И мне хотелось бы максимально довести и разъяснить этот вопрос читателю, только поэтому я не ограничусь просто приведением слов ученых о том, что это – из скрытых вопросов
Для начала немного проясним каждое из этих положений, после небольшого ознакомления с некоторыми тонкостями вопроса:
Раздел Первый:
Некоторые тонкости.
Знай, что это правило
«То что отрицающий то или иное положение, общеизвестное из религии Ислам, является кафиром без установления над ним довода» у него есть свои причины, за которые цепляется этот куфр.
И все ученые (я не видел ни одного, кто противоречит в этом, будь то имамы Неджда или другие) говорят, что в подобных вопросах
«Ма’люм мин ад Дийни би Ддарура» если это не вопросы, нарушающие единение Аллаха или веру в посланничество – в них есть оправдание невежеством для того, кто живёт в отдалённой местности от мусульман или же является новообращённым.
И даже аль Хазими не спорит с этим, и я много раз видел, как он объясняет именно таким образом.
Поэтому азиру, когда мы поняли, что он из этих двух категорий, не делается такфир до установления над ним худжи и не выводится он из понятия Ислам.
То есть, у нас есть три вида вопросов:
Основа религии – «Аслю Ддин», как вера в Аллаха, и остальные столпы веры, неверие в тагута, соблюдение Таухида, вера в посланничество Мухаммада, мир ему и благословение, в этом нет оправдания невежеством с той стороны, что не выполняющий это не называется верующим или мусульманином, даже если до него не дошёл довод, однако оправдывается вплане наказания, если это так.
وقال الشيخ عبد اللطيف (وإذا بلغ النصراني ما جاء به الرسول صلى الله عليه وسلم ولم ينقد لظنه أنه رسول الأُميين فقط فهو كافر وإن لم يتبين له الصواب في نفس الأمر كذلك كل من بلغته دعوة الرسول بلوغا يعرف فيه المراد والمقصود فرد ذلك لشبهة أو نحوها فهو كافر وإن التبس عليه الأمر وهذا لاخلاف فيه)مصباح الظلام ص 326.
Сказал Шейх АбдульЛятыф: «И если дошло до христианина то, с чем пришёл посланник, мир ему и благословение, и он не подчинился этому по причине того, что думал что он является посланником лишь для неграмотных людей, то он является кафиром, даже если ему не разъяснилась истина в самом этом вопросе, и точно также любой, до кого дошёл призыв посланника таким образом, чтобы он понял требуемое и он отверг это по причине шубхи или подобного этому, тот является кафиром, даже если он неправильно понял вопрос, и в этом нет разногласия среди ученых»
(Мисбаху Ззолям, 326)
Примечание:
Всё, что из раздела «Аслю Ддин» (Основа религии) является из раздела «Ма’люм мин ад Дийни би Ддарура» (общеизвестное из религии Ислам), однако не всё, что является из Ма’люм мин ад Дийни би дДарура - является из основы религии. Потому что оно включает в себя как основу религии, так и ахкамы, и человек оправдывается в смысле сохранения названия Ислама – во втором случае, а не в первом. Потому что если он нарушает Таухид или посланничество, то не может быть мусульманином и называть его мусульманином значит описывать его тем, сущностью чего он не описан.
Над этим следует поразмышлять.
Конец примечания.
Что же касается вопроса «Отрицание Ма’люм мин ад Дийни би Ддарура» то в отличие от основы религии, человек не становится кафиром только за одно противоречие в этом, потому что этот вопрос связан с «тасдыку ль Ахбар», то есть подтверждение пришедшего в шариате, и соответственно – причина его куфра это отрицание текстов (такзибу ннусус).
И если он выполнил основу, а это – единение Аллаха и отстранение от ширка, вера в посланника, и то, что входит в это и то, что обязует это, то у него есть основа Ислама, остальное же возвращается либо к подтверждению, либо к отрицанию.
Поэтому новообращённому или же живущему в отдалённой местности в этом даётся оправдание. Потому что есть большая вероятность, что он не знает этот вопрос и противоречит по причине своего незнания, и тогда невозможно сказать, что он отрицает и делает «такзиб», ведь он просто не знает, или знает неправильным образом, а у нас в данном случае причина куфра – намеренное отрицание и непринятие. И с этой стороны он оправдывается.
Третье:
Скрытые вопросы, и их определение в том, что далиль, указывающий на них может скрыться от некоторых людей.
И здесь важно указать на один момент:
Скрытые вопросы и вопросы «Ма’люм мин ад дийни би Ддарура» помимо основы религии одинаковы с той стороны, что в основе своей в них допустимо невежество.
И в этом они отличаются от основы религии.
Но одинаково между ними то, что отрицая их или противореча в них, человек
Не становится кафиром, кроме как за отрицание и считание ложью.
Поэтому даже в «Ма’люм мин ад Дийни би Ддарура» новообращённый не становится кафиром за отрицание.
Возникает вопрос:
Как же классифицируется, какой вопрос из этой категории, а какой из той, если причина куфра – одна и та же, и невозможно узнать, когда человек отрицает, кроме как если он скажет «Я отрицаю» или «Я упрямлюсь»?
Ответ на это:
Нет сомнения в том, что нет на каждый вопрос текста в Коране или Сунне, что такое то из общеизвестного а такое то из скрытого, и это дело – дело ученых, они классифицируют вопросы по этим разделам, и при этом учитывают в основном один фактор:
Этот фактор – то, может ли далиль в этом вопросе скрыться от человека или нет? Может ли быть в нём скрытость или непонятность или же нет?
Или же любой, кто противоречит в этом, не может быть, что он ошибся или ошибочно истолковал, однако он просто зиндык который отрицает аяты и хадисы?
Знай, что именно это – фактор, по которому разделяют имамы Ахлю Сунна, как шейхуль Ислам и другие эти вопросы на эти две категории.
И если ты понял это, то станет тебе ясно, почему ученые, как шейхуль Ислам говорят, что в одну эпоху общеизвестная вещь может стать скрытой и не будет делаться за неё такфир противоречащему, если он ошибся и так далее, и его фетвы о личном такфире переполнены подобным, и я не стану приводить это ввиду его общеизвестности и распространённости.
И когда ты понял, что причина куфра в отрицании общеизвестного из религии – такзиб, а это считание ложью, то прояснится тебе, почему ученые допускают в этом виде оправдание по таъвилю и невежеству, а это именно потому, что неверное толкование не является считанием ложью. И точно также невежество не является считанием ложью.
Примечание:
И есть такое понятие, как куфр невежества, однако оно из раздела «Куфр отворачивания» и касается Таухида и Посланничества и основы религии, после того, как они дошли до человека и если он не постарался и не изучил, то его джахль будет куфром и будет считаться отворачиванием.
Поэтому Имам ибн аль Къайим разделил между джахилем мукаллидом, который стремится к прямому пути но не может его найти и между джахилем мукаллидом, который может найти но не стремится, и назвал такого му’рид, кафир, то есть отвернувшийся.
И сказал: «И этот, если не является знающим кафиром, то является невежественным кафиром». Именно о таком, до которого дошёл довод и он отвернулся.
(См. Табакат в Тарикъ аль Хиджратейн)
А само по себе невежество не является куфром у Ахлю Сунна, потому что тогда кафиром был бы и тот, до кого не дошёл призыв, даже если он стремился к истине, а он не считается кафиром, однако куфром является именно невежество при отворачивании.
И если человек не знает Аллаха, и не знает ничего из Таухида, и до него не дошёл довод, но он стремится к истине, то Ахлю Сунна не говорят, что он кафир, но и не говорят, что он мусульманин, однако он причисляется к кафирам в отношениях с ним по причине недействительности его Ислама и невозможности описания его Исламом, и ему утверждается имя «мушрик».
И это смысл многих слов Имамов и их фетв, где они говорят: «Кто умер в ширке до того, как до него дошёл призыв, мы не говорим, что он является кафиром, но и не говорим, что он является мусульманином», как сказал об этом шейх АбдуЛлах ибн Мухаммад ибн АбдульВаххаб и другие.