Глава II. Загробная участь человека по учению ислама

Как уже упоминалось выше, когда человеку приходит время умирать, к нему является ангел смерти, Израил, который отнимает у тела душу и передает ее Аллаху. Душа проходит испытания. Которые дают ей ангелы Мункар и Накир, после чего отправляется в Джанну или в Джаханнам, то есть в рай или ад, где она обречена пребывать до Судного дня.[20]

Вера в Судный день подразумевает собой веру во всё то, на что в связи с этим указывают Коран и сунна, а именно: во все то, что связано со смертью и тем, что за ней последует, Вера в то, что касается смерти, включает в себя нижеследующее:

1. Вера в то, что в мире этом смерть каждого человека неизбежна.

2. Вера в то, что срок каждого точно определён, и никто не в силах ни оттянуть, ни опередить его. Срок этот известен Аллаху, который не только установил его, но и определил причину смерти каждого.

3. Вера в то, что о сроке этом знает только Аллах.

4. Вера в то, что перед смертью случается то, о чем говорил Аллах. «Когда дух кого-либо из вас подступает к горлу и вы воочию видите это, то Мы ближе к нему (имеется в виду умирающий.), чем вы, хотя вы этого и не видите...» («Воскресение», 83-85.)

Когда умирает грешный и несправедливый человек, он жалеет обо всём, что делал, и хочет вернуться обратно в мир этот. Что же касается извлечения из тела духа неверного, то об этом Аллах сказал так: «О, если бы ты видел, как грешники пребывают в пучинах смерти, а ангелы простирают руки и говорят: «Расставайтесь ныне со своими душами! Сегодня воздается вам унизительным наказанием за то, что вы возводили ложь на Аллаха и пренебрегали Его знамениями!»» («Скот», 93.)

Это значит, что ангелы протягивают к грешнику руки, нанося ему удары и мучают его.

Итак, после смерти происходят великие и важные события, часть которых имеет место в могиле, а часть произойдёт после воскресения из мёртвых.[21]

После того как покойного укладывают в могилу, он подвергается испытанию, так как к нему являются двое ангелов, которые спрашивают его:

«Кто Господь твой? Какова твоя религия? Кто тот человек, который был послан к вам?»

Что касается верующего, то он ответит: «Мой Господь – Аллах, а моя религия – ислам», – в ответ же на третий вопрос скажет: «Он – раб Аллаха и посланник Его».

Что касается неверного, то он на все вопросы будет отвечать:

«Не знаю», – а лицемер или сомневающийся скажет так: «Не знаю, я только слышал, как люди говорили нечто, и повторял то же самое».

Особенностью догматики ислама является учение о мучениях или блаженстве могилы. После испытания, которому покойный подвергается в могиле, он останется там до самого дня воскресения, испытывая блаженство или подвергаясь мучениям, что касается как тела, так и духа, или же одного только духа. Об испытании, которое ждет каждого в могиле, говорится во многих аятах и хадисах, где сообщается также о блаженстве или мучениях.[22]

Рай и ад. Картины рая и ада, изложенные в Коране, очень чувственны и во многом отражают представления древних арабов. Мусульманский рай «обширен как небо и земля». Это чудесный оазис с прохладной, чистой водой, с цветущими садами, место, в котором: «реки из воды непортящейся и реки из молока, вкус которого не меняется, и реки из вина, приятного для пьющих, и реки из меду очищенного».

Праведники, вошедшие в эти райские сады, будут облачены в роскошные одежды. Тридцать шестая сура Корана говорит о том, что «обитатели рая сегодня поистине своим делом наслаждаются. Они и супруги их в тени возлежат на ложах. Для них там фрукты и все, чего они потребуют».[23]

В раю правоверных мусульман ожидают всяческие наслаждения, включая любовные. По одной версии, каждый правоверный в раю будет рядом со своей супругой, по другой – он будет наслаждаться обществом прекрасных гурий.[24]

Ад представляет из себя место страха и ужаса. Грешники там будут «мучиться в самуме и кипятке, и тени черного дыма, не прохладной и не благой. Ад состоит из семи кругов, наполненных всевозможнейшими орудиями пыток, от кипящего огня до ядовитых скорпионов, змей и страшных чудовищ, которые терзают грешников.

Через ад переброшен мост Сират, тонкий как волос и острый как меч. Праведники без труда могут перейти через него, грешники же упадут в геенну огненную. По видимому, образ этого моста заимствован исламом из маздаизма, так как там есть учение о мосте Цинват (Синват), по которому души умерших шли в загробный мир.[25]

Исрафил – в исламе ангел, вестник Страшного суда. Его имя восходит к библейским серафимам. Он один из четырех, наряду с Джибраилом (Гавриилом), Микалом и Израилом архангелов. Исрафил представляется огромных размеров, у него четыре крыла, тело покрыто волосами, ртами, зубами. Исрафил передает решения Аллаха другим ангелам. Исрафил трижды в день и один раз ночью плачет над мучениями грешников в аду.[26]

Глава ΙΙI. Конец мира и Страшный суд согласно учению ислама

После смерти душа уходит в рай или ад, где она обречена пребывать до Судного дня. Этот день – своего рода «повторное творение», когда мертвые воскреснут и предстанут перед Аллахом на окончательном, Божественном суде.[27]

Коран гласит:

«О люди! Если вы в сомнении о воскрешении, то ведь Мы создали вас из праха, потом из капли, потом из сгустка крови, потом из куска мяса, сформованного или бесформенного, чтобы разъяснить вам (это). И помещаем и в утробах, насколько захотим, до определенного срока. Потом выводим вас младенцем, потом – чтобы вы достигли вашей зрелости. Среди вас есть тот, кто упокояется, и среди вас есть тот, кто возвращается к жалчайшей жизни, чтобы не знать после знания ничего. И видишь ты землю бесплодной, а когда Мы низводим на нее воду, она приходит в движение и разбухает и выращивает всякие прекрасные пары. Это потому, что Аллах есть истина, и что Он живит мертвых, и что Он над всякой вещью мощен, и что час наступит, – нет сомнения в том! — и что Аллах воздвигнет тех, кто в могилах» (22:5–6).[28]

Судному дню будет предшествовать «лихое время», когда среди людей воцарится искуситель Даджжал. В Коране о нем не упоминается, зато описаниями пришествия Даджжала изобилуют мусульманские «сказания о грядущих бедствиях» (малахим). Этот чудовищный слуга Иблиса прикован в скале посреди океана, его стерегут верные Аллаху джинны, но перед концом света, когда народы йаджудж и маджудж (библейские Гог и Магог) прорвут стену, отделяющую их от цивилизованного мира.

Эту стену, согласно преданию, возвел Александр Македонский (Искандер Зул-Карнайн).[29]

Вот что сообщает об этом Коран: «Они спрашивают о Зул-Карнайне. Скажи: «Я прочитаю вам о нем воспоминание». А когда он дошел до заката солнца, то увидел, что оно закатывается в источник зловонный, и нашел около него людей. Мы сказали: «О Зул-Карнайн, либо ты накажешь, либо устроишь для них милость». Он сказал: «Того, кто несправедлив, мы накажем, а потом он будет возвращен к своему Господу, и накажет Он его наказанием тяжелым. А кто уверовал и творил благое, для него в награду — милость, и скажем мы ему из нашего повеления легкое». Потом он следовал по пути. А когда дошел он до восхода солнца, то нашел, что оно восходит над людьми, для которых Мы не сделали от него никакой завесы. Так! Мы объяли знанием все, что у него. Потом он следовал по пути. А когда достиг до места между двумя преградами, то нашел перед ними народ, который едва мог понимать речь. Они сказали: «О Зул-Карнайн, ведь Йаджудж и Маджудж распространяют нечестие по земле; не установить ли нам для тебя подать, чтобы ты устроил между нами и ними плотину?» Он сказал: «То, в чем укрепил меня мой Господь, лучше; помогите же мне силой, я устрою между вами и ними преграду. Принесите мне кусков железа». А когда он сравнял между двумя склонами, сказал: «Раздувайте!» А когда он превратил его в огонь, сказал: «Принесите мне, я вылью на это расплавленный металл». И не могли они взобраться на это, и не могли там продырявить» (18:82–96).[30] Мы укрепили его на земле и дали ему ко всему путь, и пошел он по одному пути. Даджжал освободится. Он разрушит все мечети и примется убивать правоверных, землю заволокут клубы дыма, из земных недр появится говорящее чудовище, а солнце взойдет на западе. Но Махди (он же – «скрытый пророк» шиитов) убьет Даджжала, а в Дамаске произойдет второе пришествие пророка Исы. Царствование Исы, время мира и справедливости, продлится сорок лет, а затем наступит срок Страшного суда. Ангел Исрафил затрубит в трубу, небосвод расколется, звезды упадут наземь, моря выйдут из берегов, горы сдвинутся со своих мест, а все люди умрут. Второй зов трубы поднимет умерших и созовет их на Суд.[31] Пророк Иса объявит, что никогда не называл себя сыном Божьим и что его учение извращено христианами. Здесь можно провести сравнение со словами Корана: «И сказали христиане: «Мессия – сын Аллаха». Эти слова в их устах похожи на слова тех, которые не веровали раньше. Пусть поразит их Аллах! До чего они отвращены!» (Коран, 9:30).[32]

Исламские богословы приводят также другой текст: «А когда был приведен сын Мариам в пример, – вот твой народ от этого отворачивается, и говорят они: «Боги наши лучше или он?» Они приводят его тебе только для спора. Они ведь – народ препирающийся! Он – только раб, которому Мы даровали милость и сделали его примером для сынов Исраила» (43:57-59).[33]

Потом начнется сам Суд, и Аллах станет расспрашивать каждого о его делах, сверяться с записями, которые вели ангелы-хранители, и взвешивать людские поступки на весах справедливости: «В тот день выйдут люди толпами, чтобы им показаны были их деяния; и кто сделал на вес пылинки добра, увидит его, и кто сделал на вес пылинки зла, увидит его» (99:6–8).[34]

Итак, после воскресения верные пойдут направо, а неверные – налево и настанет день суда. Небесные весы приведутся в действие, сюда же перенесутся рай и ад вместе с адским мостом (сират). Затем добрые и злые поступки взвешиваются на весах, и что окажется тяжелее, соответственно тому и произносится Божий приговор. Если добрые деяния перевесят хотя бы на самую малость, то человек безвредно переходит через адский мост и входит в рай, если же перевесит зло, то это для него становится невозможным, и он достается в жертву адским мучениям. Для неверных тогда уже нет никакого спасения, верные же могут еще рассчитывать на Божию милость и на ходатайство пророка. Пророк Мухаммад встретит осужденных грешников у большого водоема и заступится перед Аллахом за некоторых из них.

Пророкам и мученикам не приходится испытывать всего этого – они немедленно после смерти идут в рай.[35]

Заключение

По теме нашей работы мы можем сделать следующие выводы:

Учение ислама о возникновении мира и человека в очень значительной степени заимствовано из Библии. Так рассказ о грехопадении очень похож на библейский рассказ об этом событии. Однако, есть одно принципиальное отличие: в исламе отсутствует учение о первородном грехе. Также в исламе наличествует учение о предсуществовании душ. На наш взгляд, это указывает на примитивизм, упрощенчество догматики ислама, исказившего библейское учение.

Учение о загробной участи человека также в очень значительной степени заимствовано из Христианства. Вместе с тем, учение о райском блаженстве имеет принципиальное отличие от Христианства. В исламе считается, что в раю праведники будут наслаждаться в том числе и грубыми чувственными удовольствиями, что вновь является свидетельством примитивизма этой ложной религии.

Эсхатология ислама почти полностью заимствована из Библии, но имеются есть и существенные изменения и дополнения. Важную роль в эсхатологии ислама будет играть пророк Иса. Он придет на землю в конце времен, победит чудовищного Даджала и установит среди людей справедливость. Он будет править людьми до Страшного суда, на котором во всеуслышание объявит о том, что непричастен христианской «ереси» и никогда не притязал на божественное происхождение.

Мусульмане уверены в том, что в момент Страшного суда очень важную роль будет играть Мухаммед, посланник Аллаха, будет играть их великий пророк Мухаммед, который сможет, заступаясь за грешника перед Аллахом, не только смягчить его участь, но и побудить Аллаха простить грехи и направить прощенного в рай.

Источники

1. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Синодальный перевод.

2. Коран. Перевод И.Ю. Крачковского. М., 1990.

Литература

3. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2002.

4. Ислам классический. Составитель А. Лактионов. М., 1998.

5. Климович Л.И. Книга о коране, его происхождении и мифологии. М., 1986.

6. Лобазова О.Е. Религиоведение. М., 2002.

7. Максимов Ю.В. Курс лекций по истории религий. М., 2010.

8. Мифы народов мира. Энциклопедия. Тт. I-II. Редактор Токарев С.А., М., 1982.

9. Шантепи де ла Соссей. Иллюстрированная история религий. М., 2008.

10. Элиаде Мирча. «История веры и религиозных идей» Тт. I-III. М., 2009.

[1] Максимов Ю.В. Курс лекций по истории религий. М., 2010. С. 242.

[2] Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2002. С. 354.

[3] Элиаде Мирча. «История веры и религиозных идей» Тт. I-III. М., 2009. Том III. С. 314.

[4] Ислам классический. Составитель А. Лактионов. М., 1998. С. 22.

[5] Коран. Перевод И.Ю. Крачковского. М., 1990. С. 217.

[6] Максимов Ю.В. Указ. Соч. С. 245.

[7] Ислам классический… С. 26.

[8] Климович Л.И. Книга о коране, его происхождении и мифологии. М., 1986. С. 52.

[9] Коран… С. 150.

[10] Максимов Ю.В. Указ. Соч. С. 248.

[11] Коран… С.-с. 341-142.

[12] Ислам классический… С. 30.

[13] Коран… С. 134.

[14] Коран… С. 135.

[15] Коран… С. 135.

[16] Максимов Ю.В. Указ. Соч. С. 252.

[17] Ислам классический… С. 31.

[18] Климович Л.И. С. 92.

[19] Максимов Ю.В. Указ. Соч. С.-с. 253-254.

[20] Ислам классический… С. 31.

[21] Максимов Ю.В. Указ. Соч. С.-с. 255-256.

[22] Максимов Ю.В. Указ. Соч. С.-с. 256-257.

[23] Лобазова О.Е. Религиоведение. М., 2002. С. 122.

[24] Васильев Л.С. Указ. Соч. С. 348.

[25] Лобазова О.Е. Указ. Соч. С. 125.

[26] Мифы народов мира. Энциклопедия. Тт. I-II. Редактор Токарев С.А., М., 1982. Том I. С. 571.

[27] Ислам классический… С. 35.

[28] Коран. С.-с. 274-275.

[29] Максимов Ю.В. Указ. Соч. С. 259.

[30] Коран… С.-с. 249-250.

[31] Климович Л.И. С. 104.

[32] Максимов Ю.В. Указ. Соч. С. 262; Коран… С. 164.

[33] Максимов Ю.В. Указ. Соч. С. 263; Коран… С. 403.

[34] Коран… С. 505.

[35] Шантепи де ла Соссей. Иллюстрированная история религий. М., 2008. С. 173.

Наши рекомендации