Краткие теоретические сведения. по лабораторной работе №6:
Отчет
по лабораторной работе №6:
«Определение температуры обмоток электродвигателя постоянного тока по их сопротивлению»
Выполнили: Напольских С.С.
Громков А.В.
Лихачев К.Ю.
Бессолов Г.В.
Группа: ЭГП-07-1
Проверил: Горячих Ю.А.
Екатеринбург, 2011 г.
Цель работы — научить определять температуру обмотки возбуждения двигателя постоянного тока.
Краткие теоретические сведения
Испытание на нагревание машин постоянного тока в режиме номинальной нагрузки может производиться как реальной нагрузкой, так и с помощью вспомогательных машин. Прн испытании машин с переменной нагрузкой, например для привода прокатного стана, необходимо установить ритмичность работы стана в течение 4—6 ч. Тепловые испытания желательно проводить прни нагрузках 100 и 75 % от номинального значения и при холостом ходе с построением зависимости превышения температуры обмоток от потерь в них.
Для машин мощностью более 100 кВт, согласно ГОСТ 10159—79, допускается проводить тепловые испытания косвенным методом. Суть метода состоит в измерении перегрева частей машины при двух режимах испытаний: в режиме холостого хода с номинальным током возбуждения; в режиме короткого замыкания генератора с номинальным током якоря.
Для исключения возможного самовозбуждения машин со смешанным возбуждением при проведении испытаний в режиме короткого замыкания последовательную обмотку включают так, чтобы она действовала размагничивающим образом. При испытаниях машин, не имеющих последовательной обмотки, используют искусственные способы, обеспечивающие поддержание устойчивой работы. В машинах, имеющих достаточные промежутки между катушками обмоток главных и добавочных полюсов, накладывают временную последовательную обмотку из гибкого изолированного провода так, чтобы она не оказывала влияния на добавочные полюса (рис. 14). В тех случаях, когда временную обмотку невозможно наложить, подбирают возбудительный генератор постоянного тока (примерно 20—40 кВт), имеющий две независимые обмотки на главных полюсах. Схема включения генератора показана на рис. 15. Обмотка возбуждения испытуемой машины питается от возбудителя GE. Обмотка возбудителя LGE1 питается от независимого источника и служит для регулировки нагрузки испытуемой машины. Обмотка LGE2
предназначена для поддержания устойчивой работы и включена параллельно компенсационной обмотке и обмотке добавочных полюсов испытуемой машины. Магнитный поток обмотки LGE2 направлен встречно потоку обмотки LGE1. Превышение температуры отдельных частей машины при номинальной нагрузке определяется как сумма превышений температуры при двух указанных испытаннях.
Для электродвигателей постоянного тока последовательного возбуждения при испытаниях на нагревание удобно пользоваться методом сопротивления. Удобно использование этого метода и для обмоток возбуждения, температура которых может контролироваться в процессе работы двигателя.
Методические указания
Прн определении температуры обмоткн якоря необходимо пометить те пластины коллектора, между которыми производилось измерение сопротивления в холодном состоянии. Когда двигатель остановлен, щупы должны быть установлены на меченых пластинах. Перед измерением необходимо снять щетки, в противном случае получится заниженный результат измерения.
Рассмотрим пример расчета температуры обмотки электродвигателя постоянного тока с последовательным возбуждением (рис. 16).
В двигателе обмотка возбуждения состоит из двух полюсных катушек общим сопротивлением 12,62 Ом. Сопротивление обмотки измерено при температуре окружающего воздуха Тx = 20 °С. В установившемся номинальном режиме при работе под нагрузкой потребляемый ток двигателя I= 0,91 А, а падение напряжения на обмотке возбуждения U — 12,6 В. Температура окружающего воздуха во время работы двигателя равнялась 24 °С. Требуется определить превышение температуры обмотки над температурой окружающего воздуха.
Определим сопротивление обмоток в нагретом состоянии:
Температура обмотки возбуждения в нагретом состоянии:
Превышение температуры обмотки над температурой окружающего воздуха:
Порядок выполнения работы
1. Собрать схему рис. 16, убедившись, что рукоятка лабораторного трансформатора TV выведена до упора.
2. Включить автомат SF1, при этом должна загореться сигнальная лампа HL, свидетельствующая о наличии напряжения в схеме.
3. Установить переключатель S/4 в положение /.
4. С помощью рукоятки трансформатора TV установить напряжение, при котором показания амперметра РА составят 10—15 % Iном двигателя и подсчитать сопротивление обмотки возбуждения в холодном состоянии.