И сказал Всевышний: «И Аллах ведёт, кого пожелает к прямому пути» (Аль Бакъара, 213). Аятов с таким смыслом много
И пришло достоверно, что пророк, мир ему и благословение Аллаха сказал: «Клянусь Аллахом, если бы не Аллах, то мы не пошли бы прямым путём, не расходовали бы и не молились бы» (Аль Бухари, 4104 и Муслим)
И эти доказательства указали на то, что Аллах Всевышний и есть Тот, кто учит всему, разве что Он обучает раба познанию Себя лишь при наличии разума, потому что он является причиной в постижении и различении, а не при его отсутствии, потому что Аллах Всевышний сказал: «Поистине, в этом – знамения для людей разумеющих» (Ар Ра’д, 4)
А также сказал: «Поистине, в этом – напоминание для того, у кого есть сердце»(Къаф, 37)
И сказал Всевышний, рассказывая об обитателях огня: «И они скажут, если бы мы могли слышать или разуметь, то не были бы из обитателей ада» (Аль Мульк, 10)
И Аллах Всевышний даёт рабу познание для того, чтобы повести его прямым путём, однако этого не происходит это при отсутствии разума.
Пример этого: То что ребёнок не появляется при отсутствии половых отношений, и точно также он не появляется именно от половых отношений, а бывает по пожеланию Аллаха Всевышнего и Его сотворению. И точно также не бывает посев, кроме как из земли, и по причине сеяния его и воды, однако также и не бывает именно посредством этого, однако это бывает посредством могущества Аллаха и Его взращивания. Сказал Всевышний: «Видели ли вы то, что вы сеете? Это вы выращиваете их, или Мы выращиваем?» (Аль Вакыа, 63)
Смысл этого: «Это вы ли выращиваете их или Мы выращиваем?» Примеров этому много, тому, кого Аллах укрепил, достаточно немного, а оставленного не исцелит даже много.
И сказали некоторые люди знания: «Нам был дарован разум лишь для выполнления поклонения, а не для познания Господства Аллаха.
И кто использовал то, что дано ему для исполнения поклонения в том, чтобы познавать Господство, тот упустил и поклонение, и не познал Господства.
И смысл наших слов: «Нам был дарован разум лишь для исполнения поклонения должным образом» :
То что разум является средством различения между плохим и хорошим, Сунной и новшеством, показухой и искренностью, и если бы не разум, то не было бы таклифа, а также направления приказа, а также запрета.
И когда он использует разум по мере того, как нужно, и не переходит в нём границ, это приводит его к искреннему поклонению, твёрдости на Сунне, использованию того, что считается хорошим и оставлению того, что является плохим.
И тогда это будет смыслом слов пророка, мир ему и благословение Аллаха относительно человека, который много совершает молитву и пост: «Ему будет воздано лишь за то, что он осмыслил»[1]
Некоторые ученые сказали: «Разум – управляющий, он управляет положением земной жизни своего обладателя а также последней жизни».
И первое его управление: Указание на Управляющего, Творца, затем на познание нафса, затем указывает на скромность и подчинение Аллаху и подчинение Аллаху и принятие Его приказа и согласие с ним.
Также это смысл слов ученых: «Разумный это тот, кто осмыслил относительно Аллаха Его приказ и запрет.»
А некоторые сказали: «Разум – довод Аллаха над всеми творениями», потому что он является причиной таклифа, разве что его обладатель не может обойтись без поддержки в любое время, и сам разум бывает от поддержки, и разумный в любое время нуждается в новой поддержке, по милости Аллаха Всевышнего.»
И если бы было не так, то разумные не нуждались бы в Аллахе по причине своего разума, и тогда не боялись бы и не надеялись бы, и станут они тогда чувствовать себя в безопасности от оставления Аллахом, а это – выход из степени рабства перед Аллахом и переход её границ, а также это невозможное положение, ведь не является из мудрости, чтобы Аллах Всевышний давал кому то положение, которое ему не положено, и если Он сделает рабов не нуждающимися в Себе, то это будет давание им положения, которое им не положено и это будет выходом за их границы.