Требования к программным и информационным компонентам ПЧ, необходимые аппаратные ресурсы, требования к базе данных, физические характеристики компонент ПЧ, их интерфейсы.

Модель требований должна включать:

· полную функциональную модель требований к будущей системе с глубиной обработки до уровня каждой операции каждого должностного лица;

· спецификации операций нижнего уровня;

· пакет отчетов и документов по функциональной модели, которая включает характеристику объекта моделирования, перечень подсистем, требования к способам и средствам связи для информационного обмена между компонентами, требования к характеристикам взаимосвязи системы со смежными системами, требования к функциям системы;

· концептуальную информационную модель требований;

· пакет отчетов и документов по информационной модели;

· архитектуру системы с привязкой к концептуальной информационной модели;

· предложения оиносительно организации структуры для поддержки системы.

Этап анализа требований является важнейшим среди всех этапов ЖЦ. Он существенно влияет на все последующие этапы, оставаясь в то же время наименее изученным и понятным процессом. На этом этапе, во-первых, нужно понять, что именно нужно сделать, а во-вторых, задокументировать это, потому что если требования не зафиксированы и не сделаны доступными для участников проекта, то они вроде бы и не существуют. При этом язык, на котором формулируются требования, должен быть достаточно простым и понятным заказчику.

2) Разработка технического задания.

После построения модели, которая содержит требования к будущей системе, на ее основании разрабатывается техническое заданиепо созданию системы, которая включает в себя:

· требования к автоматизированным рабочим местам, их составу и структуре, а также к способам и схемам информационного взаимодействия между ними;

· разработку требований к техническим средствам;

· определение требований к программным средствам;

· разработку топологии, состава и структуры локальной вычислительной сети;

· требования к этапам и срокам выполнения работ.

3) Проектирование.

Этап проектирования дает ответ на вопрос: «Как (каким образом) система будет удовлетворять требования, которые относятся к ней?. Задачей этого этапа является исследование структуры системы и логических взаимосвязей ее элементов, причем здесь не затрагиваются вопросы, связанные с реализацией на конкретной платформе. Проектирование рассматривается как итерационный процесс получения логической модели системы вместе со строго сформулированными целями, поставленными перед ней, а также написание спецификаций физической системы, которая удовлетворяет эти требования. Этот этап обычно разделяют на два подэтапа:

а) проектирование архитектуры системы, которая включает разработку структуры и интерфейсов компонентов, согласования функций и технических требований в компоненты, методы и стандарты проектирования;

б) подробное проектирование, которое предусматривает разработку спецификаций каждого компонента, интерфейсов, между компонентами, разработку требований к тестам и плану интеграции компонентов.

Другими словами, проектирование является этапом ЖЦ, на котором определяется, как следует реализовывать требования к АИСУП, которые порождены и зафиксированы на этапе анализа. В результате должна быть построенная модель реализации, которая демонстрирует, как система будет удовлетворять предъявленные к ней требования (без технических подробностей). Фактич­ески модель реализации является развитием и уточнением модели требований, а именно проектирование является мостом между анализом и реализацией.

4) Реализация (программирование / адаптация).

На этапе реализации осуществляется создание системы как комплекса программно-аппаратных средств, начиная с проектирования и создания телекоммуникационной инфраструктуры и завершая разработкой и инсталляцией дополнений. В настоящий момент существует обширная литература, в которой достаточно обстоятельно рассмотрены все эти процессы, включая современные методы генерации кода прикладных систем, которые используются. Поэтому в этом пособии вопрос реализации не рассматривается.

5) Тестирование и наладка.

Корректность АИСУП является ее важнейшим свойством и, без сомнения, главным предметом беспокойства разработчиков. В идеальном случае под корректностью АИСУП имеют в виду отсутствие в ней ошибок. Однако для большинства сложных программных продуктов достичь этого невозможно — «в каждой программе содержится по крайней мере одна ошибка». Поэтому под «корректным» обычно понимают программный продукт, который работает в соответствии с предъявленными к нему требованиями, другими словами — продукт, для которого пока еще не найдены такие условия, в которых он окажется неработоспособным.

Установление корректности является главной целью этапа жизненного цикла, который рассматривается. Нужно отметить, что этап тестирования и налаживания — один из наиболее трудоемких, утомляющих и непредсказуемых этапов разработки АИСУП. В среднем при разработке традиционными методами этот этап занимает от 1/2 до 1/3 всего времени разработки. С другой стороны, тестирование и налаживание являют собой серьезную проблему: в некоторых случаях тестирование и налаживание программы требуют в несколько раз больше времени, чем непосредственно программирование.

Тестирование — это набор процедур и действий, предназначенных для демонстрации корректной работы АИСУП в заданных режимах и внешних условиях. Цель тестирования — обнаружить наличие ошибок или убедительно продемонстрировать их отсутствие, что возможно лишь в частных тривиальных случаях. Важно различать тестирование и сопутствующее понятие «налаживание». Налаживание — это набор процедур и действий, которые начинаются с выявления самого факта наличия ошибки и заканчиваются установлением точного места, характера этой ошибки и способов ее устранения.

l Автоматизация тестирования и наладка

Система автоматизации тестирования и наладки (САТН) представляет собой сложный комплекс алгоритмических и программных средств, предназначенных для автоматизации анализа АИСУП, тестирования, налаживания и оценки ее качества, и позволяет облегчить модификацию компонентов АИСУП, обеспечить обнаружение ошибок на ранних стадиях налаживания, повысить процент ошибок, которые автоматически выявляются.

6) Эксплуатация и сопровождение.

Основными задачами этапа эксплуатации и сопровождения являются такие:

· обеспечение стойкости работы системы и сохранение информации — администрирование;

· своевременная модернизация и ремонт отдельных элементов — техническая поддержка;

· адаптация возможностей системы, которая эксплуатируется, к текущим потребностям бизнеса предприятия — развитие системы.

Эти работы необходимо включать в оперативный план информатизации предприятия, который должен формироваться обязательно с соблюдением всех условий стратегического плана. В противном случае в пределах существующей системы могут появиться фрагменты, которые в будущем сделают эффективную эксплуатацию системы невозможной. В настоящий момент за рубежом стало общепринятым передавать функ­ции технической поддержки и частично администрирования поставщикам системы или системным интеграторам. Эта практика получила название «аутсорсинг». Часто в пределах аутсорсинга посторонним предприятиям передаются и такие функции, как создание и поддержка резервных хранилищ данных и центров выполнения критических бизнес-дополнений, которые задействуются в случае стихийного бедствия или других особенных условий.

Особенное внимание на этапе эксплуатации и сопровождения нужно уделить вопросам обучения персонала и, соответственно, планированию инвестиций в этот процесс.

3. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

Главная особенность индустрии АИСУП заключается в концентрации сложности на первоначальных этапах ЖЦ (анализ и проектирование) при относительно невысокой сложности и трудоемкости следующих этапов. Более того, нерешенные вопросы и ошибки, которые имели место во время анализа и проектирования, порождают на последующих этапах трудные, часто неразрешимые, проблемы и, в конечном итоге, могут лишить успеха.

В зависимости от того, каким образом выполняются анализ и проектирование, принято выделять такие методы создания АИСУП:

а) структурно ориентированные;

б) объектно-ориентированные;

в) процессно-ориентированные.

3.1. Структурно ориентированный подход

3.1.1. Структурные методы анализа

Структурным анализомназывают метод исследования системы, который начинается с общего осмотра ее и затем детализируется, приобретая иерархическую структуру со все большим числом уровней. Таким методам присущее:

1) разбиение на уровне абстракции с ограничением числа элементов на каждом из уровней (обычно от 3 до 7, при этом верхний предел отвечает возможностям человеческого мозга воспринимать определенное количество взаимосвязанных объектов, а нижняя выбрана по соображениям здравого смысла);

2) ограниченный контекст, который включает только существенные на каждом уровне детали;

3) использование строгих формальных правил записи;

4) последовательное приближение к конечному результату.

Методы структурного анализа позволяют преодолеть сложность больших систем расчленения их на части(«черные ящики») и иерархической организации этих «черных ящиков». Это является первым принципом структурного анализа. Преимущество использования «черных ящиков» заключается в том, что их пользователю не нужно знать, как они работают, — нужно знать только его входы и выходы, а также его назначения (то есть функцию, которую он выполняет). Соблюдение указанных принципов необходимо во время организации работ на первоначальных этапах ЖЦ независимо от типа системы, которая разрабатывается, и методологий, которые используются при этом. Руководство всеми принципами в комплексе позволяет на более ранних стадиях разработки понять, что будет представлять собой система, которая создается, обнаружить промахи и недоработки, что, в свою очередь, облегчит работу на последующих этапах ЖЦ и снизит стоимость разработки.

Для целей структурного анализа традиционно используют три группы средств, которые показывают:

· функции, которые система должна выполнять;

· отношение между данными;

· поведение системы в зависимости от времени (аспекты реального времени).

Среди многообразия графических нотаций, которые используются для решения перечисленных задач, в методологиях структурного анализа чаще всего и эффективно применяются такие:

1) DFD (Data Flow Diagrams) — диаграммы потоков данных вместе со словарями данных и спецификациями процессов (мини-спецификациями);

2) ERD (Entity—Relationship Diagrams) — диаграммы «сущность—связь»;

Наши рекомендации