Ислам – это любовь человека к Богу
ОДНА СТРАНА
На самом деле нет. Не сложно. Но постоянный спор и разногласия между людьми которых я люблю: между мусульманами и православными, русскими и «нерусскими», меня расстраивает. Я понимаю, что искать врага, конкурировать, самоутверждаться – свойственно людям и полностью это не искоренить. И проблема здесь часто не только и не столько в религии, а скорее в разности культур, менталитетов, и часто просто в отсутствии какой-либо культуры с одной или с обеих сторон, но. Попытку сделать я считаю стоит. И думаю начать нужно именно с религии. Потому что как ни крути, правители, идеи и взгляды быстро меняются, а религия остается. Это единственный надежный базис.
И если мы живем в одной стране, в едином обществе, нам нужно искать точки соприкосновения, а не различия. Не пытаться друг друга переделать, а учиться понимать и принимать друг друга такими какие есть.
В Исламе нет норм, обязывающих нас ненавидеть людей других вероисповеданий. Тем более настолько близких нам, как христиане, которых мы не можем считать неверными, поскольку они верят в того же Бога. Сегодня такое время, что трудно сказать кто и во что на самом деле верит, и пока человек не скажет сам, мы не можем достоверно знать его вероубеждения – насколько оно верно или ложно. И правоверный мусульманин больше всего боится, что попадет под угрозу слов пророка Мухаммада, мир ему, который сказал: «Если человек скажет своему брату: «О неверный», то один из них вернется с этим (неверием)».
Вот что сказал Бог о свободе выбора в Священном Коране:
«Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения. Кто не верует в идолопоклонство и верует в Единого и Единственного Бога, тот ухватился за надежную опору, для которой нет сокрушения. Поистине, Аллах - слышащий, знающий!» (Коран, перевод смыслов, 2:256).
«Скажи: "Истина от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует"» (Коран, перевод смыслов, 18:29-31).
А вот что Он казал о христианах и отношении к ним:
«Tы, кoнeчнo, нaйдeшь, чтo бoлee вcex людeй cильны нeнaвиcтью к yвepoвaвшим иyдeи и мнoгoбoжники, и, несомненно, ты найдешь, что ближе всех в любви к уверовавшим те, кто говорит: «Мы — назореи». И это потому, что среди них есть иереи и монахи, которые гордыни лишены (и не возносятся перед другими)» (Коран, перевод смыслов, 6:82)
«Поистине, те, которые уверовали и которые исповедуют иудейство, и сабии, и христиане, - кто уверовал в Аллаха и последний день и творил благое, - нет страха над ними, и не будут они печальны!» (Коран, перевод смыслов, 5:73)
«Среди людей Писания, поистине, есть те, кто верует в Аллаха (всей душой), и в Откровение, ниспосланное вам, и в Откровение, что (снизошло) им (прежде). Они в смирении склонились пред Аллахом. За мизерную цену (благ земных) они знаменьями Аллаха не торгуют. Награда им — у их Владыки! Аллах в Своем расчете скор» (Коран, перевод смыслов, 3:199)
«Вот сказал Аллах: «О Иса! Я упокою тебя, и вознесу тебя ко Мне, и очищу тебя от тех, которые не веровали, и сделаю тех, которые последовали за тобой, выше тех, которые не веровали, до дня воскресения.» (Коран, перевод смыслов,Семейство Имрана 3:48)
«Если вступаете в споры с людьми Писания, то [приводите им] наилучшие [доводы]. И не спорьте с теми из них, которые бесчинствуют. Говорите: "Мы уверовали в то, что ниспослано нам (т. е. в Коран) и что ниспослано вам (т. е. в Библию). Наш бог и ваш бог - один и тот же, и Мы предаемся Ему"» (Коран, перевод смыслов, 29:46).
«Зови на путь Господень мудростью и добрым наставленьем и с ними спор достойным образом веди. Поистине, Господь твой лучше знает тех, которые сошли с Его пути, и лучше знает тех, которые идут прямой стезею.
И если вы (хотите) наказать (кого-то за обиду), наказывайте в равной степени тому, чем (прежде) наказали (они) вас. Но если вы (великодушно предпочтете снести обиду) терпеливо (и простить), то это — лучше (по Господнему завету) для тех, кто терпелив (и ближнему прощает). Так будь же терпелив, (о Мухаммад!), твое терпенье — только в веденье Аллаха; о них печалиться не надо - пусть их коварные уловки стеснением тебе не давят грудь. Аллах, поистине, лишь с теми, которые страшатся Его гнева, и с теми, кто творит добро» (Коран, перевод смыслов, 16:125-128).
«Аллах, быть может, между вами и теми, кто сейчас враждует против вас, любовь (и дружбу) утвердит, - поистине, Аллах всесилен, Он — милостив и всепрощающ! Аллах запрета не дает вам доброту и справедливость проявлять к тем людям, кто за вашу веру с вами не сражался, не изгонял из дома вас, - поистине, Он любит справедливых! Аллах дает запрет в друзья брать тех, которые сражались против веры, и гнали вас из ваших очагов, и помогали вашему изгнанью. И те, кто примет их в друзья, перед Аллахом нечестивы (будут)» (Коран, перевод смыслов, 60:7-9).
Вообще в Коране можно найти как положительное, так и отрицательное отношение к обладателям Писаний.
В большинстве ранних сур Корана Бог призывает Мухаммада положительно относиться к обладателям Писания, т.е. к иудеям и христианам. Это вполне естественно, поскольку мусульмане и люди писаний – все Его паства. Отношение Корана к обладателям Писаний меняется уже позднее, когда большинство иудеев и христиан не признали Мухаммада пророком Бога, а Коран - Его Заветом. Тогда Господь к ним обращается с увещеваньем и предупрежденьем:
«О люди Писания! После периода, когда не было посланников, к вам явился Наш Посланник, давая вам разъяснения, дабы вы не говорили: «К нам не приходил добрый вестник и предостерегающий увещеватель». Добрый вестник и предостерегающий увещеватель уже явился к вам. Поистине, Аллах всякой вещью мощен» (Коран, перевод смыслов, 5:19)
«Мы дали Мусе писание и вслед за ним Мы отправили посланников; и Мы даровали Исе, сыну Марйам, ясные знамения и подкрепили его духом святым. Неужели же каждый раз, как к вам приходит посланник с тем, чего ваши души не желают, вы превозноситесь? Одних вы объявили лжецами, других вы убиваете» (Коран, перевод смыслов, 2:87)
Что же касается тех, кто призывает мусульман воевать со всеми и всех убивать, то они, как и все глупцы и подлецы, перевирают все по-своему. Не думаю, что их вообще нужно брать в расчет. Это побочный продукт, и нашему государству нужно наконец-то разобраться с ними, вымести их за страницы истории, чтобы они не мешали обществу двигаться вперед.
Мы должны уже научиться уважать друг друга. Взаимно уважительно относиться к обычаям, устоям и законам друг друга, независимо от веры и национальности. Ведь все мы - Россияне. Нельзя нам допустить того, что сделали с Ближним Востоком, Балканами, Грузией и вот уже Украиной. Нельзя позволить уничтожить нас изнутри. Мы выстоим только вместе.
ОДНА ВЕРА
Сразу предлагаю определиться в основных понятиях:
- Аллах – арабское слово, имеющее значение Единый и Единственный Бог, одно из Его имен,
- Шахид – святой, мученик за веру,
- Прикрывающийся любой религией или идеологией террорист или убийца – террорист, убийца.
На протяжении всей истории мы видим постоянное противостояние Христианства и Ислама. Признаться, пока я не узнал Ислам, я думал, что это вообще какая-то другая, чужая и страшная религия, со своим чужим и страшным богом. Но однажды, лет в двенадцать-тринадцать, мне в руки попал перевод Корана. И что же? Начав его читать, я увидел доброту. Я увидел Христианство, Православное Христианство - его свет и добро. Просто вслушайтесь:
Во имя Бога Единого, милостивого, милосердного!
Хвала – Богу Единому, Господу миров,
Милостивому, милосердному,
Царю в день суда!
Тебе мы поклоняемся и просим помочь!
Веди нас дорогой прямой,
Дорогой тех, которых Ты облагодетельствовал,
Не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших.
А вот еще:
Во имя Бога Единого, Милостивого, Милосердного!
Алиф Лям Мим.
Эта книга - нет сомнения в том - руководство для богобоязненных,
Тех, которые веруют в тайное и выстаивают молитву и из того, чем Мы их наделили, расходуют,
И тех, которые веруют в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя, и в последней жизни они убеждены.
Они на прямом пути от их Господа, и они - достигшие успеха.
Поистине, те, которые не уверовали, - все равно им, увещевал ты их или не увещевал, - они не веруют.
Наложил печать Господь на сердца их и на слух, а на взорах их - завеса.
Прошло много лет. Я жил обычной жизнью далекого от религии человека. Закончил институт, успешно работал, женился, поднимался, как я думал, по социальной лестнице, пока в один прекрасный момент не оказался в тупике. Все было, а смысла не было. И тогда я принял Ислам. Жизнь изменилась. Стала наполненной. Голод и тоска ушли.
Не скрою, я присматривался к Православию. Но Бог избрал мне другой путь. Почему? Не знаю. Так Он решил. Что касается моих личных ощущений – я не увидел в Христианстве стройной системы знания. Мне показалось что оно лоскутно, многое построено на догмах и аксиомах, при этом местами нелогично и искусственно, как в деле с Троицей. Не претендую на объективность. Это были только мои ощущения. Сегодня, познакомившись с серьезными теологическими трудами святых отцов, прослушав и просмотрев много видео и аудиоматериала, я думаю уже несколько иначе. Но об этом дальше.
А Ислам – в нем я нашел все и сразу. Стройно и логично, понятно и естественно. Просто и непостижимо. Толчком же послужила попавшая мне в руки книга «Кимийя-йи саадат» (Эликсир счастья). Ее автор – большой мусульманский ученый, имам Мухаммада аль Газали, живший в начале прошлого тысячелетия.
Чего стоят одни лишь названия ее глав:
§ Унван первый: в самопознании
§ Унван второй: в познании Всевышнего
§ Унван третий: в мистическом познании дольнего (этого) мира
§ Унван четвертый: в мистическом познании загробного мира
§ Выявление убеждении
§ Очищении
§ Власть
§ Знание
§ Намерение
§ Слух и зрение
§ Слово
§ Деяния
§ Загробный мир [Путь]
§ Пророчество
§ Основа вторая: в обучении знанию
§ Выявление исцеления сердца с целью его присутствия
§ Выявление основы собрания и его достоинства
§ Основа девятая: в поминании Всевышнего
А вот как имам Газали описывает в этой книге Бога:
«Благодарность и признательность премногая по числу капель дождя и звезд небес, листьев деревьев и песчинок пустынь, пылинок земли и неба тому Господу, единственность которого - Его качество, слава и величие - Его великолепие, а превосходство, величественность и блеск - Его особенное свойство.
Ни одному творению не осознать Его совершенства и славы. Никому кроме Него нет пути к истине Его мистического познания. Однако признание в немощности пред Его мистическим познанием - предел мистического познания у правдивейших, а признание в нерадивости при восхвалении и прославлении Его - завершение восхваления у ангелов и пророков, да пребудет над ними всеми благословение Аллаха.
Пределом для разума умных является изумление в истоках сияния Его славы. Окончанием для идущих по пути и последователей в желании приблизиться к красоте Его является потрясение. Отчаяться в основах Его мистического познания есть та’тил (Лишение, непризнание за Аллахом каких бы то ни было атрибутов, доходящие в крайнем проявлении вплоть до непризнания Творца). Притязать на совершенство ради представления есть ташбих (уподобление, осмысление через человеческие категории, понятия, определения).
Уделом для всякого ока от наблюдения красоты Его сути станет ослепление. Плодом для всякого разума от взгляда на чудеса Его творения станет необходимое мистическое познание. Не дай Бог никому в отношении величия Его сути подумать о том, какого это рода и что это. Не дай Бог ни одному сердцу на мгновение в отношении чудес Его творений остаться беспечным в том, с чем и с кем связано их бытие.
Тогда человек по необходимости познает, что всё - деяния Его могущества, всё - чудеса и необыкновенность Его мудрости, всё - лучи Его величественного присутствия. Всё исходит от Него, всё восходит к Нему, но всё есть Он сам. Ничто не обладает истинным бытием кроме Него, но бытие всего сущего - лучи света Его бытия.»
Прочли? Прочтите еще раз, и еще.
Коротко, но как же сильно! Правда? А теперь представьте такую емкость в каждом предложении на протяжении полтысячи страниц! А потом я увидел записи бесед видного дагестанского мусульманского ученого и суфия Саида Афанди из Чиркея - эти записи доступны и есть в YouTube и социальных сетях – он удивительный человек! И вот, я мусульманин.
Я то да. Но все вокруг – родители, жена, друзья, коллеги, партнеры, – все не мусульмане. Все Православные, или, по крайней мере, крещеные. И хочешь не хочешь – а в такой ситуации, когда ты видишь, что напряженность вокруг растет, растут межнациональные и межрелигиозные конфликты, а у тебя по обе стороны родные близкие тебе люди, желание только одно – чтобы разные стороны стали одной. Чтобы твои близкие перестали делить себя на тех и этих. Многие из нас почувствовали каково это, только во много раз острее, после начала войны на Украине – когда одновременно по обе линии фронта оказались и начали стрелять друг в друга наши родные и друзья.
Поэтому я решил попытаться разобраться, а так ли различны эти две вроде бы непримиримые религии – Православие и Ислам?
Я начал читать, смотреть, слушать. Всех и всё – мусульман, христиан – книги, статьи, лекции, дебаты. И что же я увидел? А увидел я двух одинаков сильно любящих своих родителей маленьких детей, которые ревниво спорят друг с другом за право первенства в родительской любви, не понимая, что родитель любит их одинаково. А они все продолжают:
- Я люблю больше!
- Нет я!
- Нет я!
- Нет ты не любишь!
- Нет это ты, а я люблю!
- Ты любишь не так!
- Нет так. Ты сам не так ….
Ну очень похоже, не правда ли? И так до бесконечности. И ни один не хочет уступить другому. Точь-в-точь упрямые мальчишки.
И вот у меня вопрос. А не пора ли всем нам повзрослеть и перейти от «Ты не так!» к «Я так. А ты как?». И если мы найдем в себе силы задать такой вопрос друг другу, то, может, получив от собеседника ответ, вдруг поймем – «А ведь он так же!»
Объясню.
Давайте для начала поймем то, в чем, как мы думаем, мы расходимся:
1. Христианство, признавая за Исламом поклонение тому же Богу, не признает, однако, пророческую миссию Мухаммада, мир ему, последнего пророка для людей и всех творений, закрывшего пророческую миссию, и завершившего начатое через предшествующих посланников (Иисуса, Моисея и др.) донесение откровения Бога до людей. Также Христианство не согласно с позицией Ислама, не признающего за Иисусом божественность, и считающего его не Богом, а пророком и посланником Творца.
Да, и еще я слышал мнение святых отцов, что в Христианстве Бог – это любовь, а в Исламе Бог с людьми держит дистанцию, и, цитирую: «к ним относится как к пасынкам».
2. Ислам, в свою очередь, признавая Иисуса пророком и посланником Бога, обвиняет Христианство в его обожествлении и тем придании Богу сотоварища, что на самом деле является самым большим грехом перед Богом в обеих религиях, а также в поклонении иконам и святым – то есть создании кумиров наряду с Единым Богом, придании творению (обычной вещи или человеку) свойств Бога.
Это основные и самые критические моменты. Также есть прикладные вопросы, такие как дозволенность христианам в пищу свинины, но они уже не столь сложные и о них много сказано в научной, в частности медицинской, и религиозной литературе.
Нам же предлагаю разобраться в главном.
ОДИН БОГ
А главное в следующем – и мусульмане и христиане верят в ЕДИНОГО, ЕДИНСТВЕННОГО И НЕДЕЛИМОГО БОГА. Бога, создавшего всех и вся и не подобного никому и ничему. Бога, к которому не применимы понятия времени и направления, потому что Он сам создал время и пространство. Бога Вечного, Абсолютного и Неизменного.
И возражения здесь как христиан, так и мусульман, могут быть только от незнания вероубеждения другой стороны. А иногда и собственного вероубеждения. К сожалению, не все мы знаем во что мы верим. Мы «слышим звон...» и, зачастую, на основании этого звона выносим суждения по очень важным и существенным вопросам, где подобная поверхностность недопустима.
Я знаю, что сейчас скажут многие мусульмане: «Какой у христиан Единый Бог? Там троица – Бог сын, Отец, и Дух. Там многобожье!»
Но я бы не спешил. Давайте посмотрим, каким же видят Бога сами христиане:
Согласно их пониманию Бог един по существу, но троичен в лицах:
«Единый и единственный Бог, познаваемый в трех равнославных, равновеликих, не сливающихся между Собою, но и нераздельных в едином Существе, Лицах, или Ипостасях.
Как же Господь Бог может быть одновременно Один и Троица? Не надо забывать, что к Богу неприложимы привычные для нас земные измерения, в том числе категория числа. Ведь исчислять можно только предметы, разделённые пространством, временем и силами. А между лицами Святой Троицы нет никакого промежутка, ничего вставного, никакого сечения или разделения. Божественная Троица есть абсолютное единство. Тайна троичности Бога недоступна человеческому разуму.
В Боге три Личности, три «Я». Но аналогия человеческих лиц здесь не применима, Лица соединяются не сливаясь, но взаимно проникая так, что не существуют один вне другого Лица Пресвятой Троицы находятся в постоянном взаимном общении между Собою: Отец пребывает в Сыне и Св. Духе; Сын во Отце и Св. Духе; Дух Святый во Отце и Сыне.
Три Лица, имеют:
– одну волю (желание и волеизъявление),
– одну силу,
– одно действие: любое действие Бога едино: от Отца через Сына в Духе Святом. Единство действия в отношении Бога следует понимать не как некую сумму трех взаимо-солидарных действий Лиц, а как буквальное, строгое единство. Это действие всегда правосудно, милосердно, свято...
Опытное познание Троичности Бога возможно лишь в мистическом откровении по действию Божественной благодати, человеку, чьё сердце очищено от страстей.
Святитель Григорий Богослов: «Я еще не начал думать об Единице, как Троица озаряет меня Своим сиянием. Едва я начал думать о Троице, как Единица снова охватывает меня».
Для разъяснения тайны Святой Троицы святые отцы указывали на человеческую душу, являющуюся Образом Божьим. «Ум наш – образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) – образ Сына; дух – образ Святого Духа», – учит святитель Игнатий Брянчанинов. – Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа. Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме. Ум без мысли существовать не может, и мысль – без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли. Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух. Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума».
Само учение о Святой Троице есть учение «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности», как сказал о Ней св. Григорий Богослов. «Первый Ум Сущий, Бог единосущное в Себе имеет Слово с Духом соприсносущным, без Слова и Духа никогда не бывая» – учит св. Никита Студийский.
Христианское учение о Святой Троице есть учение о Божественном Уме (Отце), Божественном Слове (Сыне) и Божественном Духе (Святом Духе) – Трех Божественных Лицах, обладающих единым и нераздельным Божественным Существом.
Бог обладает всесовершеным Умом (Разумом). Божественный Ум безначален и бесконечен, беспределен и неограничен, всеведущ, знает прошлое, настоящее и будущее, знает не существующее как уже существующее, знает все творения прежде их бытия. В Божественном Уме присутствуют идеи всего мироздания, присутствуют замыслы о всех тварных существах. «Все от Бога имеет свое бытие и существование, и все прежде бытия находится в Его творческом Уме», – говорит св. Симеон Новый Богослов.
Божественный Ум предвечно порождает Божественное Слово, Которым Он творит мир. Божественное Слово есть «Слово Великого Ума, превосходящее всякое слово, так что не было, нет и не будет слова, которое выше этого Слова», – учит св. Св. Максим Исповедник. Божественное Слово Всесовершенно, невещественно, беззвучно, не требует человеческого языка и символов, безначально и бесконечно, вечно. Оно всегда присуще Божественному Уму, рождается от Него извечно, почему Ум называется Отцом, а Слово – Единородным Сыном… [1]
Божественный Ум и Божественное Слово духовны, ведь Бог нематериален, бестелесен, невещественен. Он есть Всесовершенный Дух. Божественный Дух пребывает вне пространства и времени, не имеет образа и вида, выше всякого ограничения. Его Всесовершенное Бытие беспредельно, «бестелесное, и не имеющее формы, и невидимое, и неописуемое» (св. Иоанн Дамаскин)».
Таким образом мы видим, что Иисус в понимании Христианской Церкви не сын Бога и не второй Бог наряду с еще двумя Богами, нет!
В понимании христианской церкви Иисус – это и есть Сам Единый и Единственный Бог! Не в части, а Он! Весь! Одновременно бестелесный и вочеловечившийся, неизменный и не изменившийся с воплощением. Тот, через Которого все «начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» - пришел на Землю и стал человеком.
Зачем?!Вот как это объясняют христианские богословы:
«Согласно общей формуле святых отцов, Бог стал человеком, чтобы человек через него стал богом, Боговоплощение Иисуса Христа делает человека Богом в такой мере, в какой Сам Бог сделался человеком. Возможность обожения раскрывается Боговоплощением. Об этом единогласно свидетельствуют отцы. «Сын Божий стал сыном человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим», — говорит св. Ириней Лионский. «Он вочеловечился, чтобы мы обожились» (св. Афанасий Великий). «Твердое и верное основание надежды на обожение для естества человеческого есть вочеловечение Бога», — учит св. Максим Исповедник».
Таким образом согласно Христианской доктрине Господь пришел на землю, чтобы нас, тварных и ограниченных существ, СОВЕРШЕННО СОЕДИНИТЬ С СОБОЙ, а не только для того, чтобы мы почитали Его как абстрактное, чуждое нашей жизни бытие, которое где-то вне нас. Такое соединение называется ОБОЖЕНИЕМ, о нем многократно говорит Священное Писание и святые отцы.
Обожение недостижимо человеческими усилиями. Как совершенный дар, исходящий от Отца светов (Иаков. 1:17), оно установлено Богом, «желающим спасения и алчущим обожения людей» (св. Максим Исповедник). Дар обожения — дар нетварной Божественной благодати. «Не может быть тварным этот дар, — учит св. Марк Эфесский. — Если бы обожение было посевом естественного семени, то нам не нужно было бы ни возрождение (во св. Крещении), ни иных таинств, в которых действует Божественная благодать».
Обожение совершается во Христе благодатью Святого Духа.
Обожение названо святыми отцами ЦЕЛЬЮ человеческой жизни, а оно и состоит в том, чтобы мы совершенно уподобились Христу, то есть подобно Ему совместили в Себе два естества – Божественное и человеческое. Конечно, Он имел такое соединение по существу, уже родился таким, а мы приобретем по благодати, по Его неизреченному и нетварному дару. Конечно, Он имел такое соединение сразу, а мы приобретаем в течение всей жизни, этой и будущей, где получим этот дар совершенно. Так и говорит апостол «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (1 Ин. 3.2). В том и раскрывается Божественная Любовь, что Бог хочет поделиться с нами Своей жизнью и уподобить нас Себе, а не оставить нас одних «один на один с самими собой».
Это сильно перекликается с исламским пониманием приближения к Богу и растворения в Нем (соединения с Ним). Очень точно суть этого передают строки стихотворения известного мусульманского поэта Джалаладдина Руми «Я и Ты»:
Хозяин дома, слыша громкий стук,
«Кто?» – вопрошает. – «Я, твой близкий друг!»
«Ступай же прочь, неверен твой ответ:
Двум „я“ за этой дверью места нет!
По миру странствуй в скорби и тоске,
Очистись – и вернешься налегке,
Познав пути сокрытые свои,
Где „я“ сгорает в пламени любви!..»
И тот ушел, огнем любви томим,
И образ Друга реял перед ним.
Он испытал немало горьких бед,
Немало миновало зим и лет.
И вот опять раздался громкий стук,
И снова вопросил незримый Друг:
«Кто?» – И в ответ из внешней темноты
«Открой, – раздался голос, – это Ты!»
И Друг сокрытый двери отворил,
И в сердце странника заговорил:
«Теперь ты понял тайну бытия:
С твоею сутью слита суть Моя.
Ты – это Я. Теперь вопрос решен:
Неразделимы корень и бутон!»
Это стихотворение, кроме того, является наилучшим ответом святым отцам на их штамп об отстраненности Бога от человека в Исламе. Куда уж ближе! Где сильней любовь?!
И в свете сказанного можно по-новому взглянуть на слова библейского пророчества: «Бог от Фемана грядет и Святый — от горы Фаран[2]» (Аввакум 3:3).
Итак, хотя, на мой взгляд, конструкция троицы у христиан сложна, трудна для понимания людьми, и как следствие для них опасна, однако очень важно, что Христианские ученые и святые отцы утверждают: НЕТ трех богов – для Христианства это такое же многобожие, как и для Ислама, а БОГ ЕДИН и НЕДЕЛИМ.
Насчет же конструкций – давайте вспомним истории о приближенных к Богу (авлия) в Исламе, многие из которых лишились жизни, невольно высказав словами то, что адекватно словами не передается.
Вот что сказано в книге «Аль-мавахибу-с-сармадиййа» об известном суфийском шейхе Абу Йазиде аль-Бастами: «Пришел посетитель к Абу Йазиду и постучал в дверь его дома. Он спросил: «Кого ты хочешь видеть?». Тот ответил: «Абу Йазида». Он сказал: «В доме нет никого, кроме Аллаха»
Что здесь имел ввиду Абу Йазид? Что он Аллах – Бог? Конечно нет! Просто в момент, когда к нему пришел гость, он находился в состоянии созерцания, растворения в Сущности Аллаха, полностью потеряв ощущение собственной сущности, соединившись с Сущностью Творца:
«Не думай, что окно сердца в мир царствия открывается только во сне и после смерти. Это не так. Но если в бодрствующем состоянии кто-либо займется объездкой самого себя, высвобождая сердце из-под страсти, гнева, порицаемых и необходимых для этого мира черт натуры, сядет в безлюдном месте, закроет глаза, отрешится от чувств и даст сердцу установить духовную связь (мунасабат) с миром царствия, постоянно повторяя от сердца, не языком, «Аллах, Аллах», то случится так, что сердце перестанет осознавать себя, потеряет представление обо всем мире и не будет иметь понятия ни о чем кроме Всевышнего. Когда подобное произойдет, тогда у него и в бодрствующем состоянии откроется то окошко. И все, что другие видят во сне, оп узрит бодрствуя. Духи ангелов и пророков предстанут перед ним в прекрасном обличье. Он увидит пророков, от которых почерпнет много полезного и у которых найдет поддержку. Ему покажут мир царствия земли и неба. Тот, кому откроется этот путь, увидит великие деяния, не поддающиеся описанию. О подобном Посланник, мир да пребудет над ним, говорил: «Моему взору предстала земля, я увидел ее восток и запад.
А то, что Всевышний и Всеславный сказал: «И так Мы показали Ибрахиму царство небес и земли» (Коран, перевод смыслов, 6:75), также было о таком экстатическом состоянии (хал).
Не думай, что подобное есть достоинство, свойственное только пророкам. Это - стоянка (макам), которой достойна суть всех людей на основе врожденного свойства. Как нет железа, которое на основе врожденного свойства не заслуживало бы того, чтобы из него вышло зеркало, передающее вид всего мира, если только в суть его не въедается ржавчина и не губит его, так и жадность, плотская страсть и греховность, овладевая всяким сердцем и поселяясь в нем, приводит к расщеплению природной степени, вследствие чего это достоинство сходит в нем на нет. Кто бы ни появился на свет, рождается с таким врожденным свойством» – говорит об этом в своей книге непререкаемый в Исламском мире авторитет, известный ученый, Довод Ислама, суфийский шейх имам Мухаммад аль-Газали.
В книге «Далаилул хайрат» приведены такие строки о пророке Мухаммаде: «О Аллах, благослови того, кого Ты сделал Своей тенью… кого Ты проявил в Своем Облике… кого Ты сделал местом и направлением для Твоих творений…»
«В Своем Облике…», «местом и направлением…» – оцепенение… это самое подходящее описание состояния, которое возникает после прочтения этих слов. Очень странные и сложные для понимания слова… Но они есть. И это реальный Салават (восхваление) Пророку Мухаммаду, мир ему. При буквальном прочтении из них выходит, что Всевышний почти что приравнял Мухаммада к Себе, фактически «воплотился» в нем…
Но не будем делать никаких выводов, потому что любые наши выводы скорее всего не будут иметь ничего общего с действительностью. Это дело людей знания, но никак не нас. Я, например, ничуть не сомневаюсь в глубоком скрытом смысле этих слов. Однако, человек без знаний, такой как я, может сделать из них выводы, которые выведут его из религии. И то что есть подобные невежды и, к сожалению, сейчас нас большинство, не значит, что нужно срочно уничтожать все то, чего мы не понимаем. Просто нужно оставить эти высоты ученым, а самим стремиться получать знания, которые, возможно, когда-нибудь проложат и нам дорогу к пониманию.
Я привел этот Салават только для того, чтобы наглядно показать, насколько все сложно и неоднозначно. И что одни и те же слова разные люди могут понять совершенно по-разному. Где два юриста – там три мнения.
То же и с Троицей. Возможно, с ней тоже не все так просто. И, может, если разобраться и дойти до самого конца, то в глубине глубин, не тронутой людьми, мы обнаружим полнейшее единство этих двух религий. Хоть на поверхности они непримиримы.
Тем не менее, переубеждать друг друга не вижу смысла. Особенно когда мы придерживаемся чего-то уже так много сотен лет.
Для себя я сделал вывод – вопрос неоднозначный и очень тонкий.
Главное же, что при всем внешнем различии мы видим схожесть взглядов, принципов и подходов христианских и мусульманских ученых по основным вопросам:
1. Мы видим принципиальное сходство взглядов мусульман и христиан в вопросе сущности Бога – Единость, Единственность, Неделимость, Вечность, Воля, отсутствие места и т.д. (не углубляясь в детали «один-три» – ведь из поговорки мы знаем, чёрт кроется в деталях)
2. Мы едины в следовании Иисусу и в том, что его слово – это Слово Божье! Он сам – Божье Слово и Дух Его.
3. Мы также видим внешнюю похожесть христианских взглядов на Иисуса с мусульманским описанием Пророка Мухаммада, данном в приведенном выше Салавате. Но… Слова, описывающие Иисуа и Мухаммада у нас похожи, а понимание?
Мы, мусульмане, как нас предостерегал Пророк Мухаммад и наши ученые, не заходим в дебри, в которых однозначно заблудимся по ограниченности нашей человеческой природы, кроме тех избранных из нас, кому такое знание открыл Аллах – тех немногих, кому Он дал увидеть, почувствовать и правильно понять.
В одной из книг известного суфийского ученого Хасан Хильми Афанди приводятся такие слова: «Аллах скрывает от людей знания о своих приближенных (авлия), иначе люди [по своему непониманию] стали бы им поклоняться». Вполне возможно, именно в такую ситуацию могли попасть и христиане в отношении Иисуса.
Опять же, не претендую на истину. Как я уже сказал, вопрос очень тонкий. На мой взгляд, Христианские ученые зашли уж слишком далеко в попытке проникнуть в сущность Бога и описать Его. Проникнуть в область, непостижимую для человека с помощью разума. В попытке представить и описать то, что представлению и описанию не поддается. Ведь мы способны мыслить только аналогиями – мы можем представить только то что где-то уже видели, и то, чего не видели, мы неизменно будем составлять из уже известных нам образов. Следовательно, любая попытка представить Бога (мы не говорим о Божественном откровении) закончится уподоблением его чему-то из окружающего нас мира, что мы и видим на иконах троицы, где Бог изображен в виде троих мужчин, что, конечно же, недопустимо, пусть даже «образно». Ведь в суре 42 Корна Аллах сказал, что «нет ничего подобного Ему». Согласны с этим и христианские богословы. Такой вот казус. А на самом деле – неизбежный результат попытки представить Бога. И даже если Бог открыл и показал кому-то все так как оно есть на самом деле, то попытка описать и донести это до людей человеческими словами приведет только к искажению явленной ему Истины, и, скорее всего, будет звучать как ересь. Потому что невозможно адекватно описать словами этого мира то, что не вписывается в этот мир.
Поэтому то имамы и ученые Ислама постоянно напоминали о запрете попыток представить себе и описать истинную сущность Аллаха, так как ограниченный человеческий разум не в силах сделать этого. Имам Бакир говорил: «Не пытайтесь размышлять над сущностью Аллаха. И если вы желаете увидеть Его величие, то взгляните на величие Его творения» (Аль-Кафи). Имам Садык (да будет мир с ним) по этому поводу сказал следующее: «Погибнет тот, кто пытается узнать каков Аллах (то есть путем размышлений и сравнений пытается раскрыть истинную сущность Аллаха, что просто-напросто невозможно) (Аль-Кафи).
Однажды Имам Садык спросил одного из своих последователей: «Знаешь ли ты значение фразы «Аллаху акбар»? Тот ответил: «Аллаху акбар» означает, что Аллах превыше и величественнее всего». Имам снова спросил: «Разве существует что-то, что можно сравнивать с Аллахом и сказать, что Он превыше и величественнее этого»? Его собеседник вопросительно взглянул на Имама и сказал: «Так в чем же значение фразы «Аллаху акбар»? Имам Садык (да будет мир с ним) ответил: «Значение этой фразы заключается в том, что Всевышний Аллах превыше и величественнее того, чтобы описать и представить Его» (Маани аль-Ахбар).
Пророк Мухаммад, мир ему, сказал: "Думайте о созданиях Аллаха. Но не задумывайтесь о Сущности Аллаха. Воистину, вы не обладаете никакой силой для этого".
СВЯТЫЕ И ИКОНЫ
Вопрос икон и любых изображений – вопрос очень сложный. Он является предметом постоянных споров как среди христиан, так и среди мусульман. У христиан протестанты обвиняют православных за почитание икон в идолопоклонстве, то есть в язычестве и многобожии; православные же называют еретиками католиков и протестантов, к слову сказать более склонных к скульптурам и статуям. В Исламе невежественные радикальные течения также обвиняют тарикат[3] (суфийский путь), являющийся неотъемлемой составной частью Ислама, его душой, в поклонении святым (в т.ч. Пророку Мухаммаду и тарикатским Шейхам) и их изображениям (портретам и фотографиям).
Сюда же добавляется Христианский запрет на изображение всего что есть на земле и небесах с целью поклонения, а также запрет на трехмерные изображения живых существ в Исламе.
В Исламе ученые четырех богословско-правовых школ (мазхабов) пришли к единому мнению: изображать то, что не имеет души, например, солнце, луну, деревья, лес, дома, мечети, можно. Также все эти богословы п