Основные требования к оформлению методической работы

Требования к методическим разработкам

Классификация учебных и методических изданий

Учебные издания:

1. Учебник

· содержит систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе;

· официально утвержден;

· предназначен для студентов.

2. Учебное пособие

· частично или полностью дополняет учебник;

· официально утверждено;

· предназначено для студентов.

3. Учебно-методическое пособие:

· содержит материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или по методике воспитания;

· предназначено для преподавателей.

4. Практикум:

· сборник практических заданий и упражнений, способствующих усвоению, закреплению, проверке знаний;

· предназначен для студентов.

5. Пособие учебное:

· словари, справочники, альбомы, плакаты, учебные карты, таблицы, диаграммы, схемы, диафильмы, диапозитивы, кодопозитивы, видеофильмы, звукозаписи, слайды и др.

· предназначено для студентов.

Методические издания:

Методическая разработка:

· содержит конкретные материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, темы, урока) или проведения внеклассного мероприятия, по современным технологиям обучения, по обобщению лучшего опыта;

· планирование материала по курсу (примерная и рабочая программа, рабочий учебный план), положения по вопросам учебно-воспитательной работы (на основе нормативных актов);

· предназначена для преподавателей.

Методические пособия делятся на методические рекомендации и методические указания.

Методическое пособие:

· содержит комплекс четко сформулированных рекомендаций, указаний по выполнению курсовых и дипломных проектов, лабораторных и практических занятий, решению вопросов практики, по подготовке к ИГА; практические задания с примерами их выполнения;

· предназначено для студентов.

Основные требования к оформлению методической работы

1. Методическая работа обязательно должна иметь титульный лист, аннотацию, содержание, введение, основную часть, список литературы, оглавление, при необходимости – заключение, приложения.

На титульном листе методической работы приводится: наименование вышестоящей организации (Министерство образования и науки РФ) и наименование учреждения (Уфимский автотранспортный колледж); для методических указаний - № протокола и дата проведения заседания методического совета УАТК на котором они утверждены; заглавие (название) работы; вид учебной литературы (учебное пособие, методические указания, методические разработки, методические рекомендации, инструкции к лабораторным и практическим занятиям, программа и т.п., с указанием, для кого предназначено данное издание – отделение, курс); место и год издания.

На обороте титульного листа указываются: классификационный индекс УДК или ББК (в левом верхнем углу); библиографическое описание издания (авторы или составители, полное название, вид, место, год и количество страниц издания); аннотация (для учебных пособий) издания; данные о рассмотрении рукописи на заседании цикловой комиссии (№ протокола, дата рассмотрения); составитель данной работы (указывается ученая степень, звание, должность, ФИО составителя); рецензенты работы (указывается ученая степень, звание, должность, место работы, ФИО). Сведения об ученой степени, звании и должности приводится в соответствии с существующими правилами сокращения: доктор - д-р, профессор – проф., кандидат – канд., доцент – доц., биол., ист., мат., хим. и др. наук, например: канд. тех. наук, доц.

Аннотация – краткая характеристика, в данном случае учебного пособия, раскрывающая ее содержание, новизну, назначение.

Содержание: место и роль данного учебного пособия в учебном процессе по данной специальности и поданной дисциплине; особенности издания в отличии от имеющихся; для кого рассчитано издание (для студентов какого отделения, специальности, курса и т.д.).

Введение преследует цель ввода читателя в содержание, проблему учебной дисциплины, а именно, раскрывается содержание предмета изучения данной науки, его становление и развитие в историческом аспекте, связь с другими дисциплинами и т.п.

Оглавление предпочтительнее располагать в конце пособия после списка литературы и приложений.

2. Требования к оформлению текста:

· Формат А 4.

· Ориентация – книжная.

· Поля: верхнее, нижнее, правое, левое – 2 см.

· Номера страниц – арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию.

· Шрифт – Times New Roman.

· Высота шрифта – 12 (14) пунктов;

· Красная строка.

· Междустрочный интервал – одинарный.

· Выравнивание текста – по ширине.

· Исключить переносы в словах.

· Необходимо следовать основным правилам компьютерного набора.

3. Текст разделяется на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 12, выделяется полужирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.

4. В содержании последовательно перечисляются заголовки разделов, подразделов с указанием номеров листов, на которых начинается материал.

5. Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и нумеруется в пределах раздела. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.

6. Приложения располагают в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы. Посередине страницы пишут слово «Приложение» и его обозначают заглавной буквой русского алфавита, например «Приложение А».

Структура текста методических указаний следующая:

1. Название темы и обоснование ее актуальности.

2. Учебные цели:

· овладение навыками (конечная цель);

· в результате освоения темы студент должен уметь;

· для формирования умений студент должен знать (исходные базисные знания и умения).

3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы.

4. Вид занятия (практическое, семинарское, лабораторное занятие).

5. Продолжительность занятия (в академических часах).

6. Оснащение: таблицы, плакаты, муляжи, фантомы, лабораторные данные и др.

7. Содержание занятия:

· контроль исходного уровня знаний и умений в виде заданий (тестов) разного уровня, типовых задач;

· разбор с преподавателем основных и наиболее сложных вопросов, необходимых для освоения темы занятия;

· разбор узловых вопросов изучаемого материала;

· демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме;

· самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (решение задач, лабораторная работа, оформление результатов проведенной работы и т.д.);

· контроль освоения темы занятия (тестовый контроль, решение ситуационных задач и др.).

8. Место проведения самоподготовки (читальный зал библиотеки, учебная комната и др.).

9. Учебно-исследовательская работа по данной теме (написание рефератов, подготовка наглядных пособий, стендов и др.).

10. Литература:

· основная;

· дополнительная.

В методических указаниях в лаконичной форме может быть дана справочная информация по изучаемой теме, графологическая структура темы, методические советы и указания студентам по выполнению контрольных заданий, эталон решения задачи, контрольные задания в необходимом количестве вариантов, дающие возможность обеспечить индивидуальное выполнение задания студентом. В заключении можно представить тестовые задания (тест-контроль) для самостоятельного контроля уровня усвоения темы с эталоном ответов.

Наши рекомендации