Глава I. Происхождение человека согласно учению ислама
План
Введение………………………………………………………………...……2
Глава I. Происхождение человека согласно учению ислама……………..4
Глава ΙΙ. Загробная участь человека по учению ислама…………………10
Глава ΙΙI. Конец мира и Страшный суд согласно учению ислама………13
Заключение…………………………………………………………………17
Источники и литература…………..……………………………………….18
Введение
Ислам является одной из трех мировых религий мира и второй по численности, после Православия, в России. В последние годы ислам стремительно расширяется как количественно, так и географически. Несомненно, что догматическое учение той или иной религии оказывает определяющее влияние на отношение к человеку, как к единоверцу, так и к представителю других религий.
Поэтому актуальность изучения данной темы очевидна. Для мирного сосуществования с представителями ислама необходимо изучать его учение, в том числе и антропологию. Имея должную информацию, можно предсказать, каким образом будут реагировать мусульмане на обстоятельства нашей жизни. Наконец, изучая ислам, можно провести критический анализ этой религии и осознать истинность христианства.
Главным источником для нас является Священное Писание – Библия. В частности, именно в Ветхом Завете излагается история возникновения арабского народа.
Другим не менее важным источником является священная книга мусульман Коран.
По истории и учению ислама существует множество научных работ.
В первую очередь мы использовали курс лекций преподавателя предмета «История религий» МДА Ю.В. Максимова. Эта капитальный труд, в котором подробно разбираются важнейшие религии мира, от древних до существующих и поныне. Автор глубоко изучил учение ислама и на высоком научном уровне анализирует эту религию, одновременно подвергая ее критическому анализу. Признавая значение ислама, автор указывает на различные минусы его вероучения, обусловленные земным, человеческим происхождением этой религии.
Большое значение для изучения ислама играет классический труд протестантского религиоведа Шантепи де ла Соссей «Иллюстрированная история религий». Автор глубоко осмыслил сущность ислама и блестяще охарактеризовал его как религию страстных, подверженных чувственным наслаждениям жителей Востока.
Еще одним ценным научным трудом является работа знаменитого религиоведа Мирча Элиаде «История веры и религиозных идей». Автор, бесспорно, один из крупнейших специалистов в своей области, обнаруживает энциклопедические знания и о религии ислама. Несмотря на свою религиозную индифферентность, Элиаде стремится проникнуть в глубины мировоззрения изучаемых им религий, пытается представить, что движет сторонниками той или иной веры. Без сомнения, это крупнейший светский религиовед в истории человечества.
Из работ на данную тему в советское время следует упомянуть о таком издании, как является двухтомная энциклопедия «Мифы народов мира» (1-е издание в 1982 году; 2-е издание в 1987 году). В этом богато иллюстрированном сочинении приведены статьи о важнейших положениях мировых религий, в том числе и о религии Древнего Рима. Энциклопедия имеет большую ценность как источник фактического материала по различным религиям.
Вместе с тем, имеется принципиальный недостаток: атеистическая идеология, с точки зрения которой написан этот труд. Это обстоятельство следует учитывать при работе с данной энциклопедией.
Другим важным сочинением на данную тему является работа известного ученого-востоковеда Л.С. Васильева «История религий Востока». Хотя автор является светским человеком, он старается объективно описать религию ислама, бесстрастно описывая все перипетии ее становления и возникновения учения. Особое внимание автор уделяет отношению мусульман друг к другу, проблематике мусульманской общины.
Из современных работ хотелось бы выделить сочинение О.Ф. Лобазовой «Религиоведение» (2002), где тщательно рассказывается о религиозной психологии сторонников ислама.
Глава I. Происхождение человека согласно учению ислама
Ислам весьма специфичная религия, поскольку он сформирован из ряда других вероучений, одного истинного – христианства; и двух ложных – иудаизма и языческих религий Аравийского полуострова. Поэтому в исламе можно найти как верные, так и ложные утверждения, некоторые же положения вероучения ислама являются явно нелепыми.[1]
Натурфилософия ислама небогата и в основном заимствована из Библии. Согласно Корану, мир был сотворен Аллахом за шесть дней. Были созданы небеса (их насчитывается семь), небесные светила и земля, разложенная ковром, – на ней для прочности были установлены горные твердыни. Земля соединяется с небесами невидимой лестницей, по которой спускаются и поднимаются лишь ангелы. Ангелов, как и все земное творение, тоже создал Аллах в один из дней творения. В последний, шестой день был создан первый человек Адам, а из его ребра сотворена Ева. Седьмой день – это день отдыха; им в исламе считается не христианское воскресенье и не иудейская суббота, а пятница.[2]
С точки зрения ислама, Аллах управляет не только космическими ритмами, но и делами человеческими. Однако все его деяния своенравны и, в конечном счете, произвольны, так как зависят только от его решения. Аллах волен противоречить себе: так известно, что несколько сур в Коране были упразднены.
Принципиальным отличием ислама от христианства является учение об отсутствии первородного греха. Человек слаб не вследствие грехопадения, но потому, что он – лишь творение. Здесь мы видим явный примитивизм ислама, который, очевидно, не смог подняться до мысли о значении первородного греха.
С пришествием Мухаммеда, этому миру была возвращена сакральность – через откровение, сообщенное Богом своему последнему пророку. Любое действие – физиологическое, психическое, социальное, историческое – уже в силу того, что оно совершается по воле Божьей, находится под Его «юрисдикцией». Ничто не свободно в мире, кроме Бога. Но Аллах милостив, и пророк Его открыл веру более простую, чем две предыдущие монотеистические религии.[3]
Согласно Корану, человек был сотворен после возникновения материального мира, а также после создания ангелов и джиннов.
Следует отметить, что джинны являются специфической особенностью ислама. Это бесплотные существа, обитающие в дольнем мире, обладающие полом и способностью принимать по желанию любой облик; они готовы выполнять любую работу и причинять людям как добро, так и зло. Джинны и джинньи делятся на три группы: гули, ифриты или мариды и силаты. Согласно фольклорной традиции, джинны появились из человеческой тени.[4]
В отличие от ангелов, созданных из огня и света, и джиннов, созданных из «знойного пламени», человек был сотворен из праха земного: «И Мы сотворили уже человека из звучащей, из глины, облеченной в форму» (15:26).[5]
Аллах «выровнял» эту форму, вдохнул в первого человека Свой дух и нарек его Адамом. Из плоти Адама он сотворил первую женщину, которую хадисы называют Хаввой, очевидна связь с библейской Евой. В Коране имя первой женщины вообще не упоминается.[6]
По воле Аллаха ангелы должны были склониться перед Адамом, ибо в нем присутствовал Божественный дух. Существует и другая версия данного предания. Согласно этой точке зрения, Аллах открыл Адаму имена всех вещей, и ангелы, не сумев назвать эти имена, склонились перед человеком. Признать главенство человека на земле отказался только Иблис, за что и был низвергнут с небес.
Адам и Хавва обитали в раю, но Иблис ввел их в соблазн, они вкусили плодов Древа познания и были изгнаны на землю. По другому преданию, Адам и Хавва в раю не вкушали пищи, ибо были сыты запахом, но по наущению Иблиса попробовали пшеницу и тем самым осквернили рай, за что их изгнали. На земле Хавва родила семьдесят пар близнецов (сын-дочь), от которых и пошел человеческий род.[7]
Адам – первый в ряду посланников Аллаха к людям, первый предшественник Мухаммада. Во многом он напоминает библейского Адама, сотворенного «по образу и подобию Божьему», либо из праха земного и «дыхания жизни».
К Адаму восходят все люди, он не рожден, а сотворен: и потому лишен пуповины. Именно по этой причине возникли средневековые миниатюры с изображением Бога, перстом делающего углубление на животе глиняного Адама, своеобразная попытка примирить мистическую теорию и повседневность.[8]
Христос – прямой потомок Адама и одновременно «новый Адам», «образ будущего» (Рим 5:14); у Святых Отцов Христос представляет собой антитезу Адаму: последний впал в грех и обрек человеческий род на смерть, тогда как первый призван очистить людей от греха и даровать им жизнь вечную.
Согласно Корану, изначально люди, подобно Адаму, возникали из праха земного (или из воды), лишь впоследствии эти «прообразы» обрели телесную оболочку. Причем уже в эти древнейшие времена они признавали Аллаха единственным Богом, как об этом повествует Коран:
«И вот, Господь твой извлек из сынов Адама, из спин их, их потомство и заставил их засвидетельствовать о самих себе: «Разве не Господь ваш Я?» Они сказали: «Да, мы свидетельствуем…»» (7:171).[9]
По замечанию М. А. Родионова, «отсюда некоторые мусульманские богословы делают вывод, что у Бога с прообразами людей был заключен Предвечный Завет: они признали Аллаха своим Господином, но в своем телесном воплощении почти все из них забыли о договоре. Вот почему ислам можно назвать и последней из религий Завета, и вместе с тем древнейшей из них».[10]
Изгнание из рая обрекло Адама и его потомков на смерть. Впрочем, из приводимого ниже отрывка суры «Поклон» следует, что смерть была сотворена Аллахом вместе с дольним миром, изначально:
«Это – ведающий скрытое и явное, славный, милосердный, который прекрасно сделал всякую вещь, которую сотворил, и начал творение человека из глины, потом сделал потомство его из капли жалкой воды, потом выровнял его и вдул в него от Своего духа и устроил вам слух, зрение и сердца. Мало вы благодарны!
Они сказали: «Разве, когда мы заблудимся в земле, — разве мы возникнем в новом создании?»
Да, они не верят во встречу со своим Господом!
Скажи: «Приемлет вашу кончину ангел смерти, которому вы поручены, потом вы к вашему Господу будете возвращены»» (32:5-11).[11]
Этот ангел смерти, Израил, отнимает у тела душу и передает ее Аллаху. После испытания, которое устраивают душе покойного ангелы Мункар и Накир, душа отправляется в Джанну (Рай) или в Джаханнам (ад), где она обречена пребывать до Судного дня. Этот день – своего рода «повторное творение», когда мертвые воскреснут и предстанут перед Аллахом на окончательном, Божественном суде.[12]
Грехопадение. Учение о грехопадении в исламе также отличается от христианского. Согласно мусульманскому вероучению, Аллах, сотворив людей, повелел ангелам поклониться им: «Мы создали вас, потом придали вам форму, потом сказали ангелам: «Поклонитесь Адаму!» – и поклонились они, кроме Иблиса; он не был из поклонившихся.
Он сказал: «Что удержало тебя от того, чтобы поклониться, раз Я приказал тебе?» Он сказал: «Я – лучше его: Ты создал меня из огня, а его создал из глины».
Сказал Он: «Низвергнись отсюда; не годится тебе превозноситься там! Выходи же: ты – среди оказавшихся ничтожными!»» (7:10–12).[13]
Разгневанный Иблис поклялся до Судного дня (до этого срока Аллах даровал ему отсрочку от исполнения Своего приговора) преследовать людей: «Он сказал: «За то, что Ты сбил меня, я засяду против них на Твоем прямом пути. Потом я приду к ним и спереди, и сзади, и справа, и слева, и Ты не найдешь большинства их благодарными»» (7:15–16).[14] Верный своей клятве, он пробрался в рай и совратил первых людей, Адама и Хавву (7: 19-26).[15]
В хадисах приводится и другое предание об Иблисе. До своего падения он звался Азазилом (или ал-Харитом) и был послан на землю успокоить перессорившихся между собой джиннов. Азазил успешно выполнил поручение – и так возгордился этим успехом, что ослушался Аллаха и остался на земле – повелевать джиннами и вредить людям.
Коран также упоминает о том, что Иблис и сам был джинном: «Был он из джиннов и совратился с пути Господа своего» (18:48). Аллах отправил его повелевать джиннами, и он в гордыне тысячу лет сеял среди джиннов смуту, затем – по воле Аллаха – счастливо избежал пламени, ниспосланного с небес, образумился и вновь стал верным слугой Бога.[16]
Другое имя Иблиса — Шайтан, этимологически родственное библейскому Сатане. Шайтанами называют и многочисленных злых духов, обитающих в человеческих телах, между кожей и плотью. Эти духи подбивают людей на дурные дела, тогда как ангелы-хранители склоняют их к добрым, праведным поступкам.[17]
Помимо Иблиса, от сонма небесных ангелов отпали также Харут и Марут. Как гласят комментарии к Корану, эти ангелы решили сойти на землю, дабы испытать себя земными соблазнами. Испытания они не выдержали – согрешили с первой же встреченной ими красивой женщиной, а затем убили человека, оказавшегося невольным свидетелем их преступления.[18]
Другие ангелы отвернулись от преступников, Аллах же – в память о прежних, «ангельских» заслугах – предложил им самим выбрать себе место наказания: Джаханнам (ад) или землю. Они выбрали второе – и оказались в заточении в глубоком колодце в Вавилоне.
По преданию, к этому колодцу пробираются люди и джинны, желающие овладеть магией и тайными знаниями. Харут и Марут не отказывают в знаниях, но всякого, кто обращается к ним, предупреждают, что за магию и тайноведение придется держать ответ перед Аллахом. Считается, что таким образом Аллах проверяет людей: кто из них соблазнится помощью Харута и Марута.
Вообще сюжет испытания веры встречается в Коране достаточно часто и в большинстве случаев связан именно с людьми – как с наиболее «слабыми духом» среди разумных существ.[19]