Римеры применения информационных систем в фирме
ринципы организации информационных систем в фирме
На таблице1, приведенной ниже, представлены функции информационных систем предприятия, которые необходимо выполнять для эффективной деятельности любого предприятия или организации. При этом общая информационная система может состоять из совокупности локальных систем (или подсистем), которые взаимодействуют между собой и поддерживают управленческие решения на всех уровнях.
Таблица 1.
На рис. 7.3. показан один из таких вариантов. Между локальными ИС организуются связи различного характера и назначения. Одни локальные ИС могут быть связаны с большим количеством работающих в фирме систем и иметь выход во внешнюю среду, другие связаны только с одной или несколькими родственными. Современный подход к организации связи основан на применении локальных внутрифирменных компьютерных
сетей с выходом на аналогичную ИС другой фирмы или подразделение корпорации. При этом пользуются ресурсами региональных и глобальных сетей.
На основе интеграции ИС разного назначения с помощью компьютерных сетей в фирме создаются корпоративные (интегрированные) ИС. Подобные ИС предоставляют пользователю возможность работать как с общефирменной базой данных, так и с локальными базами данных.
Рис.7.3.Состав локальных ИС, поддерживающих деятельность организации.
римеры применения информационных систем в фирме
Использование корпоративной ИС для уменьшения стоимости выпускаемой продукции.
Для примера рассмотрим роль корпоративной ИС в формировании стоимости продукции, выпускаемой предприятием.
Информационные системы на предприятии, поддерживая все стадии выпуска продукции, могут предоставлять информацию разной степени подробности для анализа, в результате которого выявляются этапы, где происходит сверхнормативное увеличение стоимости продукции. В этом случае может быть выбрана определенная стратегия по уменьшению стоимости продукции. Результаты принимаемых мер должны отразиться в информационной системе. Полученную информацию можно снова использовать для анализа и корректировки стратегии. И так можно делать до тех пор, пока не будет достигнута поставленная цель. Например, фирма может резко сократить издержки, связанные с длительным хранением сырья и полуфабрикатов, договорившись с поставщиками о ежедневных поставках. Сведения о произведенных изменениях в сроках поставок будут учтены информационной системой, из которой будет получена информация для принятия решений на соответствующем уровне управления.
Информационная система может обеспечить наибольший эффект, если предприятие рассматривать как цепь действий, в результате которых происходит постепенное формирование стоимости производимых продуктов или услуг. Тогда с помощью информационных систем различного функционального назначения, включенных в эту цепь, можно оказывать влияние на стратегию принятия управленческих решений, направленных на увеличение доходов фирмы.
Использование информационной системы для отыскания рыночных ниш.
При покупке товаров в некоторых фирмах информационная система регистрирует данные о покупателе, что позволяет:
· определять группы покупателей, их состав и запросы, а затем ориентироваться в своей стратегии на наиболее многочисленную группу;
· посылать потенциальным покупателям различные предложения, рекламу, напоминания;
· предоставлять постоянным покупателям товары и услуги в кредит, со скидкой, с отсрочкой платежей.
Использование информационной системы для ускорения потоков товаров.
Предположим, фирма специализируется на поставках продуктов в определенное учреждение, например в больницу. Как известно, иметь большие запасы продуктов на складах фирмы очень невыгодно, а не иметь их невозможно. Для того чтобы найти оптимальное решение этой проблемы, фирма устанавливает терминалы в обслуживаемом
учреждении и подключает их к информационной системе. Заказчик прямо с терминала вводит свои пожелания по предоставляемому ему каталогу. Эти данные поступают в информационную систему по учету заказов.
Менеджеры, делая выборки по поступившим заказам, принимают оперативные управленческие решения по доставке заказчику нужного товара за короткий промежуток времени. Таким образом, экономятся огромные деньги на хранение товаров, ускоряется и упрощается поток товаров, отслеживаются потребности покупателей.
Использование информационных систем для снижения издержек производства.
Эти информационные системы, отслеживая все фазы производственного процесса, способствуют улучшению управления и контроля, более рациональному планированию и использованию персонала и оборудования и, как следствие, снижению себестоимости производимой продукции и услуг.
Например, информационная система, установленная в фирме по сдаче автомашин внаем, отслеживает местонахождение, стоимость и техническое состояние парка прокатных машин. Это позволяет минимизировать потери от простоя и пустого прогона для каждой
автомашины, перераспределяя предложения согласно спросу.
Использование ИС для автоматизации технологии “менеджмент уступок”.
Суть этой технологии состоит в том, что, если доход фирмы остается в рамках рентабельности, потребителю делаются разные скидки в зависимости от количества и длительности контрактов.
В этом случае потребитель становится заинтересованным во взаимодействии с фирмой, а фирма тем самым привлекает дополнительное число клиентов. Если же клиент не желает взаимодействовать с данной фирмой и переходит на обслуживание к другой, то его затраты могут возрасти из-за потери предоставляемых ему ранее скидок.
Использование информационной системы при продаже авиабилетов
Информационная система по продаже авиабилетов позволяет проанализировать архивные данные за многие годы, оценить перспективы наполнения салона, назначить разумную цену на каждое место, снизить количество непроданных билетов и пр. Она резервирует
каждое место на самолет в США за три месяца до полета 1,5 раза, т.е. два места резервируются за тремя пассажирами.
Использование банковской ИС для закрепления клиентов
Информационная система банка обеспечивает все виды оплат по счетам его клиентов. Она умышленно сделана несовместимой с информационными системами других банков. Таким образом, клиент попадает в круг услуг банка, из которого ему трудно выйти. В обмен банк предлагает ему различные скидки и бесплатные услуги.
Корпоративные информационные системы
Корпоративные ИСотличаются наличием системы локальных вычислительных сетей территориально-разнесенных предприятий, объединенных глобальной вычислительной сетью корпорации, с выходом в Интернет. Характерной особенностью корпораций является наличие крупных баз и банков данных, снабженных сложными системами защиты информации от несанкционированного доступа и организации доступа к данным пользователей разного уровня. Корпорации часто формируют специальные хранилища данных, обеспечивающие максимально быстрый доступ к информации, необходимой для принятия решений на основе анализа бизнес-целей, бизнес-планов, потоков данных, бизнес-моделей. Задачи, решаемые корпоративными программами, включают анализ ценовой политики, стратегическое и тактическое планирование, маркетинговую службу. В корпоративных ИС используются современные методы повышения эффективности работы предприятий: инжиниринг – оптимизация бизнес-процесса путем моделирования и выбора наилучших вариантов достижения цели (при сохранении структуры предприятия) и реинжиниринг – оптимизация структуры и функций предприятия на информационно-технологической базе интегрированных корпоративных ИС, обеспечивающих комплексную информационную поддержку управления деловыми процессами на всех уровнях.
Последним достижением в области оптимизации бизнеса является контроллинг – совокупность методов и средств реализации задач стратегического и оперативного контроля в системе управления, а также решения стратегических задач по всем направлениям управленческой деятельности (маркетинг, обеспечения ресурсами, инвестиции и т. п.). Для реализации задач контроллинга создается специализированная информационная модель предприятия – контроллер.
Схема реализации этапов бизнес – реинжиниринга, позволяющая оценить сложность процессов оптимизации управленческой деятельности, приведена на рис.7.4.
Рис. 7.4.Схема реализации этапов бизнес – реинжиниринга.
Рис.7.5.Функциональные подсистемы корпоративной ИС «Галактика».
На рис.7.5. представлен перечень функциональных подсистем (контуров управления) типичной корпоративной системы «ГАЛАКТИКА», в котором указаны также задачи, решаемые каждым из контуров управления.
Стратегические и особенно интегрированные информационные системы дороги. Целесообразная сложность (и, следовательно, стоимость) ЭИС определяется размером предприятия (фирмы), объемом производства, наличием финансовых средств. На рис.7.6. представлена схема, показывающая масштабы предприятия и целесообразный тип информационной системы для данного предприятия.
Рис. 7.6. Схема соотношения предприятие – информационная система.