Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
· основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
· назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
· назначение и функции операционных систем;
Уметь
· оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
· распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
· использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
· оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
· иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
· создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
· просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
· наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
· соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
· ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
· автоматизации коммуникационной деятельности;
· соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
· эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Тип урока | Обязательный минимум содержания образования (элементы содержания) | Образовательные технологии | Дидактические единицы образовательного процесса (знать/уметь) | Контроль знаний учащихся | Дата проведения | Комментарий учителя | |
план | факт | ||||||||
Охрана труда и техника безопасности в кабинете информатики. Введение. | Изучение нового материала | Инструкции № 45 и № 85 по ОТ при работе на ПК. Электробезопасность. Правила поведения. Гигиена. Упражнения для снятия напряжения с глаз | здоровьесберегающие технологии технология развития критического мышления | В чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах; Из каких частей состоит предметная область информатики; Правила техники безопасности. | Зачет, подпись в журнале по ТБ | ||||
Понятие информации. | Изучение нового материала | Информация, информационный процесс. Выделение, копирование, вставка текста; форматирование строк и абзацев. | здоровьесберегающие технологии технология развития критического мышления; элементы проблемного обучения | Три философские концепции информации; Понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, тории информации; Что такое язык представления информации; какие бывают языки; Понятия «кодирования» и «декодирования» информации; Примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо;Кодировать и декодировать текстовую информацию по известному правилу. | Беседа | ||||
Представление информации, языки, кодирование | Изучение нового материала | Формальный язык, естественный язык, кодирование, декодирование. Выделение, копирование, вставка текста; форматирование строк и абзацев. | здоровьесберегающие технологии технология развития критического мышления; элементы проблемного обучения | Фронтальный опрос | |||||
Решение задач по теме «Представление информации» | Комбинированный урок | Информационный объем, бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, N=2'. Объемный подход. Измерение информации. | здоровьесберегающие технологии технология развития критического мышления | Самостоятельная работа по решению задач | |||||
Измерение информации. Объемный подход. | Изучение нового материала | Информационный объем, бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, N=2'. Объемный подход. Измерение информации. | здоровьесберегающие технологии технология развития критического мышления; элементы проблемного обучения | Сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации; Определение бита с алфавитной точки зрения; Связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов); Связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб; Сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации; Определение бита с позиции содержания сообщения; Решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов); Решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход; Выполнять пересчет количества информации в разные единицы. | Беседа | ||||
Измерение информации. Содержательный подход в равновероятном приближении. | Изучение нового материала | Информационный объем, бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, N=2'. Объемный подход. Измерение информации. | здоровьесберегающие технологии технология развития критического мышления; элементы проблемного обучения | Беседа | |||||
Практическая работа: Измерение информации | Практическая работа | Информационный объем, бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, N=2'. Объемный подход. Измерение информации. | здоровьесберегающие технологии информационно-коммуникационные технологии | Отчет о выполнении п/р | |||||
Контрольная работа по теме: «Информация. Измерение информации.» Что такое система | Контроль ЗУН | Информационный объем, бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, N=2'. Объемный подход. Измерение информации. | здоровьесберегающие технологии информационно-коммуникационные технологии | Основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема; Основные свойства систем: целесообразность, целостность; Что такое «системный подход» в науке и практике; Чем отличаются естественные и искусственные системы; Какие типы связей действуют в системах; Роль информационных процессов в системах; Состав и структуру систем управления. Приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.); Анализировать состав и структуру систем; Различать связи материальные и информационные. | Контрольная работа | ||||
Информационные процессы в естественных и искусственных системах | Изучение нового материала | Системы, структуры системы, системный эффект, системный подход, подсистема. Объекты векторной графики. Естественные, системы, искусственные системы, информационная связь, системы управления. Объекты векторной графики. | здоровьесберегающие технологии технология развития критического мышления; элементы проблемного обучения | Беседа | |||||
10. | Зачетная работа по теме «Введение в теорию систем» Хранение информации. | Обобщение и систематизация ЗН | Носители информации. Информационные процессы. Мультимедийные презентации. | здоровьесберегающие технологии технология развития критического мышления | Историю развития носителей информации; Современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики; Модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи; Основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность; Понятие «шум» и способы защиты от шума. Сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам; Рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи. | Зачет | |||
11. | Решение задач по теме «Хранение информации» | Комбинированный урок | Носители информации. Информационные процессы. Мультимедийные презентации. | здоровьесберегающие технологии технология развития критического мышления | Самостоятельная работа по решению задач | ||||
12. | Передача информации. | Изучение нового материала | Модель передачи информации, пропускная способность канала, скорость передачи, код. Информационные процессы. Мультимедийные презентации. | здоровьесберегающие технологии технология развития критического мышления; элементы проблемного обучения | Беседа | ||||
13. | Обработка информации и алгоритмы | Изучение нового материала | Алгоритм и его свойства, исполнитель, обработка информации. | здоровьесберегающие технологии технология развития критического мышления; элементы проблемного обучения | Основные типы задач обработки информации; Понятие исполнителя обработки информации; Понятие алгоритма обработки информации; Что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов; Определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной; Устройство и систему команд алгоритмической машины Поста. Составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста. | Беседа | |||
14. | Автоматическая обработка информации | Изучение нового материала | Исполнители алгоритмов. Программные алгоритмы. | здоровьесберегающие технологии технология развития критического мышления; элементы проблемного обучения | Фронтальный опрос | ||||
15. | Практическая работа: «Автоматическая обработка данных» | Практическая работа | Исполнители алгоритмов. Программные алгоритмы. | здоровьесберегающие технологии информационно-коммуникационные технологии | Отчет о выполнении п/р | ||||
Контрольная работа по теме «Информационные процессы хранения передачи и обработки информации» Поиск данных | Контроль ЗУН | Информационные процессы: поиск, хранение, обработка, сортировка, передача. | здоровьесберегающие технологии информационно-коммуникационные технологии | Что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерии поиска»; Что такое «структура данных»; какие бывают структуры; Алгоритм последовательного поиска; Алгоритм поиска половинным делением; Что такое блочный поиск; Как осуществляется поиск в иерархической структуре данных. Осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках энциклопедиях; Осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера. | Контрольная работа | ||||
Защита информации. | Изучение нового материала | Защита информации, цифровые подписи и сертификаты. | здоровьесберегающие технологии информационно-коммуникационные технологии | Какая информация требует защиты; Виды угроз для числовой информации; Физические способы защиты информации; Программные средства защиты информации; Что такое криптография; Что такое цифровая подпись и цифровой сертификат. Применять меры защиты личной информации на ПК; Применять простейшие криптографические шрифты (в учебном режиме). | Беседа | ||||
Практическая работа: «Шифрование данных» | Практическая работа | Способы и методы шифрования данных. | здоровьесберегающие технологии информационно-коммуникационные технологии | Отчет о выполнении п/р | |||||
Проверочная работа по теме «Защита информации» Компьютерное информационное моделирование | Обобщение и систематизация ЗУН | Модель, информационная модель; этапы моделирования. Создание, редактирование, оформление электронной таблицы, среда табличного процессора MS Excel. | здоровьесберегающие технологии технология развития критического мышления | Определение модели; Что такое информационная модель; Этапы информационного моделирования на компьютере; Что такое граф, дерево, сеть; Структура таблицы; основные типы табличных моделей; Что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы. Ориентироваться в граф-моделях; Строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы; Строить табличные модели по вербальному описанию системы. | Тест Беседа | ||||
20. | Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы. Пример структуры данных – модели предметной области | Изучение нового материала | Структуры данных, деревья, графы, типы таблиц, столбцы, строки, сети. Создание, редактирование, оформление электронной таблицы, среда табличного процессора MS Excel. | здоровьесберегающие технологии технология развития критического мышления; элементы проблемного обучения | Беседа | ||||
21. | Практическая работа: «Структуры данных: графы» | Практическая работа | Структуры данных, деревья, графы, типы таблиц, столбцы, строки, сети. Создание, редактирование, оформление электронной таблицы, среда табличного процессора MS Excel. | здоровьесберегающие технологии информационно-коммуникационные технологии | Отчет о выполнении п/р | ||||
22. | Практическая работа: «Структуры данных: таблицы» | Практическая работа | Структуры данных, деревья, графы, типы таблиц, столбцы, строки, сети. Создание, редактирование, оформление электронной таблицы, среда табличного процессора MS Excel. | здоровьесберегающие технологии информационно-коммуникационные технологии | Отчет о выполнении п/р | ||||
23. | Контрольная работа по теме «Информационные модели и структуры данных» Алгоритм как модель деятельности | Контроль ЗУН | Структуры данных, деревья, графы, типы таблиц, столбцы, строки, сети. Создание, редактирование, оформление электронной таблицы, среда табличного процессора MS Excel. Алгоритм и его свойства, исполнитель, обработка информации. Исполнители алгоритмов. Виды алгоритмов. | здоровьесберегающие технологии информационно-коммуникационные технологии | Понятие алгоритмической модели; Способ описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; Что такое трассировка алгоритма. Строить алгоритмы управления учебными исполнителями; Осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы. | Контрольная работа | |||
24. | Практическая работа «Управление алгоритмическим исполнителем» | Практическая работа | Исполнители алгоритмов. | здоровьесберегающие технологии информационно-коммуникационные технологии | Отчет о выполнении п/р | ||||
Компьютер – универсальная техническая система обработки информации | Изучение нового материала | Устройство компьютера , назначение; шина данных, шина памяти, шина управления, ОЗУ, ПЗУ, контроллер, порты, системная плата, процессор, устройства ввода-вывода. | здоровьесберегающие технологии технология развития критического мышления; элементы проблемного обучения | Архитектуру персонального компьютера; Что такое контроллер внешнего устройства ПК; Назначение шины; В чем заключается принцип открытой архитектуры ПК; Основные виды памяти ПК; Что такое системная плата, порты ввода-вывода; Назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.; Что такое программное обеспечение ПК; Структура ПО ПК; Прикладные программы и их назначение; Системное ПО: функции операционной системы; Что такое системы программирования. Подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения; Соединять устройства ПК; Производить основные настройки BIOS; Работать в среде операционной системы на пользовательском уровне. | Беседа | ||||
Практическая работа: «Выбор конфигурации компьютера» | Практическая работа | Устройство компьютера , назначение; шина данных, шина памяти, шина управления, ОЗУ, ПЗУ, контроллер, порты, системная плата, процессор, устройства ввода-вывода. | здоровьесберегающие технологии информационно-коммуникационные технологии | Отчет о выполнении п/р | |||||
Программное обеспечение компьютера | Изучение нового материала | Программное обеспечение (ПО), виды ПО; прикладное программное обеспечение, системные программы, системы программирования, операционная система, пользовательский интерфейс. | здоровьесберегающие технологии технология развития критического мышления; элементы проблемного обучения | Беседа | |||||
Практическая работа: «Настройка BIOS» | Практическая работа | Программное обеспечение (ПО), виды ПО; прикладное программное обеспечение, системные программы, системы программирования, операционная система, пользовательский интерфейс. | здоровьесберегающие технологии информационно-коммуникационные технологии | Отчет о выполнении п/р | |||||
Контрольная работа по теме «Компьютер: аппаратное и программное обеспечение» Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел. | Контроль ЗУН | Системы счисления; формат целых чисел, формат вещественных чисел, плавающая запитая, фиксированная запятая, порядок. Данные. | здоровьесберегающие технологии информационно-коммуникационные технологии | Основные принципы представления данных в памяти компьютера; Представление целых чисел; Диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком; Принцип представления вещественных чисел; Представление текста; Представление изображения; цветовые модели; В чем различие растровой и векторной графики; Дискретное (цифровое) представление звука. Получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера; Вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета. | Контрольная работа | ||||
Практическая работа: «Представление чисел» | Практическая работа | Системы счисления; формат целых чисел, формат вещественных чисел, плавающая запитая, фиксированная запятая, порядок. Данные. | здоровьесберегающие технологии информационно-коммуникационные технологии | Отчет о выполнении п/р | |||||
31. | Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста, графики и звука. | Изучение нового материала | Дискретные модели данных. Текст в компьютере. Текстовые данные. Графика в компьютере. Графические данные. Звук в компьютере. Звуковые данные. | здоровьесберегающие технологии технология развития критического мышления; элементы проблемного обучения | Беседа | ||||
Практическая работа: «Представление текстов. Сжатие текстов» | Практическая работа | Текст в компьютере. Текстовые данные. | здоровьесберегающие технологии информационно-коммуникационные технологии | Отчет о выполнении п/р | |||||
Практическая работа: «Представление изображения и звука» | Практическая работа | Графика в компьютере. Графические данные. Звук в компьютере. Звуковые данные. | здоровьесберегающие технологии информационно-коммуникационные технологии | Отчет о выполнении п/р | |||||
34. | Развитие архитектуры вычислительных систем. Организация локальных и глобальных сетей | Изучение нового материала | Локальные компьютерные сети, топологии локальных сетей. Концентратор, маршрутизатор, сервер, рабочая станция, сетевая плата. Глобальные компьютерные сети. Информационная культура, всемирная паутина, IP-адрес, пропускная способность, протокол TCP. | здоровьесберегающие технологии технология развития критического мышления; элементы проблемного обучения | Идею распараллеливания вычислений Что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации Назначение и топологии локальных сетей Технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции) Основные функции сетевой операционной системы Историю возникновения и развития глобальных сетей Что такое Интернет Систему адресации в Интернет (IP – адреса, доменная система имен) Способы организации связи в Интернете Принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP | Беседа |
Интернет-ресурсы
Сайт Полякова К.Ю. http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm
ЕГЭ по информатике 2014. (http://infoegehelp.ru/)
http://решуегэ.рф/ - образовательный портал для подготовки к экзаменам
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/ -БИНОМ. Лаборатория знаний. Методическая служба.
Оборудование и приборы
Аппаратные средства:
1. Компьютер
2. Проектор
3. Принтер
4. Интерактивная доска
5. Звуковые колонки
6. Сканер
7. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
Программные средства:
1. Операционная система Windows 7, включающая файловый менеджер, мультимедиа-проигрыватель, браузер, почтовый клиент, текстовый редактор блокнот,
2. Антивирусная программа.
3. Программа-архиватор.
4. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, табличный процессор, растровый и векторные графические редакторы, программу для создания презентаций, программу для создания базы данных.
5. Система оптического распознавания документов.
6. Cреда программирования TurboPascal.
Класс
(34 часов.)