Ислам и его культурная роль. Фундаментальные понятия (пророчество, Коран, шариат, суннизм и шиизм)
1. Общая информация об исламе. Ислам (пер. «подчинение», «предания себя Богу», «покорность» - одна из трех мировых религий наряду с христианством и буддизмом, по количеству верующих вторая после христианства, большинство мусульман – жители Азии и Африки, в ряде стран: Египте, Саудовской Аравии, Иране, Пакистане и других ислам – государственная религия. Он широко распространен в Татарстане, Башкортостане, Азербайджане, в Средней Азии и Казахстане. Ислам – самая молодая из мировых конфессий, исторически возникшая в 7 в. в проповедях Мухаммеда[1]. Мухаммед был пророком ислама, согласно исламскому учению, Аллах ниспослал Мухаммеду свое священное писание – Коран. К моменту смерти Мухаммеда, к 632 году весь Аравийский полуостров был обращен в ислам, в дальнейшем его преемники («наместники», халифы) завоевали территории азиатских и африканских владений Византийских империи, частично Европу[2].
2. О Коране. Следуя исламу, иудаизм и христианство, как религии, искаженные людьми, потеряли свою актуальность после ниспослания Корана. Проповеди Мухаммеда, которые современники записывали на широких костях животных, пергаменте, пальмовых черенках и заучивали наизусть, составили Священное Писание мусульман. В устной передаче и письменных версиях имелись многочисленные разночтения, при третьем праведном халифе Османе в 650-656 гг. был подготовлен единый текст Корана, ликвидирующий разночтения.
Священный Коран – своего рода конституция, которая помогает человеку наладить свои отношения с Богом, окружающим миром и с самим собой. Коран включает 114 глав (сур), среди которых – мекканские (87) и мединские[3] (27), их содержание разнообразно. Каждая сура делиться на «стихи» называемые айами. Изначально термин «айя» означал знакили предзнаменование, посланное Богом с целью раскрытия какого-то аспекта своей божественной мудрости. Количество айатов в каждой сутре может отличаться от трёх или четырёх, до более, чем двухсот. Каждый такой «стих» при этом может содержать от одного или двух слов до нескольких строчек.
Не следует воспринимать стихи в Коране как поэзию в своей обычной манифестации. Даже несмотря на то, что Коран очень поэтичен, аяты, составляющие его текст, нельзя сравнивать с утончённой доисламской поэтической традицией арабов ни по содержанию, ни по ритмическим особенностям и форме рифмования. Помимо структурной организации в суры и айаты, Коран делиться на 30частей, называемых джузами, каждая из которых состоит из двух хизб. Хизбы, в свою очередь, делятся на четыре части (rub ‘al-aḥzābs). Благодаря такой организации Корана облегчается его чтение на протяжении различных промежутков времени. Мусульмане, например, верят, что Коран впервые пророку был открыт в Рамадан, священный месяц, посвящённый молитвам и посту, и поэтому читают один джуз за день, заканчивая чтение всего текста ровно за месяц. Помимо всего этого, Коран делиться на семь больших разделов, называемых манзилами – для тех, кто желает закончить чтение текста священной книги за одну неделю.
Коран, будучи священным писанием одной из мировых религий, содержит все советы и наставления, необходимые мусульманину – там содержится ответ на любой вопрос, который может возникнуть в жизни правоверного. Прежде всего, Коран описывает абсолютную природу реальности, или Бога(Аллаха); мусульмане верят, что Коран является наиболее законченным вариантом представления этой реальности. Коран подчёркивает единую природу Бога, или доктрину tawḥīd, в словах: «Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя» (2:255–3:2). Бог является абсолютно трансцендентным и абсолютно неизбежным; его близость к людям утверждается в стихе: «и Мы ближе к нему, чем шейная артерия» (50:16). Религия считается неотделимой от существования человека, она пронизывает изначальную природу человечества (Аль-Фитра).
Коран утверждает прямую связь между Богом и людьми, безо всякого посредничества в виде института священников; каждый мужчина и каждая женщина считается «наместником» Бога на земле. Несмотря на наличие такой связи, люди считаются забывчивыми созданиями, и поэтому им указано подчиняться божественным законам. Подчинению воле Бога придаётся первостепенная необходимость. Само название религии, Аль-Ислам, содержит арабский корень «слм» — «мир». Мужчины и женщины должны быть добродетельными, молиться, выполнять свой долг перед семьёй, обществом, и творением в целом.
Коран даёт определённые законы и юридические принципы, помогающие управлять Исламским обществом – например, закон о наследовании; Исламский закон в систематизированной форме известен под названием «Шариат» («суд по шариату», т.е. по Корану). Права считаются второстепенными по отношению к обязанностям личности перед Богом и творением. Коран утверждает баланс между правами и обязательствами личности и общества, в свете заповедей и законов Бога, а также между человеческим долгом перед Богом, и его долгом перед обществом и миром природы. К примеру, Бог предоставил людям свободу, но при этом они обязаны Богу молиться. Они имеют право на свою собственность, но только когда она не является общественной по своей природе. Общество в свою очередь должно заниматься защитой собственности своих членов. Люди могут использовать различных живых существ, но при этом должны защищать животных, растения, и не расточать природные ресурсы.
Коран подробно описывает космос и мир природы. Ни одно священное писание, не говорит так часто о природе, как это делает Коран. Природные феномены называются в нём айаты, или божественные знаки – нечто похожее можно найти и в христианстве (vestigiaDei).
Одной из основных идей Корана является значение этического действия в борьбе между добром и злом. Все действия человека ведут к каким-то последствиям для его души за пределами земного существования, и поэтому обсуждение добра и зла является неотделимым от эсхатологии. Фактически даже можно сказать, что проблемы эсхатологической реальности, в том числе яркие описания жизни в раю и аду, являются очень важной частью содержания Корана. Некоторые ранние суры, открытые Мухаммеду (в тексте Корана их можно найти в конце), рассказывают именно о Последнем Дне, и других эсхатологических проблемах. Ранние суры, надо заметить, появляются только в конце Корана; все суры, после первой, расположены в тексте в зависимости от их длины, а не хронологии их раскрытия.
Коран утверждает, что вера в Бога является ключевой составляющей всех аутентичных религий. При этом слово «религия» используется в Коране чаще всего в единственном, а не множественном числе. В то же время говориться о том, что не существует таких народов, которым бы Бог не передал в той или иной форме своё послание, и упоминает в этом отношении имена некоторых иудейских и христианских пророков.
Содержание Корана имеет четкую внутреннюю логику, каждая сура разнообразна по тематике, многопланова. Сюжетные линии в восприятии носителей данной культуры зачастую связываются между собой, нередко при помощи ассоциаций. Повествование ведется от первого и третьего лица, это откровения Аллаха, изложенные зачастую в форме диалога с оппонентами ислама.
Следование Корану – залог счастья и преуспевания, Коран воспитывает мусульман в духе праведности, благонравия. В той же мере, как всё связанное с Христом является священным для христиан, всё связанное с Кораном священно для мусульман. В соответствии со стихом (сура 56, стих 79) большинство мусульман совершают ритуальное омовение перед прикосновением к Корану, который всегда занимает почётное место в доме или мечети. Наименование каждой суры зависит от наименования или качества обсуждаемых в тексте, или же от первых нескольких букв или слов данной суры. Первая часть Корана, Al-Fātiḥah (аль-Фатих), является очень важной его составляющей, и ежедневно повторяется как в молитвах, так и в других формах выражения. Вторая сура, Al-Baqarah, является самой длинной, а все последующие части расположены в зависимости от своей продолжительности – в начале расположены самые длинные, а в конце – самые короткие суры. Все суры за одним исключением — Al-Tawba (девятая сура) – начинаются со слов Bismi’Llāh al-Raḥmān al-Raḥīm («Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного»).
Уже перевод слова «коран» говорит о том, что Коран предполагал чтение вслух. Со временем практики чтения Корана превратились в искусство - Коран следовало читать как Тору в синагоге, речитативом и нараспев. Также каждый должен был помнить значительную часть текста наизусть. Благодаря этому Коран играет важную роль в деле общественного образования, местами являясь единственным учебным материалом. Так как на нем основано обучение языку, вместе с исламом, распространяется и арабский язык. И вся связанная с исламом литература, независимо от ее языка, полна отсылками к Корану.
В Коране имеются противоречия, которые появились в результате самой истории создания Писания, деятельности Мухаммеда, политических и религиозных трансформаций и различных трактовок одних и тех же явлений. Разночтения требовали толкования, поэтому сложилась особая отрасль мусульманского богословия Тафсир-аль Куран (комментирование Корана). Согласно религиозной традиции, Коран ниспослан на арабском языке и, несмотря на обилие переводов на различные языки народов мира, в культовой практике регламентируется использование только арабского текста Корана. Но для верующего мусульманина священна любая цитата и буква Корана, священна бумага вообще, так как на ней написан Коран. Цитаты из Корана, перенесенные на бумагу, нередко в художественной, каллиграфической форме приобретают значение оберегов, их помещают в специальные футляры. При жизни пророка необходимость в Коране отсутствовала — любые неясные вопросы мог растолковать сам Мухаммед. Тем не менее, после его смерти стремительно распространяющемуся исламу потребовался четко сформулированный письменный закон, подкрепленный именем пророка. В связи с этим Абу Бакр и Омар ибн-Хаттаб поручили бывшему секретарю пророка Зейду ибн-Сабиту сформировать первоначальную сводку существующих записей слов пророка. Достаточно быстро Зейд завершил свою работу и представил начальный вариант Корана. Параллельно с ним той же работой были заняты и другие люди. Благодаря этому появились ещё четыре сборника заповедей Аллаха. Зейду было поручено свести все пять редакций вместе, и по завершении этой работы изначальные черновики были уничтожены. Результат же работы Зейда был признан канонической версией Корана.
3. Основные направления и школы ислама.В период правления четвертого праведного халифа Алиначалось дробление единой мусульманской общины, вылившееся впоследствии (10-11 в.) в деление ислама на 2 основных направления: суннизм (от Сунна) и шиизм (от шиа – группа, партия). Основное различие этих течений – в вопросе о природе власти; суннитская трактовка заключается в том, что посредничество между Аллахом и людьми было прервано смертью Мухаммеда. Поэтому лидером исламской общины на любом уровне должно бытьизбранное этой общиной лицо. Решение общины выражается в иджме (согласии ее членов). Сунниты почитают праведными всех 4-х первых халифов, шииты – только Али. Шииты признают божественную благодать Али и его потомков, считают незаконным переход власти к Абу Бакру. Носителями же божественной благодати почитаются шиитские имамы – как выразители окончательной истины в вопросах вероучения и бытового поведения.
За жесткое соблюдение принципа единобожия, возвращение к первоначальным основам религии, а, следовательно, против бида (новаций, недозволенных новшеств) выступали ваххабиты, сторонники аль Ваххаба (18 в.), считавшего, что мусульмане во многом отошли от поклонения только Аллаху и необходим отказ от культа святых, а, следовательно, борьба за чистоту религии путем нравственного очищения и военных действий.
Хариджиты – бывшие сторонники, а затем противники Али, не признавали ни суннитскую, ни шиитскую доктрину власти, считая, что в основе властного института должна лежать идея выборности лидера, вне зависимости от его происхождения. Они выступали за очищение веры и вооруженную борьбу за торжество религиозной идеи.
4. Вероучение ислама. Наряду со Священным Писанием – Кораном – основу вероучения, культовой практики и в целом образа жизни мусульманских общин составляет Священное Предание – Сунна. Сунна (букв. Путь, Жизнь, Образец) основана на хадисах и ахбарах, т.е. устных и письменных рассказах о жизни Мухаммеда и его проповедях, а также об иных персонажах, никогда не упоминавшихся ни в Коране, ни в Библии. В основном же Сунна воспринимается как жизнь Мухаммеда – пример жизненного пути каждого мусульманина, т.е. как правильные, по исламским нормам, поступки, действия и образ жизни в целом. Мусульманин обязан выполнять 5 основных предписаний, пять столпов веры, из которых наиболее значим Символ веры («нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха»). Вторая обязанность – намаз, салят (молитва). Она состоит из ракатов (систем положений тела и словесных формул). Молитве предшествует ритуальное омовение; в дороге вода может быть заменена песком, придорожной пылью. Молящийся во время обряда обращает лицо к кибле, а завершается намаз произнесением шахады. Ежедневный намаз должен быть 5-кратным: на рассвете, полуденный, предвечерний, на закате солнца, с наступлением темноты. Мусульмане молятся обязательно в головном уборе без полей, которые могут помешать земным поклонам. Для совершения салята необходима мусалла (молитвенная подстилка), обычно одна ее торцовая сторона округлая или заостренная: во время молитвы этот край будет передним – обращенным к Мекке и Медине, как и лицо молящегося. Для подсчета прочитанных молитв используется тасбих (четки), обычно состоящие из 99 бусин, по числу славословий Аллаху.
Важно, чтобы наиболее важная полуденная пятничная молитва и предшествующая ей проповедь хутба состоялись в мечети. По существу, масджид (мечеть) – лишь место для сбора верующих, для молитв и проповедей, однако уже в конце 8 в. складывается определенный тип мечетей, с набором обязательных элементов. Михраб – ниша, направленная к кибле, т.е. к Мекке и, соответственно, к Каабе. В михрабе хранится Коран и иные святыни, к нему обращаются молящиеся, а рядом с нишей находится место руководящего молитвой имама. Минбар – кафедра проповедника. Минареты – башни, с которых муэдзин выкрикивает азан (призыв на молитву).
Третья обязанность мусульманина – соблюдение поста (саум, руза, ураза). Он заключается в том, что человек должен воздерживаться от пищи, напитков, супружеских отношений в период светового дня. Постятся в различные месяцы, но самый главный саум проходит в течение месяца рамадан. В рамадан Мухаммад получил основные божественные откровения. Четвертый столп веры – хадж (паломничество в Мекку), является обязанностью каждого мусульманина. Оно совершается в месяц зу-ль хиджа, хотя умра (малое паломниество) может проходить в любое время года. Паломники проходят ритуальное очищение, а затем повязывают особую обрядовую одежду – ихрам, состоящую из двух кусков материи. У мужчин одно плечо оголено, у женщин покрыта голова. В его состав входит прикосновение к «черному камню» губами или рукой и семикратный обход Каабы против часовой стрелки.
К столпам веры относится и закят – налог на имущество и финансы, который осмысливается плательщиком как очищение самого человека и его богатства. Формально закят уплачивается как помощь нуждающимся мусульманам, средство достижения социальной справедливости, иногда религиозный налог трансформируется в государственный; закят дополняется и объединяется с саадака (пожертвованием).
Джихад(«напряжение усилий», или борьба за веру) не входит в состав столпов ислама, однако его значение в исламском мире весьма велико, а формы деятельности разнообразны. «Джихад сердца» - противостояние собственным дурным наклонностям, «джихад руки» - наказание преступников, «джихад языка» - повеление, достойное одобрения и, соответственно, запрет, достойный порицания, «джихад меча» - вооруженная борьба за торжество ислама. В настоящее время под джихадом понимаются как военные действия, так и исламское нравственное самоусовершенствование. Идея священной войны – джихада – активно используется мусульманскими фундаменталистами. На основе идеи джихада формируются многие нормы социальной, экономической и этической политики, а также современного мусульманского международного права.
[1] Мухаммед является последним в цепи всех пророков (наби) и посланников (расуль). Он был послан не к отдельному городу, селу (как это было с предыдущими посланниками, а ко всем людям.
[2] Проповеди Мухаммеда первоначально не получили поддержки, число его последователей было незначительноЮ Не встретив поддержки своей проповеди у своих соплеменников, Мухаммед вынужден был переселиться из Мекки в город Ясриб. Это событие (хиджра – переселение) 20 сентября 622 г. стало точкой отсчета мусульманского летоисчисления, началом эры ислама. После прихода Мухаммеда город Ясриб получил наименование Мадинат ан-Наби, или Медина – «Город пророка».
[3] Согласно мусульманской традиции, суры делятся на мекканские — которые были ниспосланы Мухаммеду до хиджры (переселения в Медину) или по пути в этот город, — и мединские — которые были ниспосланы в Медине либо во время какого-нибудь путешествия, совершенного Мухаммедом после хиджры.