Секты в современном мире: общая характеристика
Проблема классификации современных сект достаточно сложна, поскольку многие из них представляют собой эклектичные системы (то есть, смешивают черты разных религий и традиций в некое единое учение) или же основаны на авторитете харизматичного лидера. Вторая категория сект как правило недолговечна, рассчитана на быстрое извлечение выгоды.
В самом общем современные секты можно разделить на следующие виды:
Ø неохристинаские секты;
Ø пантеистические секты;
Ø ориенталистские (восточного происхождения).
Ø коммерческие культы.
Итак, рассмотрим более подробно неохристианские секты. Следует оговориться, что не все такие объединения несут разрушительные основания. Многие, носящие исторический характер и возникшие в недрах протестантизма сегодня выстроили вполне адекватную концепцию и не вступают в конфронтацию с другими религиозными группами.
Примером деструктивной организации в данной группе могут быть «Свидетели Иеговы».Данная организация имеет резкий антицерковный характер. Для них, христианство и Церковь Христова — это «организация Сатаны». Поэтому, они пророчествуют приверженцам христианских народов скорую и неминуемую гибель. В секте действуют принципы жесткой иерархии, сложных послушаний, выраженных в активной миссионерской деятельности, абсурдных запретах (например, переливание крови в экстренных медицинских случаях).
Одним из серьезных и наиболее опасных течений неохристианского направления является сегодня «Церковь Унификации»,или так называемая секта Муна. Ее основатель провозгласил себя мессией. А главная цель церкви Муна — создание мировой религиозной империи, которая объединит все человечество под его властью. Именно в его организации используются механизмы изнуряющего физического труда.
Пантеистические секты отличаются тем, что в своей философии центральной идеей делают культ природы. Слияние с природой, вселенской энергией позволяет приблизиться к Богу через почитание природы и здоровый образ жизни, уход от техногенной цивилизации. Кроме того, проповедь идей единения с окружающим миром идет через реанимацию различных языческих верований и псевдоязыческую обрядность.
Такие секты имеют и второе название – экологические.Среди отечественных культов примером такой религиозной группы является движение Порфирия Иванова, учение Виссариона.
Ориенталистские сектыоснованы на обращении к учениям Востока, интерес к которым в западном обществе был характерен для второй половины ХХ века. Они трансформируют традиционные учения индуизма, буддизма, синкретизируют их с другими верованиями и создают новые учения восточной направленности, что проявляется не только во внешней обрядности, музыке, но и в религиозно-философских размышлениях.
В России к подобным сектам относится «Общество Сознания Кришны».Данное общество возникло и сформировалось во второй половине ХХ века. Принципиальное отличие учения от традиционного кришнаизма заключается в том, что Кришна становится единственным абсолютным Богом и ему нужно служить. Безусловно, течение вобрало в себя множество черт традиционного индуизма:
ü ритуально-обрядовая практика;
ü музыкальная культура;
ü легенды и мифы о жизни Кришны;
ü вегетарианство.
На первый взгляд движение кришнаитов не несет в себе никакой опасности, но характер их учения весьма спорный. Безусловно, мы не можем говорить о полнейшей тотальности и господстве лидеров кришнаизма над рядовыми членами течения. Тем не менее, общинный уклад жизни (коммуны) под руководством гуру, а также желание на российской почве сформировать кастовый строй не могут относится к гуманистическим принципам религиозности. Не раз кришнаиты привлекались к уголовным делам по распространению и обороту наркотиков и т.д. Сомнительного характера и система воспитания у кришнаитов, которые отдают своих детей в специальные школы-интернаты, в которых действуют принципы жесткой дисциплины, суровых послушаний и пр.
Кстати, один из распространенных способов унижения рядовых членов секты и подавления их воли связан с возложением на них обязанности попрошайничества.
Одна из наиболее опасных ориенталистских сект - «Аум Сенрике». В АУМ людей зомбируют, якобы обучая в специальных энергетических центрах оздоровительным практикам. Основу учения лидер секты Секо Асахара позаимствовал в тантрическом буддизме, смешал его с шиваизмом индусов. Именно благодаря Шиве он, якобы получает божественные откровения, а затем передает их посвященным. Но, Асахара предсказывает Конец Света, призывает приверженцев к самоубийству. И это главное отличие от мировоззрения нормального буддиста.
Наряду с неохристианскими и ориенталистскими движениями активно развивается «Церковь сайентологии», или центры дианетики. Данную секту сложно классифицировать и определить ее характер, поскольку в ней обнаруживаются признаки всех перечисленных групп.
Дианетика пропагандирует так называемое учение о душевном здоровье (равновесии), о влиянии разума человека на его тело, метод самооздоровления[92]. Она основана Роном Хаббартом, который претендовал на роль великого ученого, сделавшего множество открытий. Один из главных трудов этого псевдопророка «Дианетика: современная наука душевного здоровья». Труд носит на первый взгляд характер психологической помощи. И действительно, важное место в работе сайентологов уделяется именно людям с серьезными психологическими проблемами.
Однако информация, которая заложена в психологической литературе, распространяемой дианетиками, перемежается с информацией по оккультизму и черной магии. Кроме того, выдвигаемые на передний план учения принципы этики и гуманизма, являются лишь прикрытием корыстных целей верхушки организации.
Сущность сайентологии — по Хаббарту — в том, что сайентология дает полную свободу, но она должна нести и установление тотальной власти и авторитета для достижения тотальной дисциплины. Возникает вопрос о какой свободе идет речь? О свободе от нравственных запретов, совести и т.д.
Важно подчеркнуть, что истинную суть религиозной доктрины хаббардистов можно узнать только на специализированных, очень дорогих курсах для посвященных, от рядовых членов организации она скрывается.
Сегодня сайентология представляет типичный образец тоталитарной секты, цель которой заключается в обещании разрешить все глобальные проблемы, а на деле является организацией полностью подавляющей личность и манипулирующая людьми.
Наконец, примерами коммерческих культов являются «Amway», «Гербалайф». Здесь принципы организации работы позаимствованы у тоталитарных сект, но идея Бога отсутствует как таковая. Культ строится вокруг идеи обогащения и личного коммерческого успеха. В современной литературе нет устойчивого мнения: считать ли эти организации религиозными по своей сути.
Таким образом, современные секты очень разнообразны по своим формам, но их лидеры преследуют абсолютно одинаковые корыстные цели. В любой тоталитарной секте грубо нарушаются права и свободы человека.
Сатанизм как