II. Обследование экспрессивной стороны речи
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Группа_______________________________
Фамилия, имя_________________________
Дата рождения, возраст ________________
Домашний адрес, № телефона___________
_____
Откуда и когда поступил(а)_____________
Общие сведения о семье: фамилия, имя, отчество родителей, их возраст,
профессия, место работы; состав семьи, жалобы родителей
_____
_____
_____
_____
_____
_____
_____
Оказывалась ли логопедическая помощь ребенку (где, когда?) _____
Анамнез______________________________
_____
_____
_____
_____
_____
Речевое развитие: гуление________________
Лепет_
первые слова (какие)____________________
как быстро наращивал(а) словарь__________
фразовая речь__________________________
стимуляция речевого развития ребенка_____
темп речевого развития__________________
Проявление заикания в момент обследования_______________________________
Заключения специалистов:
отоларинголог _________________________
окулист _______________________________
психоневролог__________________________
I. Обследование импрессивной стороны речи
1. Понимание речи на уровне диалога______
2. Понимание значений слов, обозначающих предметы, действия, признаки
предметов _____________________________
3. Понимание инструкций:
Возьми со стола куклу ___________________
Положи ручку под книгу ________________
Встань со стула, положи карандаш в коробку _______________________________
Подойди к шкафу, возьми на нижней полке пирамиду и, положи ее на стол ______
Положи мяч на пол, возьми тетрадь, открой дверь ___________________________
4. Понимание предложений: В лесу слышатся голоса птиц. (Кто поет в лесу?)_____________________________ Петя идет за Сашей. (Кто идет первый?) __ Володя пришел домой с братом. (Кто пришел домой?) ____________________Валя бежит за Наташей. (Кто бежит быстрее?)______________________________
5. Различение значений существительных единственного и множественного числа
стол—столы _____книга—книги ____ стул — стулья _____море — моря ________
6. Понимание значений существительных с суффиксами уменьшительности
дом — домик ___ сумка— сумочка __ утюг—утюжок___кровать—кроватка_____
7. Понимание значений грамматических категорий глаголов: числа (в
изъявительном наклонении). ________________ времени ____________________
рода (в прошедшем времени)____________
8. Различение значений глаголов совершенного и несовершенного вида
рубит — срубил _________ моет — вымыла _________ рисует —
нарисовал ______________ ловит — поймал _________________
9. Различение значений глаголов с приставками (близких и далеких по значению).
шел ____________ вошел (в дом) _____ подошел (к мосту)________
вышел(издома)____ перешел (мост)______ отошел (от дома) _________
10. Понимание значений возвратных глаголов (единственного и мн. числа)
одевается — одеваются _____ умывается — умываются ______
оделся—оделись___________ умылся — умылись___________
11. Состояние фонематического восприятия и способности к элементарному
фонематическому анализу:
а) опознание изолированного звука в ряду звуков ______ слогов _______ слов_______
б) опознание позиции звука в слове: в начале__________ в середине_______
в конце слова _________________
II. Обследование экспрессивной стороны речи
1. Исследование коммуникативной функции .речи и способов реализации
речевых средств в процессе диалога
Как тебя зовут? _______________________.
Сколько, тебе лет?______________ Как зовут твою маму? (папу) ______________
______
Где ты живешь? _______________________
Кто тебя, привел в детский сад?___________
Как ты добирался сюда? _________________
Какие у тебя есть любимые игрушки? ______ ______
В какие игры ты любишь играть?__________
У тебя есть друзья? _____________________
2. Изучение активного словарного запаса существительных___________________
глаголов_______прилагательных________местоимений________наречий________
3. Изучение объема и типов предложений__
______
4. Состояние связной речи ______________
а)Описание предмета____________________
б) рассказ по сюжетной картинке__________
в) рассказ по серии сюжетных картинок___
г) пересказ____________________________
5. Обследование грамматического оформления речи:
а) беспредложные падежные формы существительных.
· И. п. мн. ч. пчела-пчелы _______________носок-носки ________________
машина-машины ___________дерево-деревья______________ ключ-ключи
______________ письмо-письма______________
· Р. п. мн.ч.
стол-столов _______________стул-стульев________________
карандаш-карандашей _______палец-пальцев______________
письмо-писем _______________ухо-ушей _________________
окно-окон __________________кошки-кошек_______________
· Р. п. при отрицании чего-либо (нет) ~ машины __________ сумки _________ мяча ______________ щенка ______________
· Д. п. для обозначения лица — маме ______________ белке ____________
собаке_________лошади__________корове____________петуху _______________
· В. п. объекта (вижу что? вижу кого?) дом_________________собаку__________завод_____________ волка __________ магазин_____________реку_____________
· Т. п. (орудийный)
карандашом _________________удочкой _____________молотком____________
ручкой___________________топором ________________пилой_______________
б) предложные падежные формы существительных
· Р. п. для обозначения лица (предлог у): у мамы ____________ у мальчика ___________ у девочки_______________у лисы ___________________.
· Д. для обозначения места у: у дома___________, у моста ______________, у скамейки,___________ у школы_______________
· с: с дерева______, сокна, _______________ с земли, _______с пола______
· из: из дома_________________, из тетради,_______________ из ботинка,
_________________из альбома______________________
· около, возле: дома___________, шкафа ____________ леса ____________,
поля_______________
· от: от дома__________________, от шкоды__________________, от
стола _____________________, от двери________________________
· из-за: двери___________, шкафа_______________, дома
________________
· из-под: стола_______________, шляпы__________,кресла________
· Р. п. для обозначения отсутствия чего-либо без: (чайник) без носика
_________________ (чашка) без ручки__________________ (стол) без ножки _________________ (машина) без колеса __________________
· Д. п. для обозначения лица, к которому направлено движение, и места
движения к: к маме _____________ к ежу _____________
к белке _______________ к зайцу _____________
· В. п. для обозначения места -в: в воду__________ ,в ящик ____________ , в сад _______________________
на: на стол_____________, на окно______________,на пол ____________________
под: под стол____________, под шкаф_____________, под кресло______________
· Т. п. для обозначения совместности (с): с мамой_____________________,
с маслом______________________, с сыром_____________________________
· Т. п. для обозначения места (под): под горой ________________________
под окном__________________________, под крышей________________________
над: над столом___________, над рекой______________, над лесом ____________
· П. п. для обозначения места в: в поле__________________,в лесу ______________________, в реке _____________________
на: на окне_________________на столе_________________на полу ____________
в) усвоение числа глаголов (в изъявительном наклонении)
стоит-стоят__________________ поет-поют ______________________________
копает-копают_______________ летит-летят______________________________
идет-идут__________________читает читают____________________________
г) изменение глаголов прошедшего времени по родам:
мыл-мыла _______________подметал-подметала ____________________
надевал-надевала___________________стирал-стирала______________________
д) употребление в речи глаголов совершенного и несовершенного вида
собирал-собрал______________________ мыла-вымыла ______________________
поливал-полил ______________________ вытирал-вытер______________________
е) использование в речи возвратных форм глаголов
одевает-одевается _________________ моет-моется_______________________
вытирает-вытирается________________причесывает—причесывается___________
ж) использование в речи глаголов с приставками: вышел ____________________
перешел__________________________пошел ______________________________
прошел __________________________подошел_____________________________
обошел _________________________
з) согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже
синий чайник_________________красные сапоги_________________
зеленый листок _______________синие туфли____________________
синяя тарелка _________________зеленое блюдце _________________
желтое солнце_________________ красный шар____________________
б. Состояние словообразовательных навыков слова с уменьшительно-
ласкательным значением:
гриб-грибочек __________________ мяч-мячик ________________________
машина-машинка ____________________веревка-веревочка___________________
кукла-куколка_________________река-речка _______________________________
· относительные прилагательные:
деревянный _____________________ морковный _____________________
железный ________________________ апельсиновый___________________
бумажный________________________ свекольный_________________________
дубовый__________________________сливовый___________________________
берёзовый ________________________яблочный _________________________
· сложные слова (из двух корней)
.пылесос______________ вездеход____________ самолет_______________
листопад ______________
7. Изучение слоговой структуры слов волк_________градусник______________
стол______ пирамида__________буквы_________сковорода _________квадрат
_____________велосипед__________панама________милиционер______________
8. Общее звучание речи: темп ___________ритм ________интонационная
выразительность________внятность _____________
9. Состояние голоса: сила ___________ высота___________ тембр _____________
10. Состояние звукопроизношенияа) изолированные фонемы; б) в слове
А) | Б) | А) | Б) | ||
А | Ф’ | ||||
У | Х | ||||
И | Х’ | ||||
О | М | ||||
Ы | М’ | ||||
Э | Н | ||||
Б | Н’ | ||||
Б’ | Л | ||||
В | Л’ | ||||
В’ | С | ||||
Г | С’ | ||||
Г’ | З | ||||
Д | З’ | ||||
Д’ | Ш | ||||
К | Щ | ||||
К’ | Ц | ||||
П | Ч | ||||
П’ | Ж | ||||
Т | Р | ||||
Т’ | Р’ | ||||
Ф | J |
III Изучение строения и подвижности артикуляционного аппарата
Зубы_________________________:
нижняя челюсть______________________,
твердое небо_________________________,
мягкое небо__________________________,
губы ________________________________,
язык_
IV. Состояние моторики:
Общей_______________________________
мелкой ______________________________
V. Обследование некоторых видов представлений
1. Пространственные представления;вперед _______влево________ вверх______ назад _______ вправо _______вниз _________
2. Временные представления:части дня: утро _______________ вечер_________
_____________ день ___________________ночь ____________________________
дни недели и их последовательность _____
месяцы и их последовательность ________
времена года и их последовательность _____
3.Представления о признаках предмета:
цвет_
форма _______________________________
величина_____________________________
Счет и счетные операции________________