Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа, и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий

1 Пар. 29:11

Бог велик - утверждает Писание (Втор. 7:21; Неем. 4:14; Пс. 47:2; 85:10; 94:3; 144:3; Дан. 9:4): постичь Его величие человеку не дано. Богословы констатируют это, называя Бога непостижимым - не в том смысле, что логика для Него является чем-то иным, чем для нас, так что мы в принципе не можем постичь работы Его ума, а в том, что нам не дано постичь Его полностью, и только потому, что Он беспределен, необъятен, бессмертен, а мы все родились и умрем. Писание представляет Бога обитающим не только в облаке и мраке, но и в неприступном свете (Пс. 96:2; 1 Тим. 6:16), при этом оба образа выражают одну мысль: величие Творца превышает разумение твари, так что нам Его никак не постичь.

О непостижимости Бога иногда говорят как о тайне, употребляя это слово не в библейском понимании как нечто, о чем от вечности умалчивалось, а ныне по откровению Божьему открылось (Дан. 2:29-30; Еф. 3:2-6), а в развиваемом в последнее время понимании бытия, верно постичь которое нам не по силам, что бы мы ни заявляли в этом отношении. Бог говорит через Писание, что творение, Троица, воплощение, возрождающее действие Духа, союз со Христом в Его смерти и воскресении, а также богодухновенность Писания - остановимся на этом - это правда, и мы, принимая эту правду по Слову Божьему, полагаем, что все это есть, хотя и не знаем, как это может быть. Мы не способны овладеть ни тайной бытия Творца, ни тайной Его дел, поскольку являемся Его творением.

Однако каким бы заблуждением ни было считать, что человек может овладеть непостижимой тайной через знание (это значило бы заключить таинственное в рамки нашего ограниченного познания), не меньшим заблуждением было бы сомневаться в достоверности нашего познания Бога. Мы сотворены по образу и подобию Бога и потому способны знать о Нем и познавать Его относительно верно, каким бы ограниченным это "знание" ни было; и все, что Бог говорит нам в отношении Себя через Писание, истинно. По словам Кальвина, Бог, чтобы мы имели подлинное познание Его, снисходя к нашим немощам, с учетом наших способностей открывается через богодухновенное Писание и воплощенного Сына. Разговор родителей с младенцем, когда они подстраиваются под его уровень развития, нельзя сравнить с их беседой с другими взрослыми, в которой их ум проявляется во всей полноте; тем не менее младенец получает из "сюсюканья" родителей правдивую, пусть ограниченную, но достаточную информацию об отце или матери, так что его ответная любовь и доверие к ним возрастают. Аналогия с вышеописанным здесь полная.

Теперь понятно, почему наш Создатель, представляясь нам, придает Себе человеческие черты - у Него как бы есть лицо (Исх. 33:11), руки (1 Цар. 5:11), мышцы (Рука (от плеча до кисти). - Примеч. перев.) (Ис. 53:l), уши (Неем. 1:6), глаза (Иов. 28:10) и ноги (Наум 1:3), кроме того, Он как бы сидит на престоле (3 Цар. 22:19), летит на крыльях ветра (Пс. 17:11) и сражается на бранях (2 Пар. 32:8; Ис. 63:1-6). Это не значит, что Бог таков, но таким Он открывается нам - то есть трансцендентным (Трансцендентный - здесь сверхразумный, запредельный. - Примеч. перев.) Господом, Который относится к Своему народу как Отец и друг, действуя как союзник. Бог предстает перед нами таким образом, чтобы привлечь нас к поклонению, внушить любовь и доверие, хотя в общем мы всегда походим на малых детей, внимающих родительскому "детскому языку" и знающих Оратора лишь отчасти (1 Кор. 13:12).

Никогда нельзя упускать из виду того, что в любом случае богословие существует для славословия; хвала и слава всегда вернейшим образом отражают нашу веру в великого Бога, так что хвалить и славить Бога за Его непостижимость всегда достойно.

ПРОВИДЕНИЕ

БОГ УПРАВЛЯЕТ ЭТИМ МИРОМ

В полу бросается жребий, но все решение его - от Господа.

Прит. 16:33

"Дело Божьего провидения заключается в святой, мудрой и могущественной охране и в управлении всем Его творением и всеми его действиями" (Краткий Вестминстерский катехизис, вопрос 11). Если акт творения был уникальным проявлением божественной силы, вызвавшей мир к бытию, то провидение является непрерывным проявлением той же силы, при посредстве которой Создатель, согласно Своей воле, а) хранит всех Своих тварей, б) участвует во всех событиях и в) направляет течение жизни до предопределенного конца. Провидение можно сравнить только с "ручной" системой управления, осмысленным, сознательным и личным руководством: Бог печется обо всех Своих созданиях. Руки Его бывает не видно, но владычество Его абсолютно.

Некоторые ограничивают Божье провидение рамками предведения без контроля, или попечения без вмешательства, или общего надзора без детального разбора, однако свидетельства в пользу вышеприведенного определения Божьего провидения все же преобладают.

Библия ясно говорит о том, что Божий промысел проявляется в обладании и управлении 1) вселенной в целом, Пс. 102:19; Дан. 4:35; Еф. 1:11; 2) всей природой, Иов. 37; Пс. 103:14; 134:6; Мф. 5:45; 3) животным миром, Пс. 103:21, 28; Мф. 6:26; 10:29; 4) делами народов, Иов. 12:23; Пс. 21:28; 66:7; Деян. 17:26; 5) рождением и судьбой каждого человека, 1 Цар. 16:1; Пс. 138:16; Ис. 45:5; Гал. 1:15-16; 6) условиями существования каждого, Пс. 74:7, 8; Лк. 1:52; 7) вещами внешне случайными или незначительными, Прит. 16:33; Мф. 10:30; 8) в покровительстве праведных, Пс. 4:9; 5:13; 62:9; 120:3; Рим. 8:28; 9) в удовлетворении нужд народа Божьего, Быт. 22:8, 14; Втор. 8:3; Флп. 4:19; 10) в ответах на молитву, 1 Цар. 1:19; Ис. 20:5, 6; 2 Пар. 33:13; Пс. 64:3; Мф. 7:7; Лк. 18:7, 8; а также 11) в обличении и наказании нечестивых, Пс. 7:13-14; 10:6. (Л. Беркхоф, Систематическое богословие, 4-е изд.)

Для ясного понимания того, как непрерывное попечение Бога обо всех Своих делах обнаруживает себя в сохранении вселенной и течении жизни, а также в направлении сердца и поведения разумных творений, требуется сделать ряд дополнительных заявлений такого свойства: человек ли начинает действовать, происходят ли под влиянием природных сил и стихий некие события, сатана ли показывает свое истинное лицо, все равно Бог обладает и управляет всем. Такова главная мысль Книги Есфирь, в которой имя Божье не упоминается ни разу. И еще: поступки человека противоречат Божьей воле, и все же воля Его всегда исполняется (Еф. 1:11). И еще: люди строят дурные планы, а господствующий Бог обращает их зло в добро (Быт. 50:20; Деян. 2:23). И еще: люди, подвластные Богу, грешат, однако Бог не является родителем зла (Иак. 1:13-17); отнюдь, Он - его Судия.

Сущность Божьего "пересекающегося" или "сливающегося" попечения обо всех Своих делах в мире, когда (без насилия над природой вещей, течением физических процессов и свободной волей человека) Бог направляет все события в соответствии со Своей волей, остается таинственной для нас, однако последовательное библейское учение о Божьем попечении именно таково, как указано выше.

О зле (нравственном и духовном извращении, утрате добра, физических болезнях и дисгармонии вселенной) можно сказать в заключение следующее: Бог допускает зло (Деян. 14:16); Он употребляет зло для наказания зла (Пс. 80:12-13; Рим. 1:26-32); обращает зло в добро (Быт. 50:20; Деян. 2:23; 4:27-28; 13:27; 1 Кор. 2:7-8); использует зло, испытывая и наставляя тех, кого любит (Мф. 4:1-11; Евр. 12:4-14); и в один прекрасный день окончательно избавит Свой народ от власти и присутствия зла (Отк. 21:27; 22:14-15).

Доктрина о Божьем провидении убеждает христиан в том, что они никогда не бывают во власти слепых сил (судьбы, случая, везения, рока); все, что происходит с ними, предусмотрено Богом, и всякое новое событие есть призыв к доверию, послушанию и радости от сознания того, что все это содействует их духовному и вечному благу (Рим. 8:28).

ЧУДЕСА

БОГ ОБНАРУЖИВАЕТ СВОЕ ПРИСУТСТВИЕ И СИЛУ

Наши рекомендации