Деятельность пророка Мухаммеда и религиозные принципы ислама
Ислам — третья и самая молодая из мировых религий. Ислам переводится с арабского как «покороность». Некоторые арабисты полагают, что слово «ислам» состоит из трех слогов «са», «ля», «ма», которые переводятся «мир», «спокойствие» и «добродетель».
Зарождение ислама тесно связано с деятельностью реального исторического лица — пророка Мухаммеда (Магомеда). Про жизненный путь пророка Мухаммеда известно больше, чем про судьбы других пророков. Рано оставшись сиротой, он воспитывался в доме дедушки, а затем дяди. В 24 года поступил на службу к богатой вдове Хадидже, на которой женился и удачно занимался торговлей. Пока была жива Хадиджа, пророк не женился, впоследствии у него было 9 жен. В возрасте 40 лет у него появились видения архангела Джабраил (в христианстве Гавриил), который сообщил ему, что он — проводник воли Божьей.
Немаловажно, что за помощью в трактовке увиденного Мухаммед обратился к дяде Хадиджи (христианскому монаху). Тот подтвердил истинность прихода архангела к пророку.
Первую проповедь Мухаммед произнес в 610 году. Как и другие пророки, он не был принят соотечественниками, жителями города Мекки. А значение города Мекки для язычников, населявших арабский полуостров, было очень велико. Там находился храм Кааба - древний языческий храм, почитаемый всем кочевым и оседлым населением Аравии.
Мухаммеда поддержали только близкие. Однако, кроме насмешек, его семье угрожали физической расправой. Поэтому в 622 году Мухаммед был вынужден эмигрировать в Медину (Медина — в переводе с арабского языка город Пророка). Именно в Медине были сформулированы законы Шариата и закладывались основы исламского государства, здесь же была построена первая мечеть и сложилась первая мусульманская община — умма. Для аравийского полуострова это был совершенно новый тип общины, где люди объединились не по родственному, а по религиозному принципу. Вступавший в общину должен был отказаться от политеизма, принять единого Бога Аллаха и законы общины.
Особенность жизни общины было то, что духовная, административная, судебная власть были сконцентрирована в руках одного человека — пророка Мухаммеда. Новая религия формировалась на основе теократии.
Немаловажно, что из-за притеснений язычников первые мусульмане были вынуждены вести военные действия. Ключевые битвы пророка были за священную Каабу (символ единого бога для мусульман), которую необходимо было отвоевать у язычников. Война завершилась победой мусульман. В 628 году была признана верховная власть Мухаммеда, а в 630 г. храм Кааба был полностью очищен от языческих идолов. В 632 году пророк Мухаммед совершил паломничество к черному камню Каабе и скончался. Таким образом, город Мекка является, своего рода, столицей ислама.
Созданная Мухаммедом мединская община стала основой, вокруг которой формировался и разрастался ранний ислам. Жизнь первых мусульман строилась на основах, которые заложил сам Мухаммед. Ислам стал религией, благодаря которой появилась единая арабская цивилизация.
Ислам – третья религия Откровения наряду с иудаизмом и христианством. Именно на основе этих вероучений складывалась мусульманская картина мира. Поэтому данные религии признаются в исламе родственными, по отношению к евреям и христианам, придерживающихся принципов единобожия, необходимо проявлять веротерпимость.
Сущность ислама изложена в Священной литературе Коране, в переводе с арабского – чтение. Знание, образование в исламе являются богоугодным делом. Отрицая знания – ты отрицаешь Бога. Поэтому ограничение экстремистами и фундаменталистами образования для разных слоев населения – это нарушение постулатов ислама. Интересно, что именно благодаря средневековым арабским и иранским ученым до нас дошил труды античных философов, интересные медицинские исследования, знания по астрономии и многое другое.
Что же представляет собой Коран? Эта книга — собрание божественных откровений, переданных Аллахом Мухаммеду. В Коране собраны проповеди Мухаммеда. В повествовании Корана повторяются и ключевые иудейские легенды, жизнеописание пророка Исы (Иисус Христос). Картина мира и духовные ценности иудаизма и христианства всецело восприняты исламом.
Особенностью книги является ее хаотичность, т.е. в Коране нет четкой хронологической событийной последовательности. Это связано с тем, что Коран возник как устная речь, долго существовал именно в устной передаче. Коран состоит из 114 сур (глав). Они неравноценны по объему, самые длинные находятся в начале, самые короткие — в конце.
Вторая священная книга - сунна, состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни Мухаммеда и этических поучений. Это второстепенная книга по отношению к Корану. Но хадисы для верующих образец поведения в разных ситуациях.
Священная литература разъясняет и все принципы ислама, так называемые столпы веры (их пять):
1. Шахада, или вера в единого Бога, которая утверждается произнесением формулы: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха». Троекратное повторение этих слов в присутствии духовного лица является доказательством того, что человек принял ислам. Шахада базируется на догмате таухид (Бог един и единственен).
2.Намаз.Это обязательная молитва, совершаемая по часам в разное время суток. Самая важная молитва - пятничная, когда мусульмане собираются в мечети для совершения коллективной молитвы и проповеди.
3. Ураза.Пост продолжительностью 30 дней в священный месяц рамадан (рамазан).
4. Хадж —паломничество в Мекку к Черному камню и в Медину к могиле пророка.
5. Закят —обязательная благотворительность. Закятом мусульмане пытались воплотить принцип «исламской социальной справедливости». В некоторых мусульманских странах он принял формы государственного налога.
Сегодня экстремисты пытаются называть джихад еще одним столпом ислама, трактуя его как священную войну, что не соответствует истинным нормам этой религии.
Для понимания «Джихада» уместно обратиться к мнению русского философа Вл. Соловьва. Он писал: «…священная война для него (Мухаммеда) была религиозно-политической мерой, временно необходимой, а никак не постоянным религиозным принципом»[86]. А толковательница Корана иман Порохова пишет: «Целью священной войны не было обращение неверных в Ислам, а принятие ими объективной реальности его существования. «Не разрешил в религии Он принуждения» — читаем мы в ст. 256 Суре 2»[87]. Итак, джихад как военный принцип был введен Мухаммедом для обороны. При этом, агрессия (развязывание конфликта), или издевательство над женщинами, детьми и тем более единоверцами не является священной войной.
Но и это не самое главное. Джихад – сложное духовное понятие, сформировавшееся в IX – X веках. В буквальном переводе – это борьба за веру,подразумевающее духовныеусердие, усилия, выраженные в следующих формах:
1. Джихад сердца – борьба со своими пороками, каждодневное совершенствование нравственности. Это самая важная составляющая борьбы за веру, называемая еще иногда «Малый джихад»
2. Джихад языка, или Большой джихад подразумевает мирную проповедь мусульманской веры.
3. Джихад руки – наказание преступников.
4. Джихад меча (или, газават) – священная война в целях защиты своих религиозно-культурных интересов и независимости от агрессоров.
Несколько слов стоит сказать о конфессиональном строе ислама. Руководство жизнью мусульман совершает наиболее авторитетный священнослужитель, избираемый среди имамов светской властью — муфтий (у суннитов), муджтахид (у шиитов). К младшим священнослужителям относятся муэдзин (призывающий к молитве). Общее наименование всех служителей культа — мулла.
Так же как и в других религиозных системах, обрядам в исламе отводится особое значение. Один из центральных обрядов ислама — суннат, т.е. обрезание. Ему подвергаются мальчики примерно в 7-8 летнем возрасте, когда считается, что он может выйти из-под материнской опеки, т.е. становится мужчиной, ответственным за свои поступки.
В целом, ислам — мировая религия, которая возвела принцип единобожия в абсолют. Основы ислама следует искать в иудаизме и, христианстве. Тем не ислам обладает достаточно монолитной религиозной концепцией и ставит перед своими верующими четкие цели и задачи. Важнейшая особенность ислама — веротерпимость к «людям Книги», то есть сторонникам монотеизма.