Возвращение к учителям
Мачиг было тридцать четыре года, когда она отправилась в долину Паньюл Лангтанг, расположенную к северу от Лхасы, а в возрасте тридцати пяти, получив пророческое предсказание от дакинь, она оставила своих детей с Топабхадрой и пошла в Лаб повидать своих учителей.
Она попросила Сонама Ламу даровать ей посвящение пяти божеств сердечной мандалы Ваджраварахи и перед проведением церемонии пропела ему такую песнь:
Простираюсь перед всеми ламами, Дарующими истинное осознавание изначальной мудрости! Простираюсь перед божествами мандалы, Дарующими истинные сиддхи!
Простираюсь перед Дхармой,
Освобождающей от привязанностей!
Простираюсь перед Сангхой,
Достойной хвалы и подношений!
Простираюсь перед хранителями Учения,
Устраняющими препятствия!
До самого обретения просветления
Я не устану молиться вам!
Мое подношение — мандала пяти органов чувств.
Я раскаиваюсь во всех своих неблагих деяниях.
Молю вас, учителя, поверните колесо учения
И не уходите в нирвану.
Пусть все мои благие достижения
Будут посвящены обретению просветления
всеми живыми существами.
Лама Сонам возрадовался и даровал ей посвящение, снова подтвердив, что она — воплощенная дакини. При этом он дал ей тайное имя Дорже Йингщунгма, "Наделенная Богатством Неразрушимого Пространства". После получения посвящения она усердно выполняла практику дакини и вскоре полностью реализовала это учение.
Затем она отправилась к Ламе Дра, чтобы показать ему свое понимание двенадцати звеньев взаимозависимого происхождения, и учитель сказал, что она т- великая дакини. Он также засвидетельствовал, что она великая женщина-сиддха.
Затем она пожелала дать обеты бодхисаттвы, но учитель сказал: "Ты не нуждаешься в обетах бодхисаттвы и в пяти заповедях. В тебе воплотилась сущность Матери всех будд и бодхисаттв. Твое понимание учений сутры и тантры достигло совершенства, и ты наделена оком мудрости. Ты -- великая мать, видящая во всех живых существах своих детей. Ты — сокровище Дхармы и не нуждаешься в том, чтобы постигать учение о бодхичитте. Я же рядом с тобой как звезда возле сияющей луны. Но поскольку я твой учитель, я дарую тебе эти обеты. Это будет благой знак".
Во время церемонии принятия обетов Мачиг видела своего учителя в образе Будды Шакьямуни. Справа от него находился Манджушри, слева Авалокитешвара, а спереди — Вадж-рапани. Простершись перед учителем, она сказала:
Тело Будды сияет как золото. Поклоняюсь тебе, всеведущий учитель! Поклоняюсь тебе, юный Манджушри,
Наделенный признаками совершенства!
Поклоняюсь тебе, Ваджрапани,
Победитель могущественных демонов!
Поклоняюсь тебе, Авалокитешвара,
Излучающий свет сострадания!
О, как прекрасно видеть нераздельность ламы и Будды!
Вот Авалокитешвара с одним ликом и двумя руками.
Сияет его светоносное тело.
Вот Манджушри, направивший на меня свой меч,
Будто желая рассечь меня.
Вот Ваджрапани,
Подчиняющий злых духов своим черным ваджром.
Он распространяет вокруг себя
Искры в форме маленьких ваджров.
После совершения церемонии учитель посоветовал ей отправиться туда, где находится священная Медно-красная Гора. Мачиг сказала, что она хотела бы прежде увидеться с Падам-пой, и учитель согласился.
Когда она пришла в Тингри, Падампа, узнав о ее прибытии, отправился туда, чтобы встретиться с ней. Когда они встретились, Мачиг попросила у него наставлений, и он ответил: "У меня больше нет специальных наставлений, кроме тех, что я уже дал тебе. Линия преемственности сутр Прадж-няпарамиты очень могущественна, и следующий ей преодолеет все препятствия в своей жизни".
Они сделали большое подношение мандалы и оставались в том месте месяц и тринадцать дней. Мачиг получила инструкции по выполнению пранаямы511, а также по янтра-йоге<>0 и туммо''1, о том, как направлять энергию праны в центральный канал и учения раздела Упадеши!а. После этого учитель велел ей посетить 108 кладбищ, а затем отправиться на Медно-красную Гору для блага всех живых существ.
Мачиг покинула Тингри и пошла на высокую снежную гору Джомо Джечен. Она посетила 108 священных мест и пришла в Мон, где жила некоторое время, занимаясь практикой медитации. Затем в возрасте тридцати семи лет она взошла на Медно-красную Гору и поселилась там в Красном Доме. Многие духи этих мест приходили к ней, приносили обеты бодхисаттвы и давали обещание не причинять вреда живым существам.
Однажды к Мачиг пришли монахиня Чотцо, женщина по имени Дардрон и мужчина по имени Кадраг. Они рассказали, что в гадании им было предсказано, что они должны умереть в этом году. Они просили ее даровать им посвящение. Она дала им практику дакини из линии материнской тантры, после чего они вместе сделали много подношений пуджи. В результате признаки скорой смерти исчезли, и слава Мачиг разнеслась по всей округе. Когда Мачиг исполнилось сорок лет, она была уже хорошо известна во всем Тибете. Многие люди и духи приходили к ней за помощью и для принятия обетов бодхичитты. Семь дакинь постоянно находились возле нее, охраняя место, в котором она находилась, и некоторым из присутствующих доводилось увидеть их.
Однажды к Мачиг пришли лама Чуба Лоцзава с восемнадцатью учениками и лама Джартиба в сопровождении своих двадцати пяти учеников, а также учитель Толунгпа, тоже с двадцатью пятью учениками, и вызвали ее на диспут. Но ни один не мог победить ее. Все они прониклись верой в то, что Мачиг — поистине Арья Тара, и она дала им учение.
Потом к ней пришел великий сиддха Памтиг, и она излагала ему учение до тех пор, пока у него не исчезли последние сомнения и заблуждения. После этого он сказал: "Какое счастье, что эманация божества воплотилась в Тибете! Великая Мачиг, ты принесла благо множеству живых существ, обитающих как в человеческой, так и не в человеческой форме. Я прославляю тебя!" Затем Мачиг попросила его дать наставления в Дхарме, и он дал ей ясное объяснение учения Махамуд-ры и Абхидхармакоши1'3.
Мачиг учила также специальной дхарме, называемой Чод линии Махамудры. Люди говорили, что благодаря практике этого учения можно исцелить 424 болезни и избавиться от нападений 80 000 духов.
ВСТРЕЧА С ТАРОЙ
Весной, когда Мачиг был сорок один год, она отправилась в пещеру Пугзанг. Там она получила от самой Тары очень редкое учение и посвящение в мандалу пяти Дхьянибудд в форме яб-юм. Тара явилась в образе супруги Дхьянибудд и сказала Мачиг: "Усердно практикуй это учение. В нем содержатся наставления о том, как преобразовать пять страстей и получить передачу сил от пяти Дхьянибудд'"1. Это учение дано для блага всех живых существ, а потому храни его хорошенько, йогиня! Сделай его основой своей практики, читай мантру и выполняй медитации стадии порождения и завершения. Благодаря твоим детям, твоя духовная линия преемственности будет продолжаться подобно тому, как жемчужины, нанизанные на нитку, следуют одна за другой. Через десять поколений твой род прервется. Ты же сама станешь дакиней, называемой Ваджрная Победительница Демонов, и будешь главой всех дакинь".
Затем Мачиг вознесла хвалу Таре и пяти Дхьянибуддам и сказала: "Вы проявили свое милосердие ко мне и наделили меня силами. Я всего лишь слабая и неразумная женщина, но отныне, благодаря вашей доброте, я смогу помочь живым существам".
Тара с улыбкой окинула взором остальных дакинь мандалы и сказала: "О йогиня! Ты достигла завершения всего, что содержится в Трипитаке''5 и в учении тантры. Ты — воплощенная Прадж-няпарамита, Супруга Ваджрадхату, источник всего постижения Дхармы. Не унывай".
Мачиг сказала: "Но как я могу узнать, что это так? Почему я — источник всякого постижения Дхармы? И где Великая Мать сейчас?"
Тара отвечала: "Слушай, йогиня, прошлое стерлось из твоей памяти, но я расскажу тебе о нем. Великая Мать — это пустотная природа всех дхарм. Она Мать Будд трех времен, Природа Абсолютной Реальности, чистая суть лишенной самости Праджни-пустоты, что превыше всех загрязнений. Эта Великая Мать, являющаяся причиной накопления добродетели, та, которой делают подношения и возносят хвалу, силой молитв и призываний живых существ и посредством лучезарной природы пустотности всех дхарм проявилась в форме светящейся сферы (Тиб. "тигле", что значит "капля" или "семя". — Прим. пер.) желто-красного цвета, а на уровне чистого видения стала Великой Матерью, окруженной буддами и бодхисаттвами десяти сторон света. Ее тело золотого цвета, у нее одно лицо и четыре руки. Она сидит, скрестив ноги в лотосовой позе, а в сердце у нее светящаяся капля с оранжевой буквой "МУМ".
Она наделена всеми знаками совершенства и пребывает на небесах Тушита''1'. Из моего сердца излился темно-зеленый свет и проник в ее сердце, отчего оно начало биться. Затем лучи света излились из ее сердца и вобрали в себя мудрость и благословения будд и бодхисаттв десяти сторон света, после чего эти лучи вновь растворились в теле Великой Матери и из ее сердца родилась дакини Ваджрадхату. Сущность ума этой дакини явилась как дакини Дорже Дудулма, Ваджрная Покорительница Демонов, с одним лицом, двумя руками и с головой свиньи, расположенной сбоку от ее собственной головы. Она имеет власть над всеми дакинями, и три мира трепещут перед ней. Дорже Дудулма воплощалась множество раз для помощи всем живым существам. Теперь, воплотившись в тебе, она пришла в Тибет".
Мачиг сказала: "О святая Тара, мне ясно все, что ты сказала. Ответь, принесет ли благо живым существам распространение учения, которое ты дала мне?"
Тара отвечала: "Не следует излагать высшие тайны Вадж-раяны публично. Но ты должна передавать это учение подходящим людям, помогая им на пути обретения освобождения. В своем учении тебе следует соединить Четыре Мудры67 с Сутрой Сердца Праджняпарамиты. Йогиня, твое учение будет распространяться, а ты сама достигнешь окончательного просветления".
После этих слов из сердца Тары излился свет в десяти направлениях. Весь этот свет затем растворился в сердце Мачиг. Потом она и все ее окружение растворилось в небесном пространстве. В этот самый миг наступил рассвет.
Когда Мачиг вернулась в Красный Дом, она увидела на пороге двух черных духов-хранителей, стерегущих вход во время ее отсутствия.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ДЕТЯМ
Когда Мачиг было сорок два года, она увидела во сне прекрасный сад, полный цветов. Среди них был один цветок с многочисленными разноцветными лепестками. От цветка исходило сияние. В середине сидел Лама Сонам, с телом белого цвета, окруженный радужными лучами. Над ним в пространстве находился Падампа Сангье, а еще выше — Ваджрадхара. Справа восседал красный Манджушри, слева — Арья Дэва"8, а позади дакини Махасукха (Великое Наслаждение). Напротив него располагалась Арья Тара. Все фигуры были украшены орнаментами Самбхогакаи и излучали сияние. Они одновременно даровали ей благословение, и Мачиг ощутила силу, влившуюся в ее тело, речь и ум так, что она получила возможность передавать учение другим людям. В этот момент четыре белые дакини протрубили в раковины в четырех направлениях. Звук их раковин достиг четырех континентов и горы Меру, и Мачиг проснулась.
На следующий день, едва только солнце показалось над вершинами гор, пришел Топабхадра и привел с собой ее младшего сына и дочь. Встретившись, Мачиг и ее супруг сравнили свои достижения и рассказали друг другу о своей практике, после чего Топабхадра отправился в Индию.
Младший сын Мачиг, Друб Се, которому в это время исполнилось пятнадцать лет, получил от своего отца линию передачи практик Чакрасамвары, Акшобьи и черного Хаягривы. Дочь, которой было десять лет, знала практики красной Тары, многорукого Авалокитешвары69, Сутр и Праджняпарамиты.
Вскоре после этого Друб Се заболел и повредился рассудком. Для того чтобы исцелить его и устранить скрытые причины заболевания, Мачиг посоветовала ему выполнять практику, называемую Драгоценный Светильник, которую следовало выполнять на кладбище в течение недели. Сделав это, он не только излечился от своей болезни, но и обрел новое понимание. Тогда она передала ему полный цикл этой практики, и он освоил ее в совершенстве. После этого Мачиг пригласила Падампа Сангье, чтобы провести с ее сыном церемонию принятия обетов.
Когда они дошли до того места церемонии, где посвящаемому нарекается новое имя, Мачиг сказала: "Я дам ему новое имя. Его отца зовут Топа и, поскольку он сам был болен, а потом исцелился и встретился с тобой, Дампа, с великим учителем, от которого он принял посвящение и получил всю мудрость, мы назовем его Тоньйон Самдруб, что значит "Сумасшедший сын Топабхадры, искусный в медитации". Через него мое учение распространится повсюду. Прошлой ночью я видела во сне, как четыре дакини протрубили в свои раковины и звук разнесся по всем четырем континентам".
Затем Падампа Сангье дал Тоньйон Самдрубу сущностные наставления по практике Манджушри, по пяти Тарам, пяти дакиням Махамаи, по практике гуру-йоги, а также метод освобождения скандх, с тем чтобы тело исчезало после смерти без остатка.
После этого, сделав Падампе Сангье подношение, Мачиг отправилась в Лаб. Тоньйон Самдруб до конца своих дней имел глубокую веру в Падампу и часто говорил: "Падампа Ринпоче — мой отец". Он возносил хвалу Падампе и Мачиг три раза днем и три раза ночью, и поэтому многие действительно называли Падампу его отцом.
Старший же сын Мачиг, Друбпа, женился на девушке из местности, называемой Ахрава, и не занимался практикой Дхармы.
Мачиг увидела, что Тоньйон Самдруб — очень способный ученик, и дала ему все необходимые инструкции и наставления по практике Праджняпарамиты и посвящение в Колесо Дхармы Четырех Самадхи. Он также получил множество посвящений в практики дакинь Материнских тантр и сотни наставлений по практикам подношения торма70. Получив все эти учения, он усердно практиковал визуализацию и вскоре достиг стабильных результатов. Тогда он приступил к практикам стадии завершения, и через несколько месяцев появились признаки его успеха. После этого Мачиг передала ему свое понимание Махамудры, и он в совершенстве постиг это учение.
Когда ему исполнилось шестнадцать лет, Мачиг сказала: "Теперь отправляйся на снежную гору Сампо и выполняй там практику. У тебя есть хорошая кармическая связь с этим местом".
Он пошел туда с тремя друзьями, и они путешествовали три месяца, пока не достигли горы. Прибыв туда рано утром, они приготовили подношение пуджи, и сама Мачиг своей магической силой явилась им. Она спросила: "Вы устали в пути?"
"Нет, — ответили они. — Мы рады твоему появлению".
Тогда она передала им главные учения своей линии, а также посвящения в практику пяти Дхьянибудд и мандалу пяти дакинь Ваджраварахи. Мачиг оставалась с ними в пещере пять дней. Многие даки и дакини пришли туда. Тоньйон Самдруб видел свою мать в образе Ваджраварахи, с неба сыпался цветочный дождь, сияла многоцветная радуга, и было множество других благоприятных знаков.
Мачиг велела духу-хранителю Сампо не мешать практике ее сына, и тот обещал во всем помогать ему. Она приказала также падмадакини по имени Дримедма служить Тоньйону и снабжать его всем необходимым для проведения практики в уединении.
Перед уходом Мачиг сказала своему сыну: "Практикуй здесь в течение тринадцати лет, и тогда составляющие элементы твоего тела, явления ума, уровни пространства, внешние вещи и существа трех миров явятся тебе как чистые мандалы божеств. Старайся укрепиться в этом чистом видении. Не заботься о припасах для своего проживания; здесь есть те, которые будут служить тебе".
Он вошел в пещеру, сделал себе сиденье из травы куша71 и сел, сохраняя семичленную позу Вайрочаны72. Вход в пещеру закрыли, и он остался один. После этого Мачиг вместе с многочисленной свитой дакинь исчезла в небесном пространстве в направлении Зангри.
Через три месяца пребывания в пещере он почувствовал голод и жажду. Он вспомнил слова своей матери о том, что кто-то будет заботиться о его нуждах, но не видел никого, кто мог бы оказать ему помощь. Тогда Самдруб подумал: "Это место освящено духовной силой моей матери, и по ее благословению я смогу оставаться здесь, питаясь одним лишь созерцанием. Невозможно, чтобы я умер от голода". Некоторое время спустя перед ним явилась красная девушка, парящая на солнечном луче. На ней была прекрасная одежда, а в руках она держала магический сосуд, полный амриты. Она сказала: "Йогин, выпей этот напиток и достигни глубин своей практики".
Он выпил амриту и почувствовал, как блаженство разливается во всем его теле. Желание к обычной пище исчезло, и он подумал: "Наверное, это Дакини Мудрости. Вот признак моих успехов в практике".
Дакини сказала: "Твоя мать, Мачиг, велела мне приносить тебе все необходимое для жизни. Я не твой учитель, поэтому не показывай мне своих достижений. Храни их в пространстве "таковости" своего ума. В тебе до сих пор остается желание, чтобы другие видели плоды твоей практики. Поэтому хорошенько следи за своим умом. Когда тобой овладевают сомнения или тебе предстоит принять решение, используй врожденную мудрость своей собственной внутренней природы и не обращайся за советами к другим. Так ты вступишь на путь чистого видения".
Когда дакини произнесла последние слова, сияние погасло и она исчезла. После этого она приходила один раз в три года и приносила ему амриту. Через пять лет его затворничества Мачиг послала йогина проверить, жив ли ее сын. Йогин подошел к входу в пещеру и крикнул: "Тоньйон!"
"Что?" — ответил тот.
"Твоя мать послала меня узнать, не страдаешь ли ты от голода и жажды. Не нуждаешься ли ты в помощи?"
Тоньйон отвечал из глубины пещеры: "Я рад узнать, что моя мать жива и чувствует себя хорошо. Моя пища — медитация, как я могу быть голоден? Моя одежда — внутреннее тепло йогической практики, поэтому я не нуждаюсь в теплой одежде. Мои друзья — внутреннее видение, поэтому я не нуждаюсь в спутниках. Все, что я вижу, наполнено светом, поэтому я не имею привязанности к месту пребывания".
Когда йогин возвратился и рассказал все это Мачиг, она обрадовалась и сказала: "Он поистине достиг прогресса в своей практике".
Множество учеников приходило к Мачиг из Центрального Тибета, области Кхам, из Амдо и даже из Непала. Великие учителя, ученые, цари, министры, принцы, люди знатного и низкого происхождения, прокаженные и нищие: все приходили к Мачиг и получали у нее учение. Слава о ней достигла даже Индии.
СПОР С ПАНДИТАМИ
Пандиты в Бодхгае услышали о Мачиг. Собравшись, они решили вызвать ее на диспут. Они говорили между собой: "Вся истинная Дхарма, включая Махамудру, происходит из Бодх-гаи, но об этом учении, называемом Чод Махамудры, мы никогда не слышали. Оно уже распространилось из Тибета в Непал. Многие непальцы теперь ходят получать учение у этой женщины с тремя глазами; они утверждают, что благодаря этой практике можно преодолеть сорок болезней и 80 000 заблуждений. Женщина эта утверждает, что является воплощением дакини Праджняпарамиты, но, скорее всего, в нее вселился злой демон. Наверное, будет трудно победить ее, и мы еще не знаем, как нам сделать это. Но в противном случае она разрушит весь Тибет, а затем проникнет и в Индию. Мы должны послать кого-нибудь, чтобы посмотреть на нее".
Все согласились с тем, что, поскольку Мачиг, вероятнее всего, владеет силой злой магии, следует послать к ней пан-дитов, наделенных сверхъестественными способностями (сидд-хов). Итак, три йогина, достигших совершенства, помчались в Тибет, подобно коршунам, напавшим на птичью стаю. На рассвете они уже прибыли к дому Мачиг. Ее повар, Сонам Гьям увидел их, приближающихся к Медно-красной Горе.
Он сказал Мачиг: "Вот три человека приближаются к нашему дому. У них темные лица, глубоко посаженные глаза и черные шапки. Они явно не из наших мест; может быть, это непальцы?"
Мачиг ответила: "Это йогины, прибывшие из Индии магическим методом быстрой ходьбы. Приготовь им место для сидения".
Слуга приготовил три сиденья и знаками пригласил их войти. Йогины вошли в дом и сели напротив Мачиг.
Она заговорила с ними по-индийски и сказала: "Было ли удачным ваше путешествие? Что нового в Индии?"
Пандиты очень удивились, услышав, что она говорит на их родном языке, и спросили ее, где она научилась говорить по-индийски.
Мачиг ответила: "Множество своих предыдущих жизней я прожила в Индии".
Они спросили: "Помнишь ли ты свои прежние воплощения?"
Она ответила: "Да, я помню их все".
Пандиты сказали: "Если ты их помнишь, то почему бы тебе не рассказать нам о них?"
"Хорошо, но сначала я соберу своих учеников со всего Тибета и из Непала и приглашу переводчиков, чтобы все могли слышать мой рассказ", — ответила Мачиг.
Итак, она собрала посыльных, владеющих магическим методом быстрой ходьбы, и отправила их во все концы Тибета и Непала собрать ее учеников. Вскоре к ней прибыли 500 573 человека и четыре переводчика, которые много лет прожили в Индии и знали несколько языков. Они переводили спор между Мачиг и индийскими пандитами. Как те ни старались, они не могли победить Мачиг.
Наконец один из пандитов сказал: "Все учения истинной Дхармы произошли из Индии; в Тибете никогда не было собственного учения Дхармы".
Мачиг отвечала: "Да, это правда. Все будды и их учения пришли из Индии. Поэтому отчего бы вам не рассказать нам о каждом из них и об учениях, которые они проповедовали, а также и об их учениках".
Индийские пандиты сказали: "Этого мы не знаем. Если тебе это известно, расскажи нам о них".
Мачиг начала рассказывать и говорила семь дней обо всех Буддах, об их учениях и учениках.
Тогда они сказали: "Ты хорошо помнишь все из своих прежних воплощений, но почему ты не говоришь нам о том, чему ты учишь сейчас?"
Мачиг сказала: "Слушайте меня, мои ученики! Люди в Индии не верят в мое учение, поэтому они прислали сюда этих троих пандитов. Они могли бы получить пользу, выслушав мое учение, но вместо этого они продолжают спрашивать меня о моих прежних воплощениях. Если бы я не рассказала им этого, они бы не поверили мне, и в вас, моих учениках, также зародилось бы сомнение. Поэтому ныне я расскажу вам всем историю происхождения этого учения".
И она рассказала, как с самого начала своей жизни она стала изучать учение Будды и как сделала это учение основанием для создания системы, называемой Чод линии Махамуд-ры, а также изложила его значение. Она говорила о своих учителях и о том, чему она научилась у них, а также о Таре и об учениях, полученных от нее и от других не-человеческих учителей. Она сказала также о будущем своего учения и изрекла многие пророчества.
Историю своей жизни она рассказала следующим образом:
"С того самого момента, как Тара приняла решение помогать всем живым существам, став Праджняпарамитой, и до моего нынешнего рождения я прожила 107 жизней. Мое нынешнее рождение произошло в Индии, где я родилась как великий пандит Монлам Друб. Там, по благословению Арья Тары, я покинула свое тело в пещере Потари. Это тело до сих пор находится там. Оно не подвержено тлению и его плоть осталась неповрежденной. Вы, трое, отправляйтесь туда и сожгите это тело. Дым от него будет иметь запах горящего сандалового дерева. Оно наполнит всю округу запахом благовоний. Во время кремации послышатся звуки музыки, с неба посыплется цветочный дождь и появятся многочисленные радуги.
На месте сожжения в черепе вы найдете рельефные изображения пяти Дхьянибудд в соединении с их супругами. Каждый позвонок будет иметь форму ступы. Каждый зуб подобен раковине, с закрученной направо спиралью. На челюстной кости окажется буква "А". На правой лопатке будет изображение дакини Дхармакая, а на тазовой кости — Авлокитешвары, Манджушри и Ваджрапани. На бедре вы увидите изображение зеленой Тары. В сердце окажется Будда. На грудной кости вы найдете Ваджрадхару. Остальные кости обратятся в многочисленные пятицветные "рингсел"73 размером с небольшой орех".
Тогда пандиты сказали: "А что, если всего сказанного тобой не случится?"
Мачиг ответила: "Если сказанное мною сейчас окажется неправдой, значит, и все, что я говорила до сих пор, включая мое учение, — ложь! Поэтому идите, о пандиты, и рассмотрите указанные мною знаки. Половина моего труда на благо всех живых существ завершена. Мне сейчас пятьдесят два года. Когда же мне исполнится девяносто девять, я обрету спонтанное рождение в небесной обители посредством практики перенесения сознания".
Все ученики поверили ей без колебания. Мачиг попросила Падампу Сангье идти в Индию вместе с пандитами и принести в Тибет святыни, которые окажутся на месте сожжения тела Монлам Друба. Они немедленно отправились в Бодхгаю магическим методом быстрой ходьбы. Придя туда, они рассказали пославшим их обо всем, что слышали. Те сказали: "Нужно пойти в Потари и посмотреть, что случится". Итак, пятьдесят два пандита пошли в Потари, нашли там тело и предали его огню, и все случилось именно так, как предсказала Мачиг. После этого все в Индии поверили в то, что Мачиг — поистине воплощение Великой Матери. Они стали говорить, что в таком месте, как Тибет, не может быть достойных ее учеников и что по этой причине она вскоре уйдет в радужном теле, если останется там дольше. Поэтому они решили, что должны немедленно пригласить ее в Индию.
Череп Монлам Друба остался в Бодхгае. Сердце Падампа принес в Тибет. Туда же вернулись и все пандиты.
Они сделали Мачиг подношение, совершили ритуальный обход и простирания, а затем сказали: "Ты явила собой иллюзорное тело Великой Матери. Вот, мы принесли тебе эту священную статую Будды, сердце Монлам Друба".
Все существа трех миров, видевшие эту статую, получили благословение. Вера жителей Тибета и Индии в Мачиг возрастала, и ее учение Чод распространялось повсеместно.
Пандиты продолжали просить Мачиг отправиться в Индию, но она сказала в ответ: "Если я приду в Индию, от этого не будет большой пользы. Мое назначение — помогать тибетцам, и мне не доведется посетить Индию в этой жизни. Индия — страна будд, место, в котором*впервые была проповедана Дхарма. В своих прежних жизнях я провела много времени в Индии и имею там много благих кармических связей. Теперь я родилась в Тибете, и здесь я проповедую учение Чод Махамудры, которое неизвестно в Индии. Я хочу показать вам, индийцам, это учение, тибетский метод практики Дхармы".
Мачиг отправила в Индию некоторые из важнейших своих учений в краткой, средней и расширенной форме. Она передала их пандитам, а те отвезли их в Индию. Это был первый случай, когда Дхарма была принесена в Индию из Тибета.
Линия преемственности дхармы, рожденной в ее сердце, перешла к ее сыну и дочери. После Мачиг осталось 116 держателей ее линий. Всего линий преемственности было три. Первая называется Гьюд Таб, линия учения сутры, которая идет от Будды к Манджушри, от него к Нагарджуне, затем к Арьядэве, к Брамину Арьядэве, к Падампе, к Чо Шика Еше, к Сонаму Ламе, к Кудбону и, наконец, к Мачиг. Вторая линия исходит от Юм Ченмо (Великой Матери), к Таре, к Сукха-сиддхи, к Брамину Арьядэве, затем к Падампа Сангье, Сонаму Ламе, а от него к Мачиг. Эта линия носит название Шераб Гью, и в ней излагается учение сутр Праджняпарамиты. Третья линия, называемая Зунгжуг, идет от Великой Матери к Будде Шакьямуни, к Арья Таре, к Манджушри, к Падампа Сангье, Сонаму Ламе и к Мачиг. Все эти линии относятся к разделу устных наставлений.
Линия учений Ваджраяны идет от Ваджрадхары к Таре, а от нее непосредственно к Мачиг. До нее этой линии передачи не существовало. Устная линия ста передач силы и ста подношений следует к Тоньйону Самдрубу, ее младшему сыну, от него к Гангпа Мугсангу, к Друбченпа, к Кьеме Гьямцо, к Мон-ламу Ринпоче, к Ринчен Шону и, наконец, к Сонаму Дорже.
Линию, идущую от Будды, она передала своему старшему сыну Друбпа, и он сохранил ее в своем сердце.
Своей дочери, трем ученицам и Ку Гомчо Сенге она передала учение, соединяющее в себе сутры и тайные практики Дхармы, рожденные в ее сердце. Она дала им также передачу материнских тантр, четыре посвящения дакинь, тайное учение Гуру-йоги, методы созерцания Авалокитешвары, Манджушри и Ваджрапани, тантру Махамаи, специальные практики созерцания Авалокитешвары и много других практик. У нее было шестнадцать главных учеников, а также 1263 таких, которые достигли плодов практики и обрели способность помогать другим. Благодаря ее практикам полностью исцелилось 433 прокаженных. В возрасте девяносто девяти лет Мачиг удалилась в чистую обитель дакинь.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. He-человеческая форма: в данном случае это выражение обозначает
существо, пребывающее в мире, находящемся на уровне более высоком,
чем наш человеческий мир.
2. Дакини Мудрости: см. Введение.
3. Ваджрное семейство: см. Введение.
4. Обеты монаха-послушника включают в себя пять заповедей: 1) не
убивать; 2) не лгать; 3) не красть; 4) не употреблять возбуждающих
средств; 5) не вступать в половые сношения.
5. Наречение нового имени знаменует собой новое рождение в ином
состоянии бытия. В тибетской религиозной традиции новое имя давалось
при совершении значительного шага в духовном развитии, например при
принятии обетов или при получении посвящения.
6. См. прим. 10 в биографии Нангсы Обум.
7. Виная — свод правил поведения, записанный со слов самого Будды,
в котором регламентированы поступки монахов и монахинь.
8. Абхидхарма — свод философских, психологических и космогонических
представлений буддизма.
9. Четыре Тантры: 1) Криятантра; 2) Чарья Йога; 3) Йога Тантра; 4) Ануттара
Тантра. Первая из них, Криятантра, основана на ритуалах очищения и включает в себя совершение подношений, чтение молитв, омовение,
ношение чистых одежд и употребление пищи растительного происхождения. В Чарья Йоге существует равновесие между внешними обрядами и внутренними йогическими практиками. В Йога Тантре целью является соединение блаженства и пустоты; при этом основное внимание уделяется внутренним практикам. В Ануттара Тантрах содержатся методы достижения полного контроля над своим сознанием.
10. Кладбища — это места, вызывающие страх напоминанием о переходе
от жизни к смерти. В то же время встреча с дакини часто происходит
именно в некотором пограничном, переходном состоянии. Встреча с дакини
носит устрашающий характер, поскольку таит в себе угрозу разрушения
привычных фиксаций, а значит, и переход в иное состояние.
В данном случае йогин подчиняет себе дакини, и она становится его слугой. Действительно, такая встреча при правильном подходе может принести изменения, способствующие дальнейшему духовному прогрессу. Монла Друб овладел ситуацией потому, что не вступил в схватку с дакини, но, напротив, оставался в состоянии отрешенного созерцания.
11. Дагмедма (тгсб. bDag.med.ma) — супруга Хеваджры. Дословно это
имя означает "Лишенная Самости".
12. Магический метод быстрой ходьбы: одним из результатов йогической
тренировки и обретения контроля над дыханием является способность
передвигаться необычайно быстро и без остановок в течение нескольких
дней. В Тибете эта способность часто использовалась в самых практических
целях. Подробнее процесс такой тренировки и ее результаты описаны в
книге Дэвид-Неель "Маги и мистики Тибета".
13. Обычные сиддхи включают в себя способность проходить сквозь
стены, ходить по воде, невредимыми проходить через огонь, расплавлять
снег теплом своего тела на сильном морозе, мгновенно перемещаться в
пространстве на любые расстояния, летать по небу и проходить сквозь
камень, читать мысли других людей и предсказывать будущее, а также
развитие необычайных способностей органов чувств. К их числу относится
способность излучать свет своим телом и не отбрасывать тени, внезапно
исчезать, а также другие так называемые чудеса.
14. См. главу "Принцип Дакини" во Введении.
15. Тибетцы исчисляют дни согласно лунному циклу. Точкой отсчета
служит февральское новолуние. Каждое новолуние считается первым
днем месяца, а полнолуние — пятнадцатым. Десятый день посвящен
Падмасамбхаве, двадцать пятый день — дакини, а двадцать девятый —
защитникам и хранителям Учения. Восьмой день посвящен Таре и
Махакале, а также будде медицины.
16. Здесь мы видим, как дакини способствует духовному прогрессу,
выступая в своем гневном, воинственном аспекте. Она осуществляет не
столько уничтожение и разрушение, сколько трансформацию,
подготавливая тело к взаимодействию с более высокими энергиями, чем
прежде.
17. Раковина со спиралью, закрученной вправо (то "есть по ходу часовой
стрелки): в тибетском буддизме ритуальное движение по кругу всегда
осуществляется именно в этом направлении. Раковина с таким образом
направленной спиралью встречается крайне редко и считается священной.
18. Звук "А" в буддизме считается выражением изначального состояния
сознания. Это последняя буква тибетского и первая санскритского алфавитов. Белое "А" — это выражение изначальной светимости внутренней природы всех явлений и существ.
19. По представлениям буддийской космогонии, центром мироздания
является гора Меру, окруженная четырьмя материками. Восточный
называется Видеха, южный — Джамбудвипа, западный — Годанья, а
северный — Уттаракуру. Центральная гора окружена семью кругами
воды и семью золотыми горными цепями. Наш мир находится на
континенте Джамбудвипа. Гора населена богами и полубогами, которые
управляют тем континентом, к которому они обращены лицом.
20. Молитвенные флаги представляют собой разноцветные кусочки
материи, развешанные на горизонтально натянутой веревке или
укрепленные на вертикально стоящих шестах. На них при помощи резных
печатных досок черными чернилами наносятся мантры и молитвенные
тексты. Такие флаги развешиваются возле домов, священных мест, храмов
и родников, на горных вершинах и перевалах, то есть везде, где требуется
создание возвышенного настроения или где человек нуждается в помощи
и защите. Тибетцы говорят, что тем самым "молитвы насыщают ветер,
принося благословение".
21. ХА РИ НИ СА — семенные слоги дакинь, окружающих
Ваджраварахи.
22. Тибетцы видят окружающий их мир населенным разнообразными
духовными существами, добрыми и злыми, причем последние постоянно
стремятся причинить человеку вред. Поэтому среди них очень популярны
многочисленные методы обращения к божествам-хранителям,
защищающим от таких влияний.
23. Признаки дакини считаются тайным знанием и не подлежат публичному
обсуждению. Тем не менее это реальные знаки, которые можно видеть
на теле женщины, как, например, определенное расположение родинок
и т.п. В тибетской исторической хронике, известной под названием
"Голубые Анналы", переведенной на английский язык Ю.Н.Рерихом,
содержится описание признаков Падмадакини, которое мы приводим
здесь, чтобы дать читателям представление о том, какого рода признаки
имеются в виду: "В пупке у нее видно изображение лотоса с тремя
корнями; между грудей у нее расположено изображение четок,
спускающееся до пупка, а на каждом плече — изображение свастики.
Сзади на ушах видны завитки, похожие на раковину или лотос. Под
языком у нее изображение меча, отмеченного слогом "ТАМ", а между
бровей — изображение флага с Солнцем и Луной на нем".
24. ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ - мантра Авалокитешвары. ОМ ТАРЕ
ТУТАРЕ ТУРЕ СВА ХА - мантра Тары. ОМ ГАТЕ ГАТЕ ПАРА ГАТЕ
ПАРА САМ ГАТЕ БОДХИ СВА ХА - мантра Праджняпарамиты.