Общее собрание и собрание уполномоченных
Указом Президента Республики Беларусь от 13.07.2015 № 323 (далее — Указ № 323) внесены многочисленные изменения и дополнения в Указ Главы государства от 28.01.2008 № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ» (далее — Указ № 50). Некоторые из них носят лишь «косметический» характер, иные — весьма существенны, на них мы и остановимся.
Зарегистрируйте, пожалуйста…
В свое время п. 4 Указа № 50 было установлено, что граждане, которым до вступления в силу этого документа были предоставлены земельные участки для ведения коллективного садоводства, а также граждане, которые приобрели такие земельные участки по договорам купли-продажи, дарения и иным не противоречащим законодательству способом, не являющиеся членами садоводческих товариществ и (или) не зарегистрировавшие в установленном порядке свои права на эти земельные участки, обязаны до 1 января 2012 г. обратиться в соответствующую организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для государственной регистрации своих прав на земельные участки и вступить в члены действующих садоводческих товариществ либо создать садоводческие товарищества. Там же было определено, что невыполнение этого требования является основанием для изъятия указанных земельных участков в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.
Очевидно, что такая угроза подействовала далеко не на всех, потому что теперь п. 4 в редакции Указа № 323 говорит уже практически то же самое, только без определения срока: граждане, которым до вступления в силу настоящего Указа (имеется в виду Указ № 50 — ред.) были предоставлены земельные участки для ведения коллективного садоводства, а также граждане, которые приобрели такие земельные участки по договорам купли-продажи, дарения и иным не противоречащим законодательству способом, не зарегистрировавшие в установленном порядке свои права на эти земельные участки, обязаны обратиться в соответствующую организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для государственной регистрации своих прав на земельные участки.
Правда, теперь данный пункт дополнен нормой, согласно которой при выявлении земельных участков, предоставленных гражданам для ведения коллективного садоводства и не зарегистрированных в установленном порядке, местные исполнительные и распорядительные органы, на территории которых расположены данные земельные участки, направляют гражданам предписания о необходимости обратиться в эти исполнительные и распорядительные органы с заявлением о выдаче правоудостоверяющих документов на них в месячный срок со дня получения такого предписания. Здесь же говорится, что невыполнение требований, содержащихся в указанных предписаниях, будет являться основанием для изъятия земельных участков в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.
Забегая наперед, отметим, что п. 2 Указа № 50 местным исполнительным и распорядительным органам, на территории которых расположены садоводческие товарищества, предписывает принять меры по реализации этого документа. При этом никаких сроков не устанавливается. Поэтому, надо так понимать, что работа по выявлению незарегистрированных участков местными органами будет вестись постоянно и систематически.
Общее собрание и собрание уполномоченных
Указом № 323 вносятся также некоторые изменения и дополнения в Положение о садоводческом товариществе, утвержденное Указом № 50 (далее — Положение).
Так, п. 26 Положения, который определяет общее собрание как высший орган садоводческого товарищества, дополнен предложением, согласно которому общее собрание может проводиться в очной или заочной форме (опросным путем). Хотя справедливости ради нужно отметить, что заочная форма и раньше допускалась, а п. 36 Положения определял порядок ее проведения. Теперь этим пунктом установлено, что при проведении заочного голосования (опросным путем) каждому члену товарищества направляется нарочным под роспись или заказным письмом с уведомлением о получении бюллетень для голосования единого образца, установленного правлением.
Согласно новой редакции п. 37 Положения общим собранием (собранием уполномоченных), проводимым в очной форме, избираются председатель, ведущий данное собрание, а также секретарь, который ведет протокол этого собрания. При этом
председатель общего собрания (собрания уполномоченных) и его секретарь могут избираться при проведении каждого такого собрания или на определенный срок.
Как было установлено ранее п. 29 Положения, в целях оперативного принятия решений по отдельным вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания, может проводиться собрание уполномоченных. Однако уполномоченные и раньше не могли принимать решение по всем вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания, в частности, под их компетенцию не подпадало:
· внесение изменений и (или) дополнений в устав товарищества;
· определение количественного состава правления, избрание председателя правления, казначея товарищества (далее — казначей) и иных членов правления, досрочное прекращение их полномочий;
· предоставление полномочий председателю общего собрания на заключение трудового договора (контракта) с избранным председателем правления;
· избрание членов ревизионной, счетной комиссии товарищества и досрочное прекращение их полномочий;
· избрание уполномоченных, а также досрочное прекращение их полномочий;
· утверждение правил внутреннего распорядка товарищества;
· установление и утверждение размеров вознаграждений, выплачиваемых членам правления, членам ревизионной комиссии и членам счетной комиссии.
Теперь Указом № 323 перечень вопросов, которые не могут решаться собранием уполномоченных, пополнился еще и вопросами:
· об исключении из членов товарищества;
· о принятии решений о реорганизации и ликвидации товарищества, утверждении передаточного акта или разделительного баланса.
Все перечисленные выше вопросы могут решаться только общим собранием садового товарищества, это почти половина от всех вопросов, которые отнесены к компетенции общего собрания.
Правление и председатель
Пункт 42 Положения, определяющий компетенцию правления садового товарищества, дополнен нормой, согласно которой правление принимает решение о предоставлении одному из его членов полномочий на подписание срочного трудового договора (контракта) с председателем правления в случае, если решение общего собрания о его избрании было принято по итогам заочного голосования (опросным путем). Правда, здесь же предусмотрено, что уставом товарищества могут быть установлены иной круг лиц и порядок наделения их полномочиями на подписание срочного трудового договора (контракта) с председателем правления, избранным путем заочного голосования (опросным путем).
Кстати, что касается трудового договора с председателем, то в нескольких пунктах Положения уточнено, что это должен быть именно срочный трудовой договор.Пункт 2.3 самого Указа № 50 дополнен нормой, согласно которой садоводческие товарищества должны уведомлять местный исполнительный и распорядительный орган, на территории которого они расположены, об избрании (освобождении от занимаемой должности) председателя правления садоводческого товарищества в 10-дневный срок с даты заключения (расторжения, прекращения) срочного трудового договора (контракта) с избранным (освобожденным от занимаемой должности) председателем правления садоводческого товарищества.
Важным представляется дополнение, внесенное в п. 46 Положения, согласно которому
теперь председатель правления садоводческого товарищества может избираться как из числа членов товарищества, так и из числа лиц, не являющихся членами товарищества.
Кстати, то же самое Указом № 323 установлено и по отношению к лицам, которые могут избираться казначеем садоводческого товарищества,соответствующее дополнение внесено в п. 50 Положения.
Членские взносы
Указом № 323 несколько скорректировано определение членских взносов. Теперь в п. 54 Положения говорится о том, что это денежные средства, периодически вносимые членами товарищества, расходуемые на оплату труда его работников, заключивших с этим товариществом трудовые договоры (контракты), в том числе на вознаграждение членов правления, членов ревизионной комиссии, членов счетной комиссии, а также на другие текущие расходы, связанные с осуществлением деятельности товарищества.
Положение дополнено п. 541, согласно которому члены товарищества вносят членские взносы в равном размере вне зависимости от размеров земельных участков,землепользователями которых они являются в товариществе.