I. Указания по выполнению практических занятий

РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

Методические указания

к практическим занятиям

.

Специальность 230201 – Информационные системы и технологии (ИСиТ)

Санкт-Петербург - 2012

Утверждено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

Составитель

докт. экон. наук, проф. М. П. Власов

Научный редактор

д - р. техн. наук, проф. И. А. Брусакова

Рецензент

докт. техн. наук, доц. К. П. Голоскоков

ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры информационных систем в экономике

ОДОБРЕНО

научно - методическим советом специальности _____

Подготовлено на кафедре

информационных систем в экономике

Печатается в авторской редакции с оригинал макета,
подготовленного на кафедре

ã СПбГИЭА, 2012

Содержание

Стр.

Введение ………………………………………………………………………. 4

I. Указания по выполнению практических занятий ………..……..………….. 6

2. Содержание практических занятий …………………………………..…… 9

3. Рекомендуемая литература ………………………………………………… 15

ВВЕДЕНИЕ

Целью составления данных методических указаний является определение целей и описание процедур, необходимых для проведения практических занятий по дисциплине “Реинжиниринг бизнес-процессов”.

Непрерывные и довольно существенные изменения в ассортименте товаров и технологиях их производства, трансформирующих потребности клиентов и рынки сбыта, стали обычным явлением, и компании, стремясь сохранить конкурентоспособность, вынуждены непрерывно перестраивать свою не только функциональную, но и корпоративную стратегию. Поэтому высокая динамичность современной экономической деятельности определяет интенсификацию процессов адаптации компаний и находит свое отражение в изменениях не только в управленческой и организационной структуре, но и в структуре производственных и обеспечивающих процессов. Поэтому своевременность и адекватность реакции компаний, приводящих к обоснованию необходимых изменений упомянутых структур, ставит вопрос о проведении реинжиниринга бизнес - процессов.

Переход к ориентации не на функции, а на процессы также связан с скачкообразным увеличением производительности труда на рабочих местах, что является следствием автоматизации производственных и управленческих процессов. Поэтому необходимость согласования функционирования исполнителей предопределяет эффективность деятельности, как отдельных подразделений, так и компании в целом. Поэтому концепция менеджмента, основанная на реинжиниринге бизнес-процессов, может рассматривается как наиболее эффективная, так как позволяет достичь резкого улучшения эффективности деятельности компании.

При проведении практических занятий каждый вариант задания может выполняться как индивидуальным исполнителем, так и группой из 3-4 человек. После выполнения аудиторной части практических занятий оформляется отчет, в котором приводятся результаты проведенного анализа и обоснования рекомендаций. По результатам выполнения практических работ проводится презентация, после которой отчет представляется преподавателю.

I. Указания по выполнению практических занятий

Целями выполнения практических занятий является:

1.1. Усвоение методик проведения реинжиниринга бизнес-процессов в соответствии с поставленными на каждом занятии целями и сформулированными задачами.

1.2 Получение практических навыков проведения реинжиниринга бизнес-процессов.

1.3. Получение практических навыков проведения анализа деятельности компании и выработке рекомендаций по ее совершенствованию.

1.4. Получение практических навыков работы на компьютере, проведении презентации и оформлении отчета.

Основные этапы выполнения работ на практических занятиях:

· Изучение постановки и методов решения задач реинжиниринга бизнес-процессов;

· Ознакомление с порядком выполнения работ при выполнении отдельных этапов реинжиниринга бизнес-процессов;

· Формирование бригад по три-четыре студента в каждой;

· Для каждой бригады выбрать компанию и представить для утверждения преподавателю;

· По выбранному предприятию получить необходимые документы.

Необходимые для проведения практических занятий, данные возможно получить:

· в публикациях,

· в Интернете,

· в одной из организаций по месту практики или постоянной или временной работы с разрешения руководства этой организации);

· Обработка данных, содержащихся в документах в соответствии с поставленной целью;

· Анализ полученных результатов, разработка рекомендаций и их представление в отчете.

· Каждое задание на практическом занятии включает один или несколько этапов проведения реинжиниринга бизнес-процессов.

Отчет по практическому занятию (работе) должен начинаться с титульного листа, на котором указано:

· наименование организации (университета);

· наименование факультета;

· наименование кафедры;

· наименование дисциплины;

· наименование темы;

· курс, группа;

· Фамилия, И.О. студента (студентов);

· фамилия, И.О. преподавателя

Содержание отчета по каждому практическому занятию включает:

· цель исследования;

· постановка задачи;

· исходные данные;

· описание методов решения;

· исходные данные в соответствии с поставленной целью;

· результаты анализа полученных результатов, которые обязательно должны быть представлены с использованием графиков;

· сформулированные рекомендации (выводы о результатах анализа в соответствии с поставленной целью);

· заключение.

Содержание практических занятий

Практическое занятие № 1 «Характеристика деятельности компании»:

§ Анализ основной деятельности компании, характеристика товаров и услуг компании;

§ Историческая справка и бренды компании;

§ Укрупненная оценка экономического и технологического состояния компании;

§ Конкурентоспособность продукции и основные конкуренты;

§ Место в цепочке добавленной стоимости;

§ Выводы и рекомендации;

  • Список источников информации;
  • Приложения.

Практическое занятие № 2 «Анализ состояния стратегических зон хозяйствования компании»:

§ Динамика объема и структура выпуска, основные потребители и место на рынке (сегментирование);

§ Анализ политики в отношении потребителей, партнеров и поставщиков (характеристика потребителей);

§ Особенности деятельности в России;

§ Краткая характеристика инвестиционной и маркетинговой (включая ценовую) политик;

§ Характеристика и анализ системы сбыта (канала продвижения товара);

§ SWOT-анализ – выявление сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, их оценка (проведение ранжирования);

§ Определение существующих стратегических зон хозяйствования компании;

§ Выводы и рекомендации;

  • Список источников информации;
  • Приложения.

Практическое занятие № 3 «Прогнозирования состояния стратегических зон хозяйствования компании»:

§ Прогнозирование и планирование в зарубежных фирмах;

§ Выбор для прогнозирования перспективных стратегических зон хозяйствования;

§ Формирование сценариев для прогнозирования;

§ Прогнозирование параметров состояния стратегических зон хозяйствования;

§ Выбор стратегических зон хозяйствования компании;

§ Выбор и обоснование маркетинговой стратегии (в составе которой такие стратегии как продвижения товара, продуктовая и ценовая) в стратегических зонах хозяйствования;

§ Выводы и рекомендации;

  • Список источников информации;
  • Приложения.

Практическое занятие № 4 «Анализ организационной, управленческой и производственной структуры компании»:

§ Анализ организационной структуры и ее эффективности (по отношению к выбранной маркетинговой стратегии);

§ Анализ управленческой структуры (бизнес-процессы, фиксирующие распределение полномочий, ответственности, функции, подчиненность);

§ Анализ производственной структуры компании (бизнес-процессы и информационное обеспечение);

§ Бизнес-процессы производства комплектующих деталей и узлов;

§ Анализ бизнес-процессов основного процесса производства;

§ Существующие ограничения производства комплектующих и деталей;

§ Ситуационный анализ компании:

o Матрица результатов анализа стратегических факторов;

o Выработка альтернативных стратегий на основе матрицы TOWS;

§ Выбор и обоснование бизнес-модели, миссии и корпоративной стратегии;

§ Выводы и рекомендации;

  • Список источников информации;
  • Приложения.

Практическое занятие № 5 «Предложения по совершенствованию архитектуры компании»:

§ Обоснование объемов и ассортимента выпуска продукции и услуг компании;

§ Ситуационный анализ;

§ Обоснование и предложения по совершенствованию организационной, структуры компании;

§ Обоснование и предложения по совершенствованию управленческой структуры компании;

§ Обоснование и предложения по совершенствованию производственной структуры компании;

§ Выводы и рекомендации;

  • Список источников информации;
  • Приложения.

Практическое занятие №6 «Предложения по совершенствованию функциональных стратегий»:

§ Определение структуры и последовательности определения функциональных стратегий на базе корпоративной стратегии;

§ Выбор и обоснование организационной стратегии;

§ Выбор и обоснование финансовой стратегии;

§ Выбор и обоснование операционной стратегии;

§ Выбор и обоснование стратегии исследований и разработок (НИОКР) и стратегии разработки продуктов;

§ Выбор и обоснование стратегии управления человеческими ресурсами;

§ Выбор и обоснование стратегии информационных систем;

§ Выбор и обоснование стратегии размещения функций и компетенций;

§ Выбор и обоснование инвестиционной и инновационной стратегий;

§ Уточнение маркетинговой стратегии;

§ Выводы и рекомендации;

§ Список источников информации;

§ Приложения.

Практическое занятие №7 «Предложения по формированию и наращиванию конкурентных преимуществ и ключевых компетенций»:

§ Выбор и обоснование конкурентных преимуществ и ключевых компетенций;

§ Планирование конкурентных преимуществ и ключевых компетенций на базе бизнес-инжиниринга;

§ Применение трафаретов организационного бизнес-моделирования;

§ Определение технологии управления организационным развитием;

§ Планирование выполнения стратегии

§ Проблемы и задачи проведения стратегических изменений

§ Реализация стратегии: организация деятельности

§ Этапы корпоративного развития

§ Выводы и рекомендации;

§ Список источников информации;

§ Приложения.

Практическое занятие № 8 «Выбор программного продукта для автоматизации производства»:

§ Цель автоматизации;

§ Информационная модель компании;

§ Выделение областей автоматизации;

§ Определение требований к программному продукту;

§ Выбор программного продукта;

§ Описание продукта;

§ Анализ проектируемых функций системы;

§ Этапы внедрения.

§ Выводы и рекомендации;

  • Список источников информации;
  • Приложения.

Практическое занятие № 9 «Анализ решений от SAS»:

§ Управление эффективностью организации и финансовая аналитика;

§ Прогнозирование спроса;

§ Планирование сбыта и производства;

§ Всеобъемлющее прогнозирование спроса и оптимизация инвентаризации;

§ Анализ качества жизненного цикла;

§ Стоимость и рентабельность оптимизации;

§ Выводы и рекомендации;

  • Список источников информации;
  • Приложения.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. – М.: РИА Стандарты и качество, 2003. С.33-71, 113-171

2. Баронов В.В., Калянов Г.Н., Попов Ю.Н., Титовский И.Н. Информационные технологии и управление предприятием. - M.: АЙТИ, 2004, 326 с.

3. Буч Г., Рамбо Д., Джекобсон А. Язык UML. Руководство пользователя / Пер. с англ. - М.: ДМК, 2000 г.

4. Верников Г.М. Обзор нотаций и примеры моделирования бизнес-процессов и процессов управления информацией. http://vernikov.ru .

5. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. – М.: Гардарика, 1998. – 528 с.

6. Гапоненко, Александр Лукич. Стратегическое управление: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент орг.»/ А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. – 3-е изд., стер.. – М.: Омега – Л, 2008. -464 с. (Высшая школа менеджмента)

7. Гританс, Ян Михайлович. Организационное проектирования и реструктуризация (реинжиниинг) предприятий и холдингов: экономические, управленческие и рпавовые аспекты: практическое пособие по управлен. и финанс. консультированию / Я. М. Гританс. – 2-е изд., доп., - М.: Волтерс Клувер, 2008. – 224 с.

8. Елиферов В.Г., Репин В. В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 319 с. (Учебники для программы МВА).

9. Елашкин М. SAP Business One. Строим эффективный бизнес.- Кудиц-Пресс, 2007

10. ИСО 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

11. ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования.

12. Каменнова М., Громов А., Ферапонтов М., Шматалюк А. Моделирование бизнеса. Методология ARIS. - М.: Весть-Мета-Технология, 2001.

13. Крэг Ларман. Применение UML и шаблонов проектирования. - 2-е издание. Вильямс, 2002.

14. Реинжиниринг бизнес-процессов: Учебное пособие/ Под ред. Г.А.Титоренко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002, 280 с.

15. Репин В. В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – 7-е изд. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2009. – 408 с. (серия «Практический менеджмент»)

16. Маклаков С.В. Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite.- М.: Диалог-МИФИ, 2003, 427 с.

17. Менеджмент процессов/ Под ред. Й. Беккера, Л. Вилкова, В. Таратухина, М. Кугелера, М. Роземанна; [пер. с нем.]. – М.: Эксмо, 2008. – 384 с. – (Качественный менеджмент)

18. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Реинжиниринг бизнес-процессов: Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2005, 318 с.

19. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг организаций и информационные технологии. – М.: Финансы и статистика, 1997.

20. Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов. – М.: Юнити, 1997.

21. Тарзанов В.В. Информационные технологии в управлении качеством: Учебное пособие. – СПб.: СПбГИЭУ, 2004, 142с.

22. Тельнов Ю. Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов. Компонентная методология. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 320 с.

23. Хангер Дж. Дэвид. Основы стратегического менеджмента./ Дж. Дэвид Хангер, Томас Л. Уилен; пер. с англ. - 4-е издание – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 319 с. (Серия «зарубежный учебник»)

24. Хорин А. Н., Керимов В. Э. Стратегический анализ: учебное пособие/ А. Н. Хорин, В. Э. Керимов/ _ 2-е изд., прерраб. И доп. – М.: Эксмо, 2009. - 480 c. (Высшее экономическое образование)

25. Щенников С.Ю. Реинжиниринг бизнес-процессов. Экспертное моделирование, управление, планирование и оценка – М.: «Ось-89», 2004. – 288 с.

Дополнительная литература

1. Волчков С.А., Балахонова И.В. Использование современных стандартов управления предприятием (MRPII, ERP, CSRP, ISO 9000) для непрерывного улучшения бизнес-процессов (BPI) // Организатор производства. 2001. № 1 (региональный выпуск).

2. Гавердовский А. Нельзя автоматизировать хаос., http://www.cfin.ru

3. Гультяев А.К. Управление проектами MS Project 2000. - CПб.: КРОНА, 2002.

4. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процесс: регламентация и управление. - М.: Инфора-М, 2004

5. Информатизация бизнеса: концепции, технологии, системы/ Карминский А.М., Карминский С.А., Нестеров В.П., Черников Б.В./ Под ред. А.М. Карминского - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 621 с.

6. Карминский А.М. и др. Информатизация бизнеса. - М.: Финансы и статистика, 2004.

7. Коберн А. Современные методы описания функциональных требований к системам. - М.: ЛОРИ, 2002.

8. Кузин Б. Методы и модели управления фирмой: Учебник для вузов/ Кузин Б., Юрьев В., Шахдинаров Г.- СПб: Питер, 2001.- 432 с.

9. Он-лайн проект «Открытые системы»: http://www.osp.ru

10. Кулопулос Т.М. Необходимость workflow. Решения для реального бизнеса.- М.: Весть-МетаТехнология, 2000.

11. Люггер Дж. Искусственный интеллект.- М., 2005г.

12. Мазур И.И. Управление проектами: Учебное пособие / Под общ. ред. И.И. Мазура. 3-е изд.- М.: Омега-Л, 2004. - 664 с.

13. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник / 2-е изд-е - М.: ЮНИТИ-Дана, 2005, 527с.

14. Слиньков Д. Бизнес-моделирование для внедрения ИСУ предприятия // Директор информационной службы. 2001. № 3.

15. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Реинжиниринг бизнес-процессов: Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2005.- 318 с.

16. Спицнадель В.Н. Основы системного анализа. - СПб.: Бизнес-пресса, 2000.

17. Терминология и глоссарий WfMC. Спецификация коалиции по управлению workflow (Workflow management coalition). - М., Весть-МетаТехнология, 2000.

18. Фишер Л. Совершенство на практике. Лучшие проекты в области управления бизнес-процессами и workflow. - М.: Весть-МетаТехнология, 2000.

19. Хэнсон Уорд, Internet-Маркетинг. - М.: ЮНИТИ, 2001.- 527с.

20. Шеер А.В. Моделирование бизнес-процессов. - М.: Весть-МетаТехнология, 2000.

21. Чарльз Сэвидж. Менеджмент пятого поколения: предприятие как сеть людей. - Диджитал пресс, 1990.

22. Шмуллер Джозеф. Освой самостоятельно UML., Вильямс. - М., 2002.

§

.

Наши рекомендации