Оценка конкурентоспособности услуги
Один из методов оценки способности услуги конкурировать - сопоставление параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения.
Если за базу сравнения принимается потребность, то расчет единичного показателя конкурентоспособности может производиться по формуле:
А i | ||
Кi = [ | Пi | ], |
Ппi |
где Кi – единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;
Пi – величина i-го параметра для анализируемой услуги;
Ппi – величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;
Ai = +1, если увеличение значения параметра Рij способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надёжности, производительности изделия и т.д.) (это степень в формуле);
Ai = -1, если увеличение значения параметра Рij приводит к снижению конкурентоспособности продукции (например, повышение минимального возраста заемщика и др.).
Расчет группового показателя G по техническим параметрам проводится по формуле
G= i = 1 ∑ n Ki ∙ Вi
Ki - единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру;
Вi - весомость i-го параметра в общем наборе технических параметров, характеризующих потребность;
n - число параметров, участвующих в оценке.
Полученный групповой показатель характеризует степень соответствия данной услуги существующей потребности по всему набору технических параметров, чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителей.
Основой для определения весомости каждого технического параметра в общем наборе являются экспертные оценки, основанные на результатах маркетинговых исследований.
Интегральный показатель J представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам к групповому показателю по экономическим параметрам
J = | Gт | , |
Gэ |
Gт - групповой показатель по техническим параметрам;
Gэ - групповой показатель по экономическим параметрам.
Если J < 1, то анализируемая услуга уступает образцу,
а если J >1, то она превосходит услугу-образец или услугу конкурента по своим параметрам.
Оцените конкурентоспособность услуг банков (кредитов) с помощью потребительской потребности.
Расчет проведите с помощью таблиц 1, 2.
Таблица 1
Параметры конкурентоспособности кредита
Показатели | Значение потребности | ||||
Покупатели | Омега- банк | банк ОТП | Банк Русский Стандарт | Хоум кредит Банк | |
Технические параметры | |||||
Возраст заемщика: | |||||
минимальный возраст | |||||
максимальный возраст | |||||
Сумма кредита: | |||||
минимальная сумма кредита, тыс. руб. | 3,300 | 2,250 | 2,290 | 2,100 | |
максимальная сумма кредита, тыс. руб. | 5 000 | ||||
Стаж на последнем месте работы (не менее) | 3 месяца | ||||
Время решения о предоставлении кредита, мин. | до 20 | ||||
Срок кредитования: | |||||
минимальный срок кредитования | 3 месяца | ||||
максимальный срок кредитования | 36 месяцев | ||||
Экономические параметры | |||||
Максимальная ставка годовых, % | |||||
Страхование жизни и здоровья заемщика, % | 8,2 | 10,2 | |||
СМС информирование для клиента, руб. |
Таблица 2
Расчет единичных и групповых показателей конкурентоспособности кредита
Показатель | Весовой коэф- фициент Вi | Единичные показатели Кi | Групповой показатель G | ||||||
Омега- банк | банк ОТП | Банк Русский Стандарт | Хоум кредит Банк | Омега- банк | банк ОТП | Банк Русский Стандарт | Хоум кредит Банк | ||
Технические параметры | |||||||||
Возраст заемщика: | |||||||||
минимальный возраст | 0,05 | 21 / 21 = 1 | 21 / 20 = 1,05 | 0,05 ∙ 1 = 0,05 | |||||
максимальный возраст | 0,25 | 85/75 =1,13 | |||||||
Сумма кредита, руб.: | |||||||||
минимальная сумма кредита, руб. | 0,05 | ||||||||
максимальная сумма кредита, руб. | 0,15 | ||||||||
Стаж на последнем месте работы | 0,10 | ||||||||
Время решения о предоставлении кредита | 0,22 | ||||||||
Срок кредитования: | |||||||||
минимальный срок кредитования | 0,08 | ||||||||
максимальный срок кредитования | 0,10 | ||||||||
Групповой показатель по техническим параметрам Gт | |||||||||
Экономические параметры | |||||||||
Максимальная ставка годовых | 0,4 | ||||||||
Страхование жизни и здоровья заемщика | 0,3 | ||||||||
СМС информирование для клиента | 0,3 | ||||||||
Групповой показатель по экономическим параметрам Gэ | |||||||||
Интегральный показатель J |
Рассчитанный групповой показатель Gхарактеризует степень соответствия данной услуги существующей потребности по всему набору технических параметров, чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителей.
Как видно из таблицы, под условие J> 1 подходят _____ анализируемые банки, то есть они превосходят потребность покупателя по своим параметрам.
Омега-банк занимает __________ место по интегральному показателю (______), а это значит, что он уступает конкурентам по ________ параметрам кредита.
Банк уступает конкурентам по таким параметрам как
1) ____________________;
2) ____________________;
3) ____________________;
4) ____________________.