Философские представления о религии. Д. Юм, И. Кант, Г.В.Ф. Гегеля, Л. Фейербах, Ф.Ницше, К. Маркс и Ф. Энгельс
Философия религии является самостоятельной философской дисциплиной, изучающей религию как одну из сфер культуры. Философские размышления о религии преследуют две цели. Во-первых, решить собственно философскими средствами те вопросы, которые относятся к компетенции религии. Философия выступает при этом в качестве философской теологии. У Аристотеля, например, теология представляет собой раздел его метафизики, но у Фомы Аквинского "естественная теология" – это часть богословской системы, в которой человеческий разум собственными усилиями познает Бога и стремится выработать доказательства его бытия.
В Античности и в Средние века в зависимости от решения проблемы соотношения веры и разума философия либо выполняла роль "служанки богословия", либо занимала независимые или даже критические по отношению к церковному учению позиции.
Христианское учение формировалось усилиями "отцов церкви", стремившихся выявить универсальное, общезначимое содержание Библии как превосходящее все прежние языческие верования и античную философию. Постепенно, однако, выяснялось, что христианскую истину спасения невозможно адекватно выразить в категориях философии. Стремление соединить интуитивно постигаемую религиозную веру и рациональное философское знание, осуществить синтез религии (теологии) и философии – главная задача и непреодолимая коллизия христианского философствования, не утратившая своей остроты и сейчас.
Неизбежность конфронтации религии (теологии) и философии была обусловлена их глубоким типологическим различием. Христианство и его теоретическое (теологическое) выражение развивались в жестком русле, очерченном Библией и Священным Писанием, традицией, официальным каноном, символикой богослужения. Установки философии иные: критический анализ всех форм культуры с позиции разума, опора на опытное знание, свободное исследование, не подчиненное священным авторитетам.
Как самостоятельная дисциплина философия религии формируется в эпоху Просвещения (XVII–XVIII вв.). Первым делом философы начинают отстаивать право самостоятельно судить о проблемах религии.
Два вопроса, говорил Декарт, – о Боге и душе – всегда считались мною важнейшими среди тех, которые следует доказывать скорее посредством доводов философии, чем богословия. Спиноза утверждал тождество Бога и природы, которую он понимал как единую, вечную и бесконечную субстанцию, как причину самой себя (causa sui). Он же заложил основы критически-научного прочтения Ветхого Завета. Существенный вклад внесла и разработка Д. Юмом понятия "естественной религии": противопоставленное "позитивной" или "исторической религии", оно открывало возможности философского анализа религии как спекулятивной конструкции, а также эмпирического исследования конкретных религий.
Выдающуюся роль в становлении философии религии сыграли Канг, Шлейермахер и Гегель. Они предложили понимание религии, ориентированное на разные области сознания: волю (Кант), чувство (Шлейермахер) и разум (Гегель).
Главные черты грядущей "эпохи Просвещения", по Канту, – повсеместное торжество свободного разума, мужество и умение пользоваться собственным умом. Религия, не задумываясь, объявляет войну разуму, но она не сможет долго устоять против него. Кант вводит Бога как постулат практического разума ("моральное доказательство"): "Все, что кроме доброго образа жизни, человек предполагает делать, чтобы быть угодным Богу, есть только религиозная иллюзия и лжеслужение Богу". Истинная религия – это моральная религия, т.е. "познание всех наших обязанностей в качестве божественных заповедей".
Философия религии зародилась в эпоху, когда философия стремилась критически объяснить религию с позиции рационализма и тем самым обосновать общезначимый фундамент культуры: если вера разъединяет людей по конфессиям, то разум, напротив, их общее достояние. Мера радикальности такой критики была различной: религия должна быть либо очищена от бессмысленных догм и суеверий, либо отброшена как плод обмана и невежества (французский материализм XVIII в.).
С середины XIX в. наступает век буржуазного прогресса, торжества позитивизма. Развитие философии религии пошло разными путями: от открытой критики религиозного сознания до его теологической апологетики, или "приватной теологии", разрабатывавшейся мыслителями, не связанными церковной дисциплиной.
Так, О. Конт и Г. Спенсер в рамках позитивизма разрабатывают социологический подход, разрушительный для традиционного богословия. На почве эволюционной теории возникают многообразные формы естественно-научного атеизма: агностицизм Т. Гекели, монизм Э. Геккеля, вульгарный материализм и др. Растет влияние и других новейших концепций: экзистенциалистской, феноменологической и др.
Современная философия религии прежде всего пытается понять отношение между философией и религией как самостоятельными сферами культуры, так или иначе связанными между собой. Разум постоянно вторгается в дела религии и участвует в них. Но и последняя активно проявляет себя как культуротворческий фактор в философии, пауке и искусстве. В своей исходной основе религия остается принципиально отличной от философии, несмотря на все попытки преодолеть, как мнимую, несводимость сущности религии к определениям, которые были бы понятны для разума. Попытки свести всю философию к религиозной философии остаются неприемлемыми ни для одной из сторон, поскольку таят в себе угрозу утрату различия между религией и философией.