Страх и любовь в служении богу

В вопросе соотношения страха и любви рабби Шмуэль стоит перед проблемой, имеющей далеко идущие последствия для религиозной этики: что является главным в служении Богу – чувство любви и единения с Богом или же воздержание от греха и отдаление от него? Если главное – это любовь, то ее нужно сделать единственной целью, не принимая в расчет никакие дополнительные соображения. Если, однако, главное – это отдаление от зла и греха, то в ничем не ограниченной любви заключена серьезная опасность, и любовь необходимо сочетать со страхом – т.е. боязнью греха, о которой пишет наш автор. Итак, ясно, что рабби Шмуэль выбирает вторую из упомянутых альтернатив. Эта альтернатива имеет антимистическую направленность: тот, кто всецело поглощен любовью и единением с Богом, не застрахован от греха.

Исходя из этого, можно утверждать, что страх, о котором идет здесь речь, есть не страх перед Богом – ни перед Его наказанием, ни перед Его величием, но страх человеческой слабости. Человек опасается согрешить и тем самым нарушить цельность и полноту своей любви к Богу. Он сравнивается здесь с жертвой, приносимой Богу, которая должна быть без порока. Грех человека подобен изъяну в жертвенном животном, делающему его негодным для жертвоприношения. Поэтому для того, чтобы избежать пренебрежения к заповедям, пренебрежения, которое может возникнуть из-за ощущения человеком своей близости к Богу – в том случае, если его служение основано только на любви, – человек должен несколько отдалиться от Всевышнего с помощью боязни греха, сочетая боязнь греха с чувством любви. Как об этом сказано в Книге хасидов, «Это и есть страх Божий, когда человек боится греха, дабы не было в любви никакого изъяна. Таков страх, более достойный, чем любовь»❋В §13 боязнь греха именуется также «страхом Небес» (страхом Божьим)..

Разделяли ли изложенную позицию рабби Шмуэля Хасида другие представители германского хасидизма, в частности, рабби Йеуда Хасид и рабби Эльазар из Вормса? Этот вопрос будет рассмотрен после обсуждения ключевых элементов позиции рабби Шмуэля в настоящем разделе курса.

1 Букв.: «страх Небес».

2 В оригинале שמינה «тучным», по-видимому, ошибочно вместо שלימה «цельным».

3 Приведенная цитата содержится и в Мишне в самом трактате Авот (I, 3), а также в Авот де-рабби Натан (V, 1). Неясно, почему автор Книги хасидов ссылается именно на этот более поздний и менее авторитетный источник. (Вистенецкий в своем издании Книги хасидов предлагает убрать слова «де-рабби Натан».)

4 Трактаты Авот и Авот де-рабби Натан, там же.

СПИРИТУАЛИЗАЦИЯ И СТРАХ БОЖИЙ

ПРИНЦИП СПИРИТУАЛИЗАЦИИ

Один из центральных вопросов всякой религиозно-этической доктрины состоит в определении сравнительного духовного достоинства различных поступков, то есть, иными словами, в установлении критериев оценки поступка с точки зрения его религиозной значимости. Позиция автора Книги хасидов по этому вопросу сформулирована в §15.

§15
Если кто исполнил важную заповедь, и это было ему тяжко, а он все же победил свое дурное начало и совершил заповедь, такой человек выше, чем тот, кому не препятствовало его дурное начало. И тот, кто сделал малозначительное доброе дело, встретив жестокое противодействие своего дурного начала и победив его, выше, чем тот, кто совершил великое дело без того, чтобы дурное побуждение мешало ему. И если кто совершил тяжелый грех, будучи одолеваем дурным побуждением, то хуже него тот, кто совершил малый грех без воздействия дурного побуждения, ведь он совершил это как будто бы назло. А добрые дела, совершаемые ради других, такие как обучение Торе и милостыня, – мера их тот, кто получает от них пользу; соответственно радости, принесенной им другому, человек получает награду.
Бывает, что он сделает мало, а это засчитывается ему в праведность, бывает, что много – и нет ему в том заслуги. Например, если дать человеку множество мелких монет, ему будет стыдно взять их. Если же сказать ему – «отобедай со мной сегодня», не будет ему стыдно, и заслуга и награда за это будут велики.

❒ Вопрос 14
Объясните выражение «как будто бы назло» в контексте рассуждений, приводимых в §15. ❑

В рассуждениях рабби Шмуэля ясно видно столкновение двух систем ценностей в этических воззрениях германских хасидов: традиционной, основанной на древних источниках, и новой, построенной на спиритуалистических принципах. Согласно традиционной системе ценностей исполнение некоторых заповедей обладает более высоким статусом, чем соблюдение других. Рабби Шмуэль не отрицает этого и использует терминологию, различающую заповеди великие и малые. Тем не менее на этой традиционной основе он выстраивает свою новую систему, утверждая в центре ее принцип борьбы с дурным побуждением. Если для того, чтобы выполнить “малую” заповедь, человеку приходится вести тяжелую борьбу со своими страстями, его заслуга велика. Если человеку не пришлось выдерживать натиск дурного побуждения, совершая заповедь, – пусть даже ту, что согласно традиционной шкале ценностей относится к числу серьезных и центральных заповедей, – его заслуга менее значительна, чем если бы ему пришлось противостоять своему дурному началу.

Спиритуалистический принцип – оценка поступка по тем духовным усилиям, которые вложены в него – приводит к перестройке всей системы ценностей. Заповеди, занимавшие центральное место, становятся второстепенными, маловажные – приобретают большое значение. При этом шкала ценностей совершенно индивидуальна и зависит от ситуации, места и времени. Тот факт, что для определенного человека легко и просто исполнить ту или иную заповедь, имеет значение лишь для него самого. Для другого человека, которому приходится преодолеть трудности и мобилизовать духовные ресурсы для ее исполнения, та же заповедь имеет величайшее значение. Как сказано об этом вКниге хасидов, «И тот, кто сделал малозначительное доброе дело, встретив жестокое противодействие своего дурного начала и одолев его, выше, чем тот, кто совершил великое дело без того, чтобы дурное побуждение мешало ему». Более того, если вчера человек исполнял заповедь без труда, а сегодня ее исполнение требует от него значительных усилий – ценность его исполнения этой заповеди сегодня не такая же, какой она была вчера. Таким образом, новая система ценностей германского хасидизма полностью подчинена спиритуалистическому принципу.

Наши рекомендации