Общая характеристика курса. Пояснительная записка

Пояснительная записка.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Цели изучения технологии в начальной школе:

приобретение личного опыта как основы обучения и познания;

приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;

формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Учебно-методический комплект для реализации данной программы включает:

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования./ Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М.: Просвещение, 2011.

2. «Перспектива» сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива» 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

3. Программа «Технология 1-4» Н.И.Роговцева, С.В. Анащенкова. – М.: Просвещение.

4. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Учебник: 2 класс. – М.: Просвещение.

5. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Рабочая тетрадь: 2 класс. – М.: Просвещение.

6. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Уроки технологии: 2 класс. – М.: Просвещение.

7. «Технологические карты»

Особенностью данного курса является тесная связь мате­риала с предметом «Окружающий мир». За основу взята идея постепенного освоения человеком природы, частью которой он является. Учащиеся знакомятся:

Ø с основными сферами: земным, водным, воздушным и информационным пространствами;

Ø с особенностями технологического процесса в про­шлом и настоящем в России и мире;

Ø с логикой развития культуры труда;

Ø с основными профессиями, обеспечивающими жиз­недеятельность человека, развитие общества;

Ø с различными видами народно-прикладного искусст­ва России.

Общая характеристика курса.

Основные задачи курса:

духовно-нравственное развитие учащихся;

развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы;

формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном;

развитие способности к равноправному сотрудничеству;

формирование целостной картины мира (образа мира);

развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности;

формирование на основе овладения культурой проектной деятельности.

Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.

Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:

знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;

овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;

знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;

знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;

учатся экономно расходовать материалы;

осваивают проектнуюдеятельность(учатсяопределять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);

учатся преимущественно конструкторской деятельности;

знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т.д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.

Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.

При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».

Место курса в учебном плане.

На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч — в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч — во 2—4 классах (34 учебные недели в каждом классе).

Учебно-тематический план.

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов  
 
  Здравствуй, друг! (1 час)  
  Земледелие. Посуда. Хлеб — всему голова.  
  Народные промыслы.  
  Домашние животные и птицы. Проект «Деревенский двор». Новый год.  
  Строительство. Внутреннее убранство дома.  
  Народный костюм.  
  Человек и вода.  
  Человек и воздух.  
  Человек и информация.  
   
Итого:  
           

Наши рекомендации