Общая характеристика курса. Пояснительная записка
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения технологии в начальной школе:
приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Учебно-методический комплект для реализации данной программы включает:
1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования./ Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М.: Просвещение, 2011.
2. «Перспектива» сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива» 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
3. Программа «Технология 1-4» Н.И.Роговцева, С.В. Анащенкова. – М.: Просвещение.
4. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Учебник: 2 класс. – М.: Просвещение.
5. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Рабочая тетрадь: 2 класс. – М.: Просвещение.
6. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Уроки технологии: 2 класс. – М.: Просвещение.
7. «Технологические карты»
Особенностью данного курса является тесная связь материала с предметом «Окружающий мир». За основу взята идея постепенного освоения человеком природы, частью которой он является. Учащиеся знакомятся:
Ø с основными сферами: земным, водным, воздушным и информационным пространствами;
Ø с особенностями технологического процесса в прошлом и настоящем в России и мире;
Ø с логикой развития культуры труда;
Ø с основными профессиями, обеспечивающими жизнедеятельность человека, развитие общества;
Ø с различными видами народно-прикладного искусства России.
Общая характеристика курса.
Основные задачи курса:
духовно-нравственное развитие учащихся;
развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы;
формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном;
развитие способности к равноправному сотрудничеству;
формирование целостной картины мира (образа мира);
развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности;
формирование на основе овладения культурой проектной деятельности.
Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;
учатся экономно расходовать материалы;
осваивают проектнуюдеятельность(учатсяопределять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
учатся преимущественно конструкторской деятельности;
знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т.д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.
При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
Место курса в учебном плане.
На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч — в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч — во 2—4 классах (34 учебные недели в каждом классе).
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | |||
Здравствуй, друг! (1 час) | |||||
Земледелие. Посуда. Хлеб — всему голова. | |||||
Народные промыслы. | |||||
Домашние животные и птицы. Проект «Деревенский двор». Новый год. | |||||
Строительство. Внутреннее убранство дома. | |||||
Народный костюм. | |||||
Человек и вода. | |||||
Человек и воздух. | |||||
Человек и информация. | |||||
Итого: | |||||