Ехнология и организация производства
аучная революция
Существует несколько причин, обуславливающих такое бурное экономическое развитие, но одной из самых главных – это стремительное совершенствование науки и техники.
В историю период конца XIX - начала XX в. вошел как время второй именно технологической революции, а первая - промышленный переворот.
В этот период кардинально изменились основы научного мышления, переживало расцвет естествознание, формировалась единая система наук. Тесная взаимосвязь науки с техникой обусловило превращение науки в непосредственную производительную силу общества.
лектрика и электротехника
Важное значение имели изменения в энергетической базе производства и транспорта: паровая энергия была заменена электрической, началась электрификация, сложилась технология получения, передачи и приема электроэнергии.
Внедрение в производство электродвигателей способствовало увеличению скорости станков, повышению производительности труда и создавало предпосылки автоматизации производства.
Появились двигатели внутреннего сгорания, в 1885 г. был построен первый автомобиль. Двигатель внутреннего сгорания стал широко применяться во всех отраслях промышленности и транспорта, ускорив механизацию сельского хозяйства.
Одной из ведущих отраслей стала электротехника. На крупных предприятиях, в крупных городах стало применятся электрическое освещение, постепенно вытесняя газовое.
В конце XIX в. получила широкое развитие такая отрасль электротехники, как техника средств связи. Совершенствовалась аппаратура проводной телеграфа, началось использование телефонной связи. Первую телефонную станцию построили в 1877 г. в США, в начале 80-х годов они появились почти во всех городах европейских стран. В 1889 г. А. Строуджер запатентовал автоматическую телефонную станцию. С 1895 г. распространилось использование радио, которое сконструировал российский ученый В. Попов. Была установлена регулярная связь между Европой и Америкой. Отмеченные изобретения дали импульс развитию средств массовой информации, а также установлению постоянной коммуникации между странами разных континентов.
еталлургия и транспорт
Рост объемов производства товаров требовало увеличения скорости перевозки их, а это способствовало развитию и совершенствованию транспорта. В дорожное строительство все больше проникала сталь (железнодорожные рельсы, мосты). Началась электрификация железнодорожного транспорта. Первые шаги делала авиация, широкое развитие которой стал возможным после установки на самолетах легких и компактных бензиновых двигателей.
В 1903 г. в США братья В. и О. Райт совершили четыре полеты на самолете с двигателем внутреннего сгорания. Сначала самолеты имели спортивное значение, впоследствии их стали использовать в военном деле, а позже - для перевозки пассажиров и грузов.
В эпоху НТР благодаря промышленному производству автомобилей с 90-х годов появился новый вид транспорта - автомобильный. На заводах Г. Форда в 1912-1913 гг. впервые применили конвейер. Высокие темпы развития автомобилестроения способствовали широкому строительству шоссейных дорог.
ехнология и организация производства
В производственную сферу проникала автоматизация производства в легкой, полиграфической и других отраслях промышленности. Началась автоматизация станков. Особенно важную роль в развитии машиностроения сыграло изобретение конвейера. Благодаря его внедрению в производство уже в 1914 г. на заводах Форда составления одного автомобиля длилось лишь 1,5 часа.
Первая мировая война требовала большого количества оружия. Значительный шаг был сделан в военном оснащении: автоматизация стрелкового оружия и артиллерии, появление бронеавтомобилей, производство взрывчатых средств, широкое использование средств воздухоплавания и авиации. С 1915 г. самолеты вооружают пулеметами, появляются самолеты-бомбардировщики, создают большие надводные корабли, становится реальным подводное плавание.
Глава 2. Последствия технологической революции
Основные последствия технологической революции такие:
1. Результатом второй технологической революции стали изменения в технике и технологии производства, реконструкция машинной индустрии, превращение науки в непосредственный фактор производства.
2. Вторая технологическая революция обеспечила появление многих новых отраслей промышленного производства, которых раньше не знала история: электротехнической, химической, нефтеперерабатывающей, автомобилестроительной и др.
3. Происходила диверсификация не только отраслей, а и подотраслей (машиностроение: производство локомотивов, автомобилей, самолетов, кораблей - речных и морских, трамваев и т.п.).
4. Изменения в технологии производства, применение новых материалов и быстрое развитие новых отраслей и машиностроения обусловили изменения в структуре черной металлургии, вследствие чего значительно вырос спрос на сталь.
5. Технологическая революция вызвала изменения в мировой отраслевой структуре промышленности. На первый план вышли отрасли тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность. Эти изменения привели к усилению концентрации производства, стали преобладать крупные предприятия. Такие структурные сдвиги вызвали резкий рост размеров капитала, необходимого для создания и работы отдельного предприятия. Привлечения дополнительных капиталов достигалось путем выпуска акций и создания акционерных обществ.
6. В результате второй технологической революции вместо индивидуальной частной формы собственности основной становится акционерная, в сельском хозяйстве - фермерская.
Глава 3. Монополизация производства
Муниципальная собственность и хозяйство возникли в городах и в сельской местности в последней трети XIX в. в связи с развитием социально-экономической инфраструктуры (транспорт, электроснабжение, газоснабжение, школы, больницы). Государственная собственность в конце XIX - начале XX в. формировалась двумя основными путями: за счет госбюджета и в результате национализации частных предприятий. Завершением этой цепочки изменений стало образование монополистических союзов.
Капиталистическая монополия - это объединение капиталов, что возникает на основе высокого уровня концентрации производства и капитала для сосредоточения производства и сбыта значительной части продукции отрасли, установление монопольных цен и обеспечения стабильных сверхприбылей.
Причины монополизации такие:
1) рост минимальных размеров капиталов;
2) стремление предпринимателей получить максимум прибыли за счет вытеснения конкурентов и установления барьеров для вхождения в отрасль;
3) предоставление правительством какой-либо одной фирме привилегий на поставку газового топлива, электроэнергии, телефонных услуг (естественные монополии) в связи с развитием коммунального хозяйства;
4) развитие патентного права, различные махинации и злоупотребления вплоть до прямого шантажа и разбоя.
Возросло значение внешней торговли. Увеличение масштабов производства потребовало расширения рынка. Международная торговля с 1891 по 1910 г. увеличилась в 1,5 раза. Укрепление и расширение международных экономических связей положило начало формированию мирового хозяйства как единого механизма, который объединял все регионы земли. Международный обмен превращался в необходимое условие дальнейшего развития производства и рынка. Активизировалось мировое движение не только товаров (внешняя торговля), но и рабочей силы, капитала.
Экспорт капитала осуществлялся в различных формах: государственные и коммунальные займы, прямые и портфельные инвестиции, кредиты.
Ведущей страной прямых инвестиций была Великобритания, капиталовложения которой до 1900 г. за рубежом составили 20 млрд долл.
Развитие монополий в начале XX в. практически уничтожило государственную конкуренцию. Она сохранилась на мировом уровне как конкуренция за сферу влияния.
Конкуренция за сферы влияния сопровождалась территориальной экспансией. В последней четверти XIX в. борьбу за территории в Азии, Африке и Тихом океане вели индустриальные государства: Великобритания, Франция, США, Япония, Бельгия, Голландия, Португалия, Испания.
Следовательно, изменения в технике и технологии производства и в развитии производительных сил, вызванные второй технологической революцией, создали материальные предпосылки для образования монополий и перехода от капитализма промышленной стадии и свободной конкуренции к монополистической стадии. Проявление и регулярная цикличность экономических кризисов способствовали процессу монополизации экономики. Их уровень в странах не был одинаковым, но в конце XIX - начале XX в. монополия как форма организации производства и капитала заняла господствующее положение.
Заключение
Преобразования, произошедшие за период конца XIX - начала XX вв., коснулись самых разных отраслей производства и сферы услуг, сказались на структуре занятости, отразились в ключевых характеристиках технологических процессов и формах организации производства.
На рубеже XIX-XX вв. главной тенденцией развития экономики стал переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции отдельных самостоятельных государственных и частных предприятий, к капитализму, который базируется на многих формах монополии или олигополии.
На этом историческом этапе изменяется лидерство стран мира: ведущие места по промышленным развитием занимают молодые капиталистические страны - США и Германия, значительно продвинулась Япония, тогда как прежние лидеры - Великобритания и Франция - отстают. Центр мирового экономического развития с Важнейшими перемещается в Северную Америку. Первой державой мира на долгое время становятся Соединенные Штаты Америки. Мощный экономический рывок Германии дает возможность Бисмарку в 70-80-х годах XIX в. начать борьбу за гегемонию в Европе. Этим обусловлен курс на милитаризацию страны.
В конце XIX в. в Европе наметились основные контуры коалиций, которые противостояли друг другу. Завершилось оформление их в начале XX ст., что привело европейский мир, его народы до Первой мировой войны.