все мусульмане ощущают боль (вместе от беды) других мусульман».

Ибн ‘Абидин сказал: «Если враг напал на какую-то из земель Ислама, то это Фард ‘Айн. И это становится Фард ‘Айн для тех, кто находится рядом с ними. Что касается тех, кто позади них, из тех, кто находится далеко от врага, то это Фард Кифайа, если они не нуждаются в них. Но если они нуждаются в них, если те, кто ближе к врагу неспособны противостоять врагу или (даже) они не были неспособны, но были ленивы и не выполнили джихад, то это становится Фардом для тех, кто позади них: Фард ‘Айн, подобно молитве и посту. И у них нет выбора, оставить это, и (это продолжается) пока не станет Фардом для всех людей Ислама, расширяясь на Восток и на Запад». И это мнение правоведов (фукаха’) всех четырех правовых школ (мазахаб).

Здесь, ты можешь видеть, что связь, основанная на шариате, которая соединяет мусульман, это связь членства в религии Ислам. И у этой связи есть обязательства, такие как помощь, сочувствие, поддержка и другое помимо этого. И для того, чтобы ослабить эту основанную на шариате связь и затем сломать единство мусульман и раздробить их ряды, неверные развили заменяющие связи:

Такие как связь земли: "Нация". Это то, что именуется связью по национальности. И это означает, что люди относятся к своей стране. В этой системе между ними нет различий, основанных на их религиях. Эта связь провозглашает, что благу нации отдается предпочтение перед всем остальным. И это является ложью согласно закону (шара’), потому что не должно быть так, чтобы тем, к чему относится и привержен (предан) мусульманин был клочок земли. Это потому что, может так случиться, что однажды он должен будет совершить хиджру на Пути Аллаха из этой земли. Аллах, Хвала Ему, сделал угрозу тому, кто ставит землю выше того, что несет довольство Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, в Своем высказывании:

«Скажи: "Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваш род, приобретенное вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его Пути, то ждите, пока Аллах не придет со Своим Велением (бедствием). Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей (аль-фасикъин)"» (Ат-Тоуба, 9:24).

Связь по национальности это то, к чему относятся слова Всевышнего: "...жилища, которые вы облюбовали..." И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Я непричастен к любому мусульманину, который проживает за спинами многобожников". Связь по национальности провозглашает равенство между мусульманином и немусульманином в одной и той же стране, а это является злом (мункар); он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Ислам главенствует и над ним не главенствуют" – так же, как связь по национальности провозглашает, что мусульманин, который не из детей этой страны является чужим для мусульманина в ней. И это огромное зло, так как мусульманин – брат мусульманину, даже если их страны находятся далеко друг от друга.

К связям доисламского невежества (джахилийа) относится этническая связь (къаумийа). Она предназначена для того, чтобы отнести человека к определенной расе и определенному народу. Человек сердится ради них и сражается ради них и поднимает эту связь над всеми остальными. И это зов доисламского невежества, о котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Оставь это, ведь она отвратительна". И он, да благословит его Аллах и приветствует, осудил того, кто сражается за нее, сказав: "Его смерть – смерть в джахилийе". И эта этническая связь (къаумийа), это то, к чему относятся слова Всевышнего в вышеупомянутом аяте суры Ат-Тоуба: "...ваш род (племя)..." В них угроза тому, кто ставит ее выше довольства Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. И Аллах, Хвала Ему, привел нам примеры Своих Пророков, когда они освобождали себя от своих неверующих народов. Всевышний сказал:

«Он сказал: "О Нух! Он – не из твоей семьи, и его дело не является праведным..."» (Худ, 11:46).

Всевышний также сказал:

«Прекрасным примером для вас были Ибрахим и те, кто был с ним. Они сказали своему народу: "Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Мы отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы не уверуете в Одного Аллаха"» (Аль-Мумтахина, 60:4).

Эти аяты проясняют, что связь, основанная на шариате – это вера в Аллаха, одного. И не может быть признания какой-либо иной связи, помимо этой. Таким образом приверженность (преданность) и враждебность основываются на вере (иман): «...пока вы не уверуете в Одного Аллаха».

К связям джахилийи также относится связь единого языка или цвета или общих интересов. И все они достойны порицания на основании слов Всевышнего:

«...приобретенное вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь... (Ат-Тоуба, 9:24).

Ни одна из этих связей не принимается во внимание, особенно когда они противоречат тому, что делает необходимым (исламское) законодательство (шара’). Эти связи были выдвинуты никем иным, как неверными, для того чтобы разделить мусульман и разжечь между ними вражду. Это то, о чем предупредил нас Всевышний:

«О те, которые уверовали! Если вы покоритесь некоторым из тех, кому было даровано Писание, то они обратят вас в неверных после того, как вы уверовали!»,

до Его, Всевышнего, слов:

«Крепко держитесь за Вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его Милости вы стали братьями...»,

до Его, Всевышнего, слов:

«Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения» (Аль-Имран, 3:100-105).

Суть сказанного заключается в том, что мусульманин должен знать, что приверженность (преданность), поддержка и борьба, - все это ограничено связью веры. И не принимается во внимание никакая другая связь из связей джахилийи в этом вопросе. Поэтому противозаконно (харам) для мусульманина быть приверженным (преданным) или сражаться на основании влечений к этим связям, и мусульманин на далеком Востоке является братом мусульманину на далеком Западе, даже если их цвет, раса и язык различаются. И поддержка его и помощь ему в истине является обязанностью в соответствии с возможностями человека.

Раздел 13: Начинать Сражение Обязательно С Ближайшим Врагом

Согласно высказыванию Всевышнего:

«О те, которые уверовали! Сражайтесь с неверующими, которые находятся вблизи вас...» (Ат-Тоуба, 9:123).

Ибн Къудама сказал: «Раздел: "Каждый Народ Сражается с Тем, Кто Ближе к Нему из Врагов" – И главный принцип в этом слова Всевышнего: "О те, которые уверовали! Сражайтесь с неверующими, которые находятся вблизи вас...", так как наиболее близкий является наиболее опасным. Сражением с ним отражается его вред от тех, кто непосредственно перед ним и от тех, кто находится за ними. Если внимание будет занято дальним врагом, это даст ему (ближнему врагу) возможности против мусульман из-за того, что они заняты кем-то другим». И он продолжил, сказав: «Если это установлено, то в случае наличия оправдания для сражения с дальним врагом из-за его большей опасности или наличия пользы от начинания сражения с ним в связи с его близостью или возможностью одержать над ним верх, или в случае нахождения в состоянии Худны с ближним врагом, или если есть что-то еще, что не позволяет сражаться с ним, то тогда нет проблемы в том, чтобы начать сражение с него, когда того требует ситуация».

Ибн Кассир сказал в толковании вышеупомянутого аята: «Всевышний Аллах приказывает верующим сражаться с неверными с одним за другим, с ближайшим, затем теми, кто за ним. Вот почему Посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, начал сражение с многобожников Аравийского полуострова. Затем, когда он закончил с ними и Аллах дал ему контроль над Меккой, Аль-Мадиной, Ат-Та’ифом, Йеменом, Йамамой, Хаджром, Хайбаром, Хадрамаутом и другими областями Аравийского полуострова, а народы остальных арабских племен вошли в Ислам толпами, он начал сражаться с Людьми Писания. Поэтому он готовился к сражению с Римлянами, которые были ближайшим народом близ Аравийского полуострова...», и далее он сказал: «...и после него, его помощник, его друг и его преемник, Абу Бакр Ас-Сиддикъ, да будет доволен им Аллах, продолжил его дело, когда религию занесло так, что она почти исчезла. Затем Аллах привел ее в устойчивость посредством него, и он укрепил фундамент, закрепил ее опоры и вернул бегущих из Религии, и вернул людей Ридды (отступничества) в Ислам, и он взял закят у тех, кто отказывался его платить, и прояснил истину для тех, кто был невежественным в отношении нее. И он выполнил то, что ему передал Посланник. Затем он начал готовить Исламские войска к войне с Римлянами, поклонниками креста. И Персами, поклонниками огня. И Аллах открыл, благословив его посредничество, страны, и он объявил войну Кисре и Цезарю и тем, кто подчинялся им из рабов. И он потратил их сокровища на Пути Аллаха, как сообщил об этом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И завершение дела перешло в руки его преемника после него и хранителя его дела Аль-Фарукъа (Различающий), Аль-Аууаба (Раскаивающийся), Шахида Аль-Михраба (мученик молитвенной ниши), Аби Аль-Хафса, ‘Умара Ибн Аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах. И Аллах объявил войну неверующим безбожникам посредством него, и он подавил преступников и лицемеров, и завоевал царства на востоке и на западе...», и далее он сказал: «...всякий раз, когда они покоряли народ, они шли к тем, кто находился за ними, затем к ближайшим к ним из надменных и порочных людей, действуя в соответствии со словами Всевышнего: "О те, которые уверовали! Сражайтесь с неверующими, которые находятся вблизи вас..."».

Раздел 14: Сражение с Противодействующими Вероотступниками Приоритетнее Сражения с Коренными Неверными

Это потому, что вероотступничество хуже по преступлению в религии и представляет более суровую угрозу. Шейх Уль-Ислам, Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал: «Сунна была установлена, что наказание вероотступника строже, чем наказание коренного неверного по нескольким причинам. Сюда относится то, что вероотступника убивают в любых обстоятельствах, а джизья не применяется к нему, и защита не предоставляется ему, в отличие от коренного неверного. К ним также относится то, что вероотступника казнят, даже если он не способен сражаться, в отличие от коренного неверного, который не из числа людей сражения. Это потому что его не убивают согласно большинству ученых, таких как Аби Ханифа, Малик и Ахмад. И в соответствии с этим, по мазхабу большинства, вероотступника казнят, как это известно из мазхабов Малика, Аш-Шафи’и и Ахмада. К ним также относится то, что вероотступник не наследует и ему не наследуют, он не женится (женщина не выходит замуж), не едят то, что он зарезал, в отличие от коренного неверного, и другое помимо этого из различных постановлений».

«И неверие отступничества тяжелее, согласно иджма’, чем коренное неверие».

И он, да помилует его Аллах, сказал в другом месте: «Ас-Сиддикъ (Абу Бакр), да будет доволен им Аллах, и остальные сподвижники (сахаба) начали с джихада против вероотступников до джихада против неверных из Людей Писания (Ахль Аль-Китаб). Это потому, что джихад против них был сохранением уже открытых мусульманами территорий, чтобы те, кто хотел покинуть его (Ислам) вошли в него. Джихад же против тех, кто не сражался с нами из многобожников и Людей Писания, относится к расширению господства религии. А сохранение капитала (т.е. в коммерческих терминах) важнее поиска прибыли».

И сподвижники (сахаба) пришли к согласию относительно начинания сражения против вероотступников, и это не может быть подвергнуто сомнению отправкой ‘Усамы Ибн Зайда на войну с Римлянами в начале Хилафа Абу Бакра, да будет доволен ими Аллах. Потому что он сделал это только из-за приказа Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на это (перед его смертью). И в этом была огромная польза для устрашения тех, кто намеревался совершить вероотступничество.

Раздел 15: Если Султан Совершает Неверие и Противодействует, то с Ним Обязательно Сражаться: Фард ‘Айн. И Это Приоритетнее, чем Остальное

Наши рекомендации