I. Указания по выполнению практических занятий
РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
Методические указания
к практическим занятиям
.
Специальность 230201 – Информационные системы и технологии (ИСиТ)
Санкт-Петербург - 2012
Утверждено
редакционно-издательским советом СПбГИЭУ
Составитель
докт. экон. наук, проф. М. П. Власов
Научный редактор
д - р. техн. наук, проф. И. А. Брусакова
Рецензент
докт. техн. наук, доц. К. П. Голоскоков
ОБСУЖДЕНО
на заседании кафедры информационных систем в экономике
ОДОБРЕНО
научно - методическим советом специальности _____
Подготовлено на кафедре
информационных систем в экономике
Печатается в авторской редакции с оригинал макета,
подготовленного на кафедре
ã СПбГИЭА, 2012
Содержание
Стр.
Введение ………………………………………………………………………. 4
I. Указания по выполнению практических занятий ………..……..………….. 6
2. Содержание практических занятий …………………………………..…… 9
3. Рекомендуемая литература ………………………………………………… 15
ВВЕДЕНИЕ
Целью составления данных методических указаний является определение целей и описание процедур, необходимых для проведения практических занятий по дисциплине “Реинжиниринг бизнес-процессов”.
Непрерывные и довольно существенные изменения в ассортименте товаров и технологиях их производства, трансформирующих потребности клиентов и рынки сбыта, стали обычным явлением, и компании, стремясь сохранить конкурентоспособность, вынуждены непрерывно перестраивать свою не только функциональную, но и корпоративную стратегию. Поэтому высокая динамичность современной экономической деятельности определяет интенсификацию процессов адаптации компаний и находит свое отражение в изменениях не только в управленческой и организационной структуре, но и в структуре производственных и обеспечивающих процессов. Поэтому своевременность и адекватность реакции компаний, приводящих к обоснованию необходимых изменений упомянутых структур, ставит вопрос о проведении реинжиниринга бизнес - процессов.
Переход к ориентации не на функции, а на процессы также связан с скачкообразным увеличением производительности труда на рабочих местах, что является следствием автоматизации производственных и управленческих процессов. Поэтому необходимость согласования функционирования исполнителей предопределяет эффективность деятельности, как отдельных подразделений, так и компании в целом. Поэтому концепция менеджмента, основанная на реинжиниринге бизнес-процессов, может рассматривается как наиболее эффективная, так как позволяет достичь резкого улучшения эффективности деятельности компании.
При проведении практических занятий каждый вариант задания может выполняться как индивидуальным исполнителем, так и группой из 3-4 человек. После выполнения аудиторной части практических занятий оформляется отчет, в котором приводятся результаты проведенного анализа и обоснования рекомендаций. По результатам выполнения практических работ проводится презентация, после которой отчет представляется преподавателю.
I. Указания по выполнению практических занятий
Целями выполнения практических занятий является:
1.1. Усвоение методик проведения реинжиниринга бизнес-процессов в соответствии с поставленными на каждом занятии целями и сформулированными задачами.
1.2 Получение практических навыков проведения реинжиниринга бизнес-процессов.
1.3. Получение практических навыков проведения анализа деятельности компании и выработке рекомендаций по ее совершенствованию.
1.4. Получение практических навыков работы на компьютере, проведении презентации и оформлении отчета.
Основные этапы выполнения работ на практических занятиях:
· Изучение постановки и методов решения задач реинжиниринга бизнес-процессов;
· Ознакомление с порядком выполнения работ при выполнении отдельных этапов реинжиниринга бизнес-процессов;
· Формирование бригад по три-четыре студента в каждой;
· Для каждой бригады выбрать компанию и представить для утверждения преподавателю;
· По выбранному предприятию получить необходимые документы.
Необходимые для проведения практических занятий, данные возможно получить:
· в публикациях,
· в Интернете,
· в одной из организаций по месту практики или постоянной или временной работы с разрешения руководства этой организации);
· Обработка данных, содержащихся в документах в соответствии с поставленной целью;
· Анализ полученных результатов, разработка рекомендаций и их представление в отчете.
· Каждое задание на практическом занятии включает один или несколько этапов проведения реинжиниринга бизнес-процессов.
Отчет по практическому занятию (работе) должен начинаться с титульного листа, на котором указано:
· наименование организации (университета);
· наименование факультета;
· наименование кафедры;
· наименование дисциплины;
· наименование темы;
· курс, группа;
· Фамилия, И.О. студента (студентов);
· фамилия, И.О. преподавателя
Содержание отчета по каждому практическому занятию включает:
· цель исследования;
· постановка задачи;
· исходные данные;
· описание методов решения;
· исходные данные в соответствии с поставленной целью;
· результаты анализа полученных результатов, которые обязательно должны быть представлены с использованием графиков;
· сформулированные рекомендации (выводы о результатах анализа в соответствии с поставленной целью);
· заключение.
Содержание практических занятий
Практическое занятие № 1 «Характеристика деятельности компании»:
§ Анализ основной деятельности компании, характеристика товаров и услуг компании;
§ Историческая справка и бренды компании;
§ Укрупненная оценка экономического и технологического состояния компании;
§ Конкурентоспособность продукции и основные конкуренты;
§ Место в цепочке добавленной стоимости;
§ Выводы и рекомендации;
- Список источников информации;
- Приложения.
Практическое занятие № 2 «Анализ состояния стратегических зон хозяйствования компании»:
§ Динамика объема и структура выпуска, основные потребители и место на рынке (сегментирование);
§ Анализ политики в отношении потребителей, партнеров и поставщиков (характеристика потребителей);
§ Особенности деятельности в России;
§ Краткая характеристика инвестиционной и маркетинговой (включая ценовую) политик;
§ Характеристика и анализ системы сбыта (канала продвижения товара);
§ SWOT-анализ – выявление сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, их оценка (проведение ранжирования);
§ Определение существующих стратегических зон хозяйствования компании;
§ Выводы и рекомендации;
- Список источников информации;
- Приложения.
Практическое занятие № 3 «Прогнозирования состояния стратегических зон хозяйствования компании»:
§ Прогнозирование и планирование в зарубежных фирмах;
§ Выбор для прогнозирования перспективных стратегических зон хозяйствования;
§ Формирование сценариев для прогнозирования;
§ Прогнозирование параметров состояния стратегических зон хозяйствования;
§ Выбор стратегических зон хозяйствования компании;
§ Выбор и обоснование маркетинговой стратегии (в составе которой такие стратегии как продвижения товара, продуктовая и ценовая) в стратегических зонах хозяйствования;
§ Выводы и рекомендации;
- Список источников информации;
- Приложения.
Практическое занятие № 4 «Анализ организационной, управленческой и производственной структуры компании»:
§ Анализ организационной структуры и ее эффективности (по отношению к выбранной маркетинговой стратегии);
§ Анализ управленческой структуры (бизнес-процессы, фиксирующие распределение полномочий, ответственности, функции, подчиненность);
§ Анализ производственной структуры компании (бизнес-процессы и информационное обеспечение);
§ Бизнес-процессы производства комплектующих деталей и узлов;
§ Анализ бизнес-процессов основного процесса производства;
§ Существующие ограничения производства комплектующих и деталей;
§ Ситуационный анализ компании:
o Матрица результатов анализа стратегических факторов;
o Выработка альтернативных стратегий на основе матрицы TOWS;
§ Выбор и обоснование бизнес-модели, миссии и корпоративной стратегии;
§ Выводы и рекомендации;
- Список источников информации;
- Приложения.
Практическое занятие № 5 «Предложения по совершенствованию архитектуры компании»:
§ Обоснование объемов и ассортимента выпуска продукции и услуг компании;
§ Ситуационный анализ;
§ Обоснование и предложения по совершенствованию организационной, структуры компании;
§ Обоснование и предложения по совершенствованию управленческой структуры компании;
§ Обоснование и предложения по совершенствованию производственной структуры компании;
§ Выводы и рекомендации;
- Список источников информации;
- Приложения.
Практическое занятие №6 «Предложения по совершенствованию функциональных стратегий»:
§ Определение структуры и последовательности определения функциональных стратегий на базе корпоративной стратегии;
§ Выбор и обоснование организационной стратегии;
§ Выбор и обоснование финансовой стратегии;
§ Выбор и обоснование операционной стратегии;
§ Выбор и обоснование стратегии исследований и разработок (НИОКР) и стратегии разработки продуктов;
§ Выбор и обоснование стратегии управления человеческими ресурсами;
§ Выбор и обоснование стратегии информационных систем;
§ Выбор и обоснование стратегии размещения функций и компетенций;
§ Выбор и обоснование инвестиционной и инновационной стратегий;
§ Уточнение маркетинговой стратегии;
§ Выводы и рекомендации;
§ Список источников информации;
§ Приложения.
Практическое занятие №7 «Предложения по формированию и наращиванию конкурентных преимуществ и ключевых компетенций»:
§ Выбор и обоснование конкурентных преимуществ и ключевых компетенций;
§ Планирование конкурентных преимуществ и ключевых компетенций на базе бизнес-инжиниринга;
§ Применение трафаретов организационного бизнес-моделирования;
§ Определение технологии управления организационным развитием;
§ Планирование выполнения стратегии
§ Проблемы и задачи проведения стратегических изменений
§ Реализация стратегии: организация деятельности
§ Этапы корпоративного развития
§ Выводы и рекомендации;
§ Список источников информации;
§ Приложения.
Практическое занятие № 8 «Выбор программного продукта для автоматизации производства»:
§ Цель автоматизации;
§ Информационная модель компании;
§ Выделение областей автоматизации;
§ Определение требований к программному продукту;
§ Выбор программного продукта;
§ Описание продукта;
§ Анализ проектируемых функций системы;
§ Этапы внедрения.
§ Выводы и рекомендации;
- Список источников информации;
- Приложения.
Практическое занятие № 9 «Анализ решений от SAS»:
§ Управление эффективностью организации и финансовая аналитика;
§ Прогнозирование спроса;
§ Планирование сбыта и производства;
§ Всеобъемлющее прогнозирование спроса и оптимизация инвентаризации;
§ Анализ качества жизненного цикла;
§ Стоимость и рентабельность оптимизации;
§ Выводы и рекомендации;
- Список источников информации;
- Приложения.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. – М.: РИА Стандарты и качество, 2003. С.33-71, 113-171
2. Баронов В.В., Калянов Г.Н., Попов Ю.Н., Титовский И.Н. Информационные технологии и управление предприятием. - M.: АЙТИ, 2004, 326 с.
3. Буч Г., Рамбо Д., Джекобсон А. Язык UML. Руководство пользователя / Пер. с англ. - М.: ДМК, 2000 г.
4. Верников Г.М. Обзор нотаций и примеры моделирования бизнес-процессов и процессов управления информацией. http://vernikov.ru .
5. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. – М.: Гардарика, 1998. – 528 с.
6. Гапоненко, Александр Лукич. Стратегическое управление: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент орг.»/ А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. – 3-е изд., стер.. – М.: Омега – Л, 2008. -464 с. (Высшая школа менеджмента)
7. Гританс, Ян Михайлович. Организационное проектирования и реструктуризация (реинжиниинг) предприятий и холдингов: экономические, управленческие и рпавовые аспекты: практическое пособие по управлен. и финанс. консультированию / Я. М. Гританс. – 2-е изд., доп., - М.: Волтерс Клувер, 2008. – 224 с.
8. Елиферов В.Г., Репин В. В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 319 с. (Учебники для программы МВА).
9. Елашкин М. SAP Business One. Строим эффективный бизнес.- Кудиц-Пресс, 2007
10. ИСО 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
11. ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования.
12. Каменнова М., Громов А., Ферапонтов М., Шматалюк А. Моделирование бизнеса. Методология ARIS. - М.: Весть-Мета-Технология, 2001.
13. Крэг Ларман. Применение UML и шаблонов проектирования. - 2-е издание. Вильямс, 2002.
14. Реинжиниринг бизнес-процессов: Учебное пособие/ Под ред. Г.А.Титоренко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002, 280 с.
15. Репин В. В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – 7-е изд. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2009. – 408 с. (серия «Практический менеджмент»)
16. Маклаков С.В. Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite.- М.: Диалог-МИФИ, 2003, 427 с.
17. Менеджмент процессов/ Под ред. Й. Беккера, Л. Вилкова, В. Таратухина, М. Кугелера, М. Роземанна; [пер. с нем.]. – М.: Эксмо, 2008. – 384 с. – (Качественный менеджмент)
18. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Реинжиниринг бизнес-процессов: Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2005, 318 с.
19. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг организаций и информационные технологии. – М.: Финансы и статистика, 1997.
20. Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов. – М.: Юнити, 1997.
21. Тарзанов В.В. Информационные технологии в управлении качеством: Учебное пособие. – СПб.: СПбГИЭУ, 2004, 142с.
22. Тельнов Ю. Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов. Компонентная методология. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 320 с.
23. Хангер Дж. Дэвид. Основы стратегического менеджмента./ Дж. Дэвид Хангер, Томас Л. Уилен; пер. с англ. - 4-е издание – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 319 с. (Серия «зарубежный учебник»)
24. Хорин А. Н., Керимов В. Э. Стратегический анализ: учебное пособие/ А. Н. Хорин, В. Э. Керимов/ _ 2-е изд., прерраб. И доп. – М.: Эксмо, 2009. - 480 c. (Высшее экономическое образование)
25. Щенников С.Ю. Реинжиниринг бизнес-процессов. Экспертное моделирование, управление, планирование и оценка – М.: «Ось-89», 2004. – 288 с.
Дополнительная литература
1. Волчков С.А., Балахонова И.В. Использование современных стандартов управления предприятием (MRPII, ERP, CSRP, ISO 9000) для непрерывного улучшения бизнес-процессов (BPI) // Организатор производства. 2001. № 1 (региональный выпуск).
2. Гавердовский А. Нельзя автоматизировать хаос., http://www.cfin.ru
3. Гультяев А.К. Управление проектами MS Project 2000. - CПб.: КРОНА, 2002.
4. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процесс: регламентация и управление. - М.: Инфора-М, 2004
5. Информатизация бизнеса: концепции, технологии, системы/ Карминский А.М., Карминский С.А., Нестеров В.П., Черников Б.В./ Под ред. А.М. Карминского - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 621 с.
6. Карминский А.М. и др. Информатизация бизнеса. - М.: Финансы и статистика, 2004.
7. Коберн А. Современные методы описания функциональных требований к системам. - М.: ЛОРИ, 2002.
8. Кузин Б. Методы и модели управления фирмой: Учебник для вузов/ Кузин Б., Юрьев В., Шахдинаров Г.- СПб: Питер, 2001.- 432 с.
9. Он-лайн проект «Открытые системы»: http://www.osp.ru
10. Кулопулос Т.М. Необходимость workflow. Решения для реального бизнеса.- М.: Весть-МетаТехнология, 2000.
11. Люггер Дж. Искусственный интеллект.- М., 2005г.
12. Мазур И.И. Управление проектами: Учебное пособие / Под общ. ред. И.И. Мазура. 3-е изд.- М.: Омега-Л, 2004. - 664 с.
13. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник / 2-е изд-е - М.: ЮНИТИ-Дана, 2005, 527с.
14. Слиньков Д. Бизнес-моделирование для внедрения ИСУ предприятия // Директор информационной службы. 2001. № 3.
15. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Реинжиниринг бизнес-процессов: Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2005.- 318 с.
16. Спицнадель В.Н. Основы системного анализа. - СПб.: Бизнес-пресса, 2000.
17. Терминология и глоссарий WfMC. Спецификация коалиции по управлению workflow (Workflow management coalition). - М., Весть-МетаТехнология, 2000.
18. Фишер Л. Совершенство на практике. Лучшие проекты в области управления бизнес-процессами и workflow. - М.: Весть-МетаТехнология, 2000.
19. Хэнсон Уорд, Internet-Маркетинг. - М.: ЮНИТИ, 2001.- 527с.
20. Шеер А.В. Моделирование бизнес-процессов. - М.: Весть-МетаТехнология, 2000.
21. Чарльз Сэвидж. Менеджмент пятого поколения: предприятие как сеть людей. - Диджитал пресс, 1990.
22. Шмуллер Джозеф. Освой самостоятельно UML., Вильямс. - М., 2002.
§
.