Расчет и выбор посадок подшипников качения
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К выполнению практических заданий
По курсу
«МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ»
Новочеркасск – 2006 г.
УДК
Рецензенты: канд. техн. наук А.М.Семенцев
канд. техн. наук А.И.Берела
Составители: Е.С.Пирожкова, С.Н.Егоров.
Методические указания к выполнению практических заданий по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация»/ Волгодонский институт ЮРГТУ. - Новочеркасск: ЮРГТУ, 2006….с.
В работе содержаться сведения о содержании, последовательности выполнения, объема практических заданий.
Предназначена для студентов специальностей Технология машиностроения и ОТСП.
© Волгодонский институт ЮРГТУ, 2006
© Пирожкова Е.С., Егоров С.Н., 2006
Определение предельных размеров по условному обозначению точности на чертеже
По значению номинального размера и полю допуска находятся предельные отклонения [1] для сопрягаемых деталей:
- отверстие:
ES=
EI=
es=
ei=
- вал:
ES=
EI=
es=
ei=
Находятся значения предельных размеров для сопрягаемых деталей:
- отверстие:
Dmax=D+ES=
Dmin=D+EI=
dmax=d+es=
dmin=d+ei=
- вал:
Dmax=D+ES=
Dmin=D+EI=
dmax=d+es=
dmin=d+ei=
Рассчитывается величина допуска для сопрягаемых деталей и допуск посадки по следующим формулам:
Tотв= Dmax-Dmin=ES-EI=
Tв=dmax-dmin=es-ei=
Tп= Tотв+Tв=
Строится схема поля допуска для соединения:
- отверстие - вал.
Определение наибольших зазоров и натягов для заданной посадки
Определяется тип посадки и рассчитываются значения зазоров или натягов в соединении:
- отверстие - вал.
Выбор посадок по заданным зазорам и натягам
По значению заданных зазоров и натягов подбираются стандартные посадки, используя номинальный размер и предельные отклонения [1] для сопрягаемых деталей.
Расчет и выбор посадок подшипников качения
По указанному в задании номеру подшипника по справочнику [2] находятся:
а) тип подшипника;
б) серия;
в) класс точности;
г) наружный диаметр наружного кольца;
д) внутренний диаметр внутреннего кольца;
е) ширина подшипника;
ж) радиус скругления.
Устанавливается вид нагружения колец; оно может быть местным, циркуляционным или колебательным.
Для кольца подшипника, испытывающего местное нагружение, основное отклонение выбирается по табл. 1:
Таблица 1.
Размеры посадочных диаметров, мм. | Посадки | Типы подшипников | |||
на вал | в корпус | ||||
свыше | до | неразъемный | разъемный | ||
Нагрузка спокойная или с умеренными толчками. Перегрузка до 150% | |||||
- | h | H | H | Все типы кроме штампованных игольчатых | |
g, f | G | H | |||
f | G | H | |||
f | F | H | |||
Нагрузка с ударами и вибрациями. Перегрузка не более 300% | |||||
- | h | Js | Js | Все типы, кроме штампованных игольчатых и роликовых конических двухрядных | |
h | H | Js | |||
g | H | Js | |||
- | h | H | Js | Роликовый конический двухрядный | |
g | H | Js |
Для кольца подшипника, испытывающего колебательное нагружение, основное отклонение выбирается по табл. 2.
Таблица 2
Посадочный диаметр | Посадки колец | |||
внутренних | наружных | |||
свыше | до | |||
- | k | k | ||
js | k | |||
- | h | js |
Для кольца подшипника, испытывающего циркуляционное нагружение, вначале рассчитывается интенсивность нагрузки РR, кН/м на посадочной поверхности:
РR=R/b∙[кп∙F∙Fа],
где R – радиальная реакция опоры на подшипник, кН;
b – рабочая ширина посадочного места, м. (b=В – 2r; В – ширина подшипника; r – радиус скругления);
Кп – динамический коэффициент посадки, который выбирается по табл. 3.
Таблица 3
Характер нагрузки | кп |
Нагрузка умеренная с легкими толчками и вибрациями. Перегрузка не более 150% | 1,0 |
Нагрузка с сильными толчками и вибрацией. Перегрузка не более 300% | 1,8 |
F – коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полном вале или тонкостенном корпусе, который выбирается по табл. 4.
Таблица 4
dотв/d или D/Dкор | Значения коэффициента F для | ||||
вала | корпуса | ||||
свыше | до | D/d ≤ 1.5 | D/d>(1,5…2) | D/d>(2…3) | |
- | 0,4 | ||||
0,4 | 0,7 | 1,2 | 1,4 | 1,6 | |
0,7 | 0,8 | 1,5 | 1,7 | 2,0 | 1,4 |
0,8 | - | 2,0 | 2,3 | 3,0 | 1,8 |
Здесь d и D – посадочные размеры подшипника;
dотв – диаметр отверстия полого вала;
Dкор – диаметр наружной поверхности тонкостенного корпуса
Fa – коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки R
· между рядами роликов двухрядных конических подшипников
или между;
· сдвоенными шарикоподшипниками при наличии осевой нагрузки;
выбирается по табл. 5.
Таблица 5
A/R·[ctgβ] | Fa | |
свыше | до | |
- | 0,2 | 1.0 |
0,2 | 0,4 | 1.2 |
0,4 | 0,6 | 1.4 |
0,6 | 1,0 | 1.6 |
1,0 | - | 2.0 |
Коэффициент Fa выбирается в зависимости от осевой нагрузки на опору, радиальной реакции опоры на подшипник, угола контакта тел качения с дорожкой качения наружного кольца, зависящий от конструкции подшипника.
Основное отклонение детали, соединяемой с кольцом подшипника, в зависимости от значения РR выбирается по табл. 6.
Таблица 6
Диаметр, мм | Допускаемые значения РR, кН/м | ||||
Посадки на вал | |||||
свыше | до | js | k | m | n |
до 300 | 300-1400 | 1400-1600 | 1600-3000 | ||
" 600 | 600-2000 | 2000-2500 | 2500-4000 | ||
" 700 | 700-3000 | 3000-3500 | 3500-6000 | ||
" 900 | 900-3500 | 3500-4500 | 4500-8000 | ||
Посадки в корпус | |||||
K | M | N | P | ||
до 800 | 800-1000 | 1000-1300 | 1300-2500 | ||
" 1000 | 1000-1500 | 1500-2000 | 2000-3300 | ||
" 1200 | 1200-2000 | 2000-2600 | 2600-4000 | ||
" 1600 | 1600-2500 | 2500-3500 | 3500-5500 |
Назначаются поля допусков согласно следующим рекомендациям:
-для валов:
- с подшипниками классов РО и Р6:,n6, k6,js6,h6,g6;
- с подшипниками классов Р5 и Р4: n5,m5,k5,js5,h5,g5,g4;
- с подшипниками класса Р2: n4,m4,k4,js4,h4,g4,js3.
-для корпусов:
- с подшипниками классов РО и Р6: N7,M7,K7,Js8,H7,H6,G7,E8,P7,H8;
- с подшипниками классов Р5 и Р4: N6,M6,K6,Js6,H6,G6,P6,H5;
- с подшипниками класса Р2: N5,M5,K5,Js5,H5,G5,H4.
По значению номинального размера и полю допуска находятся предельные отклонения для сопрягаемых деталей:
- отверстие в корпусе и наружнее кольцо подшипника:
ES=
EI=
es=
ei=
- вал и внутреннее кольцо подшипника:
ES=
EI=
es=
ei=
Находятся значения предельных размеров для сопрягаемых деталей:
- отверстие в корпусе и наружное кольцо подшипника:
Dmax=D+ES=
Dmin=D+EI=
dmax=d+es=
dmin=d+ei=
- вал и внутреннее кольцо подшипника:
Dmax=D+ES=
Dmin=D+EI=
dmax=d+es=
dmin=d+ei=
Рассчитывается величина допуска для сопрягаемых деталей и допуск посадки по следующим формулам:
Tотв= Dmax-Dmin=ES-EI=
Tв=dmax-dmin=es-ei=
Tп= Tотв+Tв=
Строится схема поля допуска для соединения:
- отверстие в корпусе и наружное кольцо подшипника;
- вал и внутреннее кольцо подшипника.
Определяется тип посадки и рассчитываются значения зазоров или натягов в соединении:
- отверстие в корпусе и наружное кольцо подшипника;
- вал и внутреннее кольцо подшипника.