Обеспечение безопасности продуктов питания
В последние годы, инциденты, связанные с нарушениями безопасности пищевых продуктов во всем мире происходят особенно часто. В Китае это - огромная проблема. «Повышение безопасности пищевых продуктов также является неизбежным следствием требований экономического развития, способствует укреплению международного и внутреннего доверия к бренду «Сделано в Китае», и помогает открыть более чем миллиардный рынок населения, способствует расширению внутреннего спроса» – сказал Премьер Китая Ли Кэцян на конференции «Безопасность продуктов питания в КНР».
Приведем типичные примеры проблем, связанных с безопасностью продуктов питания в Китае. 8 ноября 2016г. была опубликована новость о том, что четыре молочные компании допустили дефекты в управлении безопасностью пищевых продуктов. Это напоминает нам о многих проблемах с качеством еды в Китае. В 2003 году, в провинции Аньхой в Китае длительное время сохранялась ситуация, в которой у детей были понос и недоедание из-за низкокачественного сухого молока. В результате у них были большие головы и короткие конечности. В 2008 году, в Китае произошла большая проблема с сухим молоком для детей, которую назвали просто «ядовитое сухое молоко». Компания «Сань Лу» добавила вещество «Меламин» в сухое молоко, чтобы поднять содержание белка при контроле качества пищевых продуктов. Много детей из-за этого заболело мочекаменной болезнью. Также в последнее время имело место много похожих проблем, таких как «Отработанное растительное масло», «желатиновые капсулы для витамина Е», «Мёд с вредными добавками» и так далее.
В октябре 2015г., в Китае вступил в силу новый Закон "О продовольственной безопасности», более строгий, чем предыдущие. В законе 8 заметных достоинств, в том числе преимущественно уголовная ответственность, повышение штрафов до 30 раз, добавление административного ареста и так далее. Профессор Восточно-Китайского технологического университета Лю Шаовэй говорит, что «Новый закон о продовольственной безопасности» все еще имеет много недостатков. Хотя штрафы стали выше, этот закон еще не очень известен в обществе, правоохранительные органы достаточно слабы, никаких подробностей о реализации закона нету. Для общественно значимых проблем, связанных с безопасностью пищевой продукции, таких как проблема генетически модифицированных продуктов питания и т.д., правовое регулирование еще должно быть улучшено."
На мой взгляд, самым эффективным способом временного решения проблемы, используемым китайским правительством, являются временные кампании по борьбе с нарушениями в этой области, проводимые правоохранительными органами. Однако, таким образом невозможно обеспечить постоянное и долгосрочное достижение цели обеспечения безопасности продуктов питания.
Поэтому, надо создать открытый, прозрачный и постоянно работающий механизм, чтобы каждый граждан мог знать происхождение продуктов. Отдел контроля и управления должен делать выборочные проверки каждый месяц и публиковать информацию о результатах. Кроме того, хорошо было бы создать архивы для хранения информации о добросоветности компаний пищевой промышленности. Если предприятия нарушают закон о продовольственной безопасности, они должны быть лишены права работать в этой области.
С другой точки зрения, возможности и проблемы существовуют одновременно. Почитайте эти предложения: «Фабрика добавляла заплесневелую ветчину в колбасу, рабочие ходили вверх и вниз, могли плюнуть в любом месте, отравленных мышей пропускают через мясорубки вместе с мясом, воду, которую уже использовали для мытья чего-либо, используют в приготовлении приправ». Страшно, но такое на самом деле происходило в США около 100 лет назад. Произведение «The jungle» журналиста и писателя Upton Sinclair способствовало созданию FDA в США. Около 200 лет назад в Великобританиие тоже было много проблем, связанных с безопасностью еды. Международная пищевая промышленность пережила болезненный переход «от беспорядка к порядку», и, конечно, Китай не является исключением. Например, в течение трех лет стихийных бедствий, только с 1959 по 1960 год произошло чистое сокращение населения стороны на 10 миллионов человек, вы можете себе представить, сколько людей умерло в связи с нехваткой пищи. Как раз недавно Председатель Си Цзиньпин оценил важность проблемы безопасности продуктов питания, сказав, что «в случае наступления голода деньги не помогут».
Посмотрите на количество используемых пестицидов: с 1960-х годов, Китай начал широкомасштабное использование высокотоксичного остаточного органического хлора, органических пестицидов фосфора, в 1980-х дозировка и частота их использования выросли в два раза, что привело к исчезновению воробьев бассейна реки Сычуань. Теперь тоже необходимо использовать ядохимикаты для обеспечения сельскохозяйственного производства, но наиболее токсичные из них запрещены к использованию.
А раз так, почему бы вам чувствовать себя все в большей и большей пищевой безопасности? Мы видим несколько факторов:
Во-первых, китайский народ в прошлом постоянно был вынужден решать проблему недостатка пиши. С развитием производства, мы стали уделять больше внимания качеству продуктов и продовольственной безопасности. Во-вторых, в прошлом обязательный контроль качества пищевых продуктов был относительно небольшим, а теперь объемы надзора правительства за этой областью беспрецедентны, развивается также мониторинг со стороны средств массовой информации. В-третьих, в прошлом наши медиатехнологии были относительно отсталыми, и единственными способами получения информации о внешнем мире для нас были «Центральное телевидение Китая», «Центральное народное вещание станции» и «Жэньминь жибао», сейчас же вы можете как получать информацию из почти неограниченного количества различных медиа, но и быть в состоянии инициировать освещение ими конкретных проблем. Правительство для того, чтобы адаптироваться к этим изменениям, также пытается взять на себя инициативу по публикованию дополнительной информации, которая позволит вам получать намного больше информации о продуктах питания.
Как же можно определить текущий статус безопасности пищевых продуктов в цифрах и контролировать его? Мы можем использовать данные о доле продуктов питания, успешно прошедших государственную проверку во время специальной национальной выборки: в 1982 году она составляла 61,5%, в 1994 г. 82,3%, в 2000 г. - 88,9%, в 2002 г. - 93,4%. Несмотря на высокую скорость прохождения ступени в девяносто процентов, это нисколько не означает, что работа правительства закончена, но безопасность пищевых продуктов в целом действительно повышается.
Поэтому, с точки зрения безопасности пищевых продуктов, сейчас мы переживаем одновременно лучшие и худшие времена. Стандарты безопасности пищевых продуктов во много раз выше, чем в прошлом, «лучший период в истории», как иногда называют современность, это не пустые слова, но, несмотря на это, уверенность в безопасности еды китайских граждан падала практически до нулевой точки, постоянный вопрос «Что мы еще можем есть» — это стимул для каждого работника пищевой промышленности.
Как потребитель, каждый из нас имеет право выдвигать более высокие требования к пищевым продуктам, но вопросы безопасности пищевых продуктов в прошлом всегда существовали, и будут продолжать существовать, старые проблемы обнаружены и постепенно решены, новые проблемы продолжают появляться, глобальная продовольственная безопасность остается очень важной темой. Нынешний хаос с безопасностью пищевых продуктов в Китае является этапом экономического развития, с экономическим развитием будет также постепенно происходить выздоровление. Хорошая новость заключается в том, что американские и европейские страны «пересекали реку, нащупывая камни», а, обладая их опытом и мудростью китайского народа, я надеюсь, мы сможем лучше и быстрее перейти реку.