Формы отчетности по практике. Общие Положения о производственной практике
Общие Положения о производственной практике
Производственная практикаявляется одним из этапов обучения в филиале. Она обеспечивает возможность применения студентом полученных знаний и практических навыков, закрепленных в ходе учебной практики, в деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, институтов гражданского общества, общественных организаций, некоммерческих и коммерческих организаций, международных организаций, научных и образовательных организаций, а также в структурных подразделений Владимирского филиала РАНХиГС.
Учебный план подготовки бакалавра по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» в соответствии со ФГОС ВО предусматривает проведение производственной практики в органах государственного и муниципального управления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных и муниципальных предприятиях, научных организациях и общественных организациях.
Способы проведения производственной практики:
-стационарная;
-выездная.
Основным содержанием производственной практики является выполнение практических, производственных, творческих заданий в местах её проведения.
Цель и задачи практики
Основнымицелями прохождения производственной практикиявляются:
· реализация адаптационных возможностей студента к новым условиям работы,
· выработка навыков и овладение профессиональными знаниями, необходимыми в сфере государственного и муниципального управлении.
· формирование системного подхода к профессиональной управленческой деятельности в области государственного и муниципального управления, углубление и закрепление базовых знаний в области государственного и муниципального управления;
· формирование компетенции обучающихся по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» в области организационно-управленческой, организационно- регулирующей, исполнительно-распорядительной, информационно- методической деятельности;
· формирование умений и навыков самостоятельной работы по выбранной профессии, развитие самоанализа и самооценки результатов собственной деятельности;
· выработка навыков организационной деятельности и их использования при решении конкретных управленческих, аналитических и других задач в области государственного и муниципального управления;
· овладение опытом работы в коллективе;
· формирование профессиональной ответственности и уважения к избранной профессии, навыков служебной этики в управленческой деятельности и основ профессиональной культуры.
3.В ходе выполнения данной практики Вы должны выполнить следующие задачи:
3.1.изучить административный регламент организации (устав, положение), административные регламенты структурного подразделения организации, в которой проходит практика;
3.2.изучить цель, задачи, структуру организации, управленческие функции ее сотрудников, основные направления деятельности;
3.3.ознакомиться со структурой подразделения (организации), системой взаимодействия подразделения (организации) с другими подразделениями (организациями), гражданами;
3.4.изучить должностные инструкции сотрудников подразделения (организации), в которой проходит практика;
3.5.изучить особенности организации документационного обеспечения деятельности подразделения (организации), ознакомиться с номенклатурой дел подразделения (организации), требованиями к оформлению нормативных и распорядительных актов;
3.6.изучить систему разработки, принятия, исполнения и контроля исполнения управленческих решений организации, в которой проходит практика;
3.7.эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;
3.8.эффективно участвовать в работе структурного подразделения по сбору и анализу информации, подготовке официальных документов;
3.9.приобрести навыки взаимодействия с руководством и сотрудниками организации, изучить сущность и основные тенденции развития подразделения (организации), систему управления экономическими и социальными процессами, основные показатели и критерии эффективности управления подразделением (организацией);
3.10.провести анализ результатов деятельности подразделения (организации) в динамике;
3.11собрать и обработать фактический материал, необходимый для выполнения индивидуального задания и написания отчета по практике.
Студент в период прохождения производственной практики должен собрать аналитический и статистический материал, сделать необходимые выписки из служебной документации организации, ознакомиться с информацией по деятельности учреждения, в котором он проходит практику.
В ходе прохождения производственной практики студенту также рекомендуется ознакомиться с литературой, в которой освещается отечественный и зарубежный опыт деятельности в сфере государственного и муниципального управления. Необходимо изучить инструкции, методические указания, нормативные документы, постановления, действующие в настоящее время и регламентирующие работу организаций.
4.В результате прохождения производственной практики Вы должны будете обладать следующими компетенциями:
а) общепрофессиональными (ОПК):
-владением навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности (ОПК-1);
-пособностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6).
б): профессиональными (ПК)
-в области организационно-управленческой деятельности:
*умением определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-1);
*владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-2);
*умением применять основные экономические методы для управления государственным и муниципальным имуществом, принятия управленческих решений по бюджетированию и структуре государственных (муниципальных) активов (ПК-3);
*способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-4);
-в области информационно-методической деятельности:
*способностью применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования (ПК-8);
-в области организационно-регулирующей деятельности:
*способностью эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-19);
-в области исполнительно-распорядительной деятельности:
*владением технологиями, приемами, обеспечивающими оказание государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам (ПК-24);
5. Основным видом занятий по производственной практике является самостоятельная работа студентов в организации (или Владимирском филиале РАНХиГС), получение знаний и освоение навыков профессиональной деятельности, изучения нормативных актов, печатной литературы и подготовка отчета по прохождению практики.
Практика проводится в 4 семестре для студентов очной формы обучения и на 3 курсе для студентов заочной формы обучения.
Продолжительность практики составляет 2 недели.
Промежуточная аттестация проводится с помощью защиты студентом отчета по производственной практике и выставления зачета с оценкой.
6.Посодержанию, Производственная практика состоит из следующих этапов:
Начальный этап.
Основной этап.
Заключительный этап.
Содержание каждого из этапов подробно описывается и утверждается в Рабочем плане-графике студента (см.Приложение 1)
Формы отчетности по практике.
По результатам прохождения практики студент предоставляет на кафедруОтчет по практике(см.Приложение 2), Индивидуальное задание студента (см.Приложение 3), Рабочий план-графики Отзыв о прохождении практики, подписанный руководителем практики(см.Приложение 4)как основные документы, характеризующие работу студента во время практики .Из всех представленных документов Отзыв о прохождении практики заверяется печатью.
Отчет состоит из титульного листа, оглавления, общей части, заключения, библиографического списка использованных источников, отзыва руководителя практики от базы практики.
Отчётдолжен содержать:
- краткое описание деятельности организации (подразделения организации), в которой студент проходил практику;
- характеристику проделанной студентом работы (в соответствии с целями и задачами программы практики).
В качестве дополнительного приложения в отчет могут включаться копии документов (нормативных актов, отчетов и др.), изученных и использованных студентом в период прохождения практики.
Отчет предоставляется в печатном виде на листах формата А4. Объем отчета (без учета отзыва руководителя практики) должен составлять 10-15 страниц печатного текста. Текст подготавливается с использованием текстового редактора Microsoft Word (или аналога) через 1,5 интервала с применением 14 размера шрифта Times New Roman.
Отчет и индивидуальный план предоставляются после окончания практики на кафедру специалисту.
Специалист регистрирует отчет в журнале регистрации и передает его на проверку руководителю практики от кафедры.
Индивидуальный план практики в обязательном порядке должен быть подписан руководителем учреждения (организации) или руководителем практики от учреждения (организации) и заверен печатью.
Отчет должен содержать развернутые ответы на все вопросы, предусмотренные программой прохождения практики. Ответы могут быть проиллюстрированы учетной и отчетной документацией, ксерокопиями документов и внутренних нормативных актов и т.д.
7.Структура отчета о прохождении учебной практики:
-титульный лист,
- содержание (оглавление),
- индивидуальный план практики,
- введение,
- основная часть,
- заключение,
- список использованных источников,
- приложения,
Отчет по практике должен содержать:
Титульный лист установленного образца с подписью руководителя учебной практики.
Содержание отражает перечень вопросов, содержащихся в отчете.
Индивидуальный план включает в себя развернутое рассмотрение и практическое применение всех вопросов, поставленных руководителем практики.
Во введении обосновывается необходимость разработки сформулированной темы исследования, определяются цели и задачи практики.
Содержание разделов основной части должно отражать информационно- теоретическую и проблемно-аналитическую части исследования проблемы.
В заключении в обобщенном виде излагаются результаты.
Список использованных источников должен состоять не менее, чем из 15 источников и нормативных актов. Источники должны быть не позднее последних 5 лет.
Весь вспомогательный материал нужно расположить в конце отчета в виде приложений.
Одним из обязательных условий при обработке статистического материала и написания отчета является использование ЭВМ (MS Word, MS Excell)
Номера страниц отчета, включая приложения, проставляются в центре нижней части страницы арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию.
8.Зачет проходит в форме защиты студентом отчета о практике перед комиссией, назначаемой заведующим выпускающей кафедры. Защита отчета о практике состоит в коротком докладе (5-7 минут) студента и в ответах на вопросы по существу отчета. В результате защиты отчета о практике студент получает зачет с оценкой. Оценка проставляется в ведомость, зачетную книжку студента.
При оценке работы студента во время практики принимается во внимание:
‒ деятельность студента в период практики (степень полноты и результаты выполнения индивидуального задания, овладение основными профессиональными компетенциями);
‒ отзыв руководителя практики от организации, учреждения;
‒ содержание и качество оформления отчета;
‒ качество выступления по отчету и ответы студента на вопросы во время защиты отчета.
Защита студентом отчета по учебной практике направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» проводится в соответствии с Учебным планом.
Знания, умения, навыки студента на зачете оцениваются оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
9.Перечень учебной литературы и ресурсов сети "Интернет", необходимых для проведения практики
Основная литература
1. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник. – М.:Юрайт,2015
2. Гимазова Ю.В. Государственное и муниципальное управление: Учебник/ Под ред. Н.А.Омельченко. – М.:Юрайт,2014
3. Иванов В.В., Коробова А.Н. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий. – М.: ИНФРА-М,2013
4. Местное самоуправление и муниципальное управление: Учебник/ Под ред. А.С.Прудникова, М.С.Трофимова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА,2015
5. Самойлов В.Д. Государственное управление. Теория, механизмы, правовые основы: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2015
6. Яновский В.В., Кирсанов С.А. Государственное и муниципальное упралвение: Введение в специальность: Учебное пособие. – М.:КНОРУС,2014.
7. Купряшин Г. Л. Основы государственного и муниципального управления : учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. Л. Купряшин. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 500 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-6703-6. // http://www.biblio-online.ru
8. Местное самоуправление и муниципальное управление [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по
специальностям «Государственное и муниципальное управление» и «Юриспруденция»/ И.В. Мухачев [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 399 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52047.— ЭБС «IPRbooks»,
9. Основы государственного и муниципального управления (public administration) : учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. А. Меньшикова [и др.]; под ред. Г. А. Меньшиковой, Н. А. Пруеля. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 340 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-5675-7. // http://www.biblio-online.ru
10. Государственное и муниципальное управление [Электронный ресурс]: учебное пособие/ В.В. Крупенков [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2012.— 336 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10648.— ЭБС «IPRbooks»,
11. Шамарова Г.М. Основы государственного и муниципального управления [Электронный ресурс]: учебник/ Шамарова Г.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013.— 320 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17032.— ЭБС «IPRbooks»,
12. Рогожин М.Ю. Справочник по делопроизводству [Электронный ресурс]/ Рогожин М.Ю.— Электрон. текстовые данные.— М.: Юстицинформ, 2011.— 256 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13407.— ЭБС «IPRbooks»,
13. Шувалова Н. Н. Основы делопроизводства. Язык служебного документа : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Н. Шувалова, А. Ю. Иванова; под общ. ред. Н. Н. Шуваловой. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 375 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8355-5. // http://www.biblio-online.ru
14. Гринберг А.С. Информационные технологии управления [Электронный ресурс]: учебник/ Гринберг А.С., Горбачев Н.Н., Бондаренко А.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 479 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10518.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Дополнительная литература
1. Белокрылова О. С. Региональная экономика и управление: учебное пособие / О. С. Белокрылова, Н. Н. Киселева, В. В. Хубулова. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М – М, 2011.
2. Веснин В.Р. Управление человеческими ресурсами. Теория и практика: Учебник. – М.:Проспект,2015
3. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник. М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2010. – 632 с.
4. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учебное пособие. – М.:ИНФРА-М,2013
5. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие/ Под ред. А.М.Руденко. – Ростов на Дону:Феникс,2015
6. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления – 5-ое изд., пересм.- М.: Норма: ИНФРА-М, 2013.-423 с.