ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА. Пояснительная записка

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);
  • «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа» Составитель Е.С. Савинов

· Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. – М.: Просвещение, 2013.

  • Основной общеобразовательной программы МБОУ «ПСОШ №1»;
  • Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
  • Базисного учебного плана МБОУ «ПСОШ№1»
  • Положения о рабочей программе МБОУ «ПСОШ№1»

.

Представленный курс закладывает основы технологи­ческого образования, которые позволяют дать учащимся первоначальный опыт преобразовательной художествен­но-творческой деятельности, основанной на образцах ду­ховно-культурного содержания, и' создают условия для активного освоения детьми технологии ручной обработки доступных материалов, современных информационных технологий, необходимых в повседневной жизни совре­менного человека.

Уникальная предметно-практическая среда, окружаю­щая ребёнка, и его собственная предметно-манипуляторная деятельность на уроках технологии позволяют успеш­но реализовывать не только технологическое, но и духов­ное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие. Такая среда является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно знакомиться с историей материаль­ной и духовной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться. Эта же среда является для младшего школьника условием фор­мирования всех элементов учебной деятельности (плани­рование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возни­кающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и пр.).

Практико-ориентированная направленность содержа­ния учебного предмета «Технология» естественным путём

интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика, что, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобрета­тельности, гибкости мышления.

Продуктивная деятельность учащихся на уроках тех­нологии создаёт уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проект­ную деятельность учащиеся могут реализовать свои уме­ния, заслужить одобрение и получить признание (напри­мер, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной твор­ческой идеи, воплощённой в материальном виде). В ре­зультате на уроках технологии могут закладываться ос­новы трудолюбия и способности к самовыражению, фор­мироваться социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития твор­чества, что создаёт предпосылки для более успешной со­циализации.

Возможность создания и реализации моделей социаль­ного поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Цельизучения курса технологии — развитие социаль-нозначимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приоб­ретение первоначального опыта практической преобразо­вательной и творческой деятельности в процессе форми­рования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.

Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:

— стимулирование и развитие любознательности, ин­тереса к технике, потребности познавать культурные тра­диции своего региона, России и других государств;

— формирование целостной картины мира материаль­ной и духовной культуры как продукта творческой пред­метно-преобразующей деятельности человека;

— формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации пред­метно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;

— формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

— развитие знаково-символического и пространствен­ного мышления, творческого и репродуктивного вообра­жения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); твор­ческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);

— развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение со­ставлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполне­ния действия), контроль, коррекцию и оценку;

— формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразователь­ных действий;

— развитие коммуникативной компетентности млад­ших школьников на основе организации совместной про­дуктивной деятельности;

— ознакомление с миром профессий (в том числе про­фессии близких и родных), их социальным значением, историей возникновения и развития;

— овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, исполь­зования компьютера; поиск (проверка) необходимой ин­формации в словарях, каталоге библиотеки.

В основу содержания курса положена интеграция тех­нологии с предметами эстетического цикла (изобрази-

тельное искусство, литературное чтение, музыка). Основа интеграции — процесс творческой деятельности мастера, художника на всех этапах (рождение идеи, разработка замысла, выбор материалов, инструментов и технологии реализации замысла, его реализация), целостность твор­ческого процесса, использование единых, близких, взаимо­дополняющих средств художественной выразительности, комбинирование художественных технологий. Интегра­ция опирается на целостное восприятие младшим школь­ником окружающего мира, демонстрируя гармонию пред­метного мира и природы. При этом природа рассматри­вается как источник вдохновения художника, источник образов и форм, отражённых в народном быту, твор­честве, а также в технических объектах.

Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Практиче­ская деятельность рассматривается как средство развития личностных и социально значимых качеств учащихся, а также формирования системы специальных технологиче­ских и универсальных учебных действий.

Отличительные особенности отбора и построение со­держания учебного материала:

1. Включение адаптационного периода в 1 классе — 8 уроков, которые проводятся на улице в форме прогулок с дидактическими играми и наблюдениями или в классе.

2. В 1 и 2 классах темы уроков отражают главным образом не названия изделий, а технологические опера­ции, способы и приёмы, знания о материалах и конструк­ции, так как первые два года обучения — период освое­ния основных элементарных конструкторско-технологи-ческих знаний и умений. Дополнительные задания на сообразительность (в рабочей тетради) развивают твор­ческие способности.

3. В 3 и 4 классах основная форма практической ра­боты — простейшие технологические проекты (групповые и индивидуальные), базой для которых являются уже усвоенные предметные знания и умения, а также посто­янное развитие основ творческого мышления.

4. В программу каждого класса включены поисковые, пробные или тренировочные упражнения, с помощью которых учащиеся делают открытия новых знаний и умений для последующего выполнения изделий и проектов. Изготовление изделий не есть цель урока. Изделия(проектная работа) лишь средство для решения конкрет­ных учебных задач. Выбор изделия не носит случайный характер, а отвечает цели и задачам каждого урока и подбирается в чётко продуманной последовательности в соот­ветствии с изучаемыми темами. Любое изготавливаемое изделие доступно для выполнения и обязательно содержит не более одного-двух новых знаний и умений, которые могут быть открыты и освоены детьми в ходе анализа изделия и последующего его изготовления. Это обеспечивает получение качественного изделия за период времени не более 20 минут от урока и исключает домашние задания. Материал учебников и рабочих тетрадей представлен таким образом, что позволяет учителю на основе учебных тем составить программу внеурочного кружка (факульта­тива), а дополнительные образцы изделий изучаемых тем позволяют закрепить изученное, самосовершенствоваться, получать удовольствие от продолжения понравившейся на уроках работы, повышать самооценку, видя положи­тельный и качественный результат своей работы.

Методическая основакурса — организация макси­мально продуктивной творческой деятельности учащихся начиная с первого класса. Репродуктивно осваиваются только технологические приёмы и способы. Главное в курсе — научить добывать знания и применять их в сво­ей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации. Это сегодня гораздо важ­нее, чем просто запоминать и накапливать знания. Для этого необходимо развивать у учеников способность к рефлексии своей деятельности, умение самостоятельно идти от незнания к знанию. Этот путь идёт через осозна­ние того, что известно и неизвестно, умение сформулиро­вать проблему, наметить пути её решения, выбрать один из них, проверить его и оценить полученный результат, а в случае необходимости повторять попытку до получе­ния качественного результата.

Основные продуктивные методы — наблюдение, раз­мышление, обсуждение, открытие новых знаний, опыт - исследования предметной среды, перенос известного в новые ситуации и т. п. С их помощью учитель ставит каждого ребёнка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится таким образом, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта на­учной информацией с последующим обобщением и прак­тическим освоением приобретённых знаний и умений.

Результатом освоения содержания становятся зало­женные в программе знания и умения, а также каче­ственное выполнение практических и творческих работ, личностные изменения каждого ученика в его творче­ском, нравственном, духовном, социальном развитии.

Для обеспечения качества практических работ в курсе предусмотрено выполнение пробных поисковых упражне­ний, направленных на открытие и освоение программных технологических операций, конструктивных особенностей изделий. Упражнения предваряют изготовление предла­гаемых далее изделий, помогают наглядно, практически искать оптимальные технологические способы и приёмы и являются залогом качественного выполнения целостной работы. Они предлагаются на этапе поиска возможных вариантов решения конструкторско-технологической или декоративно-художественной проблемы, выявленной в ре­зультате анализа предложенного образца изделия.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в кон­це каждого урока. Оцениваются:

• качество выполнения изученных на уроке техноло­гических способов и приёмов и работы в целом;

• степень самостоятельности (вместе с учителем, с по­мощью учителя, под контролем учителя);

• уровень творческой деятельности (репродуктивный, продуктивный или частично продуктивный), найденные продуктивные конструкторские и технологические ре­шения.

Предпочтение следует отдавать качественнойоценке деятельности каждого ребёнка на уроке: его личным твор­ческим находкам в процессе обсуждений и самореализа­ции

Развитие творческих способностей обеспечивается деятельностным подходом к обучению, стимулирующим поиск и самостоятельное решение конструкторско-техно-логических и декоративно-художественных задач, опорой на личный опыт учащихся и иллюстративный материал, систему вопросов, советов и задач (рубрика «Советы мастера» в 1—2 классах, рубрика «Конструкторско-технологические задачи» в 3—4 классах), активизирующих познавательную поисковую, в том числе проектную, дея­тельность. На этой основе создаются условия для развития у учащихся умений наблюдать, сравнивать, вычленять известное и неизвестное, анализировать свои результаты и образцы профессиональной деятельности мастеров, ис­кать оптимальные пути решения возникающих эстетиче­ских, конструктивных и технологических проблем.

Развитие духовно-нравственных качеств личности, уважения к культуре своей страны и других народов обе­спечиваются созерцанием и обсуждением художествен­ных образцов культуры, а также активным включением учащихся в доступную художественно-прикладную дея­тельность на уроках и на внеурочных занятиях.

Деятельность учащихся на уроках первоначально но­сит главным образом индивидуальный характер с посте­пенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера. Начиная со 2 класса дети постепенно включаются в доступную элементарную проектную деятельность, которая направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и пользоваться информа­цией. Она предполагает включение учащихся в активный познавательный и практический поиск от выдвижения идеи и разработки замысла изделия (ясное целостное пред­ставление о будущем изделии — его назначении, выборе конструкции, художественных материалов, инструментов, определении рациональных приёмов и последовательности выполнения) до практической реализации задуманного.

Виды учебной деятельности учащихся:

— простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;

— моделирование, конструирование из разных мате­риалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим ус­ловиям1);

— решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недоста­ющей информации, определение спектра возможных ре­шений, выбор оптимального решения), творческих худо­жественных задач (общий дизайн, оформление);

— простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и техно­логии изготовления изделия, подбор инструментов, мате­риалов, выбор способов их обработки, реализация замыс­ла с корректировкой конструкции и технологии, провер­ка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).

Тематику проектов, главным образом, предлагает учи­тель, но могут предлагать и сами учащиеся после изу­чения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания мо­гут носить индивидуальный или коллективный характер.

ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс рассчитан как на 1 час в неделю (1 класс — 33 часа, 2—4 классы — по 34 часа), так и на 2 часа в неделю (1 класс — 66 часов, 2—4 классы — по 68 часов). Два часа в неделю могут быть реализованы как два уро­ка технологии или один урок технологии и одно внеуроч­ное занятие в рамках часов, отведённых на художествен­но-эстетическую, общественно полезную и проектную деятельность. При одночасовом планировании уроков технологии в каждом классе для выполнения объёмных изделий рекомендуется организовывать работу парами или малыми группами.

При разработке учителем рабочей программы предла­гается за основу взять данное в программе примерное тематическое планирование. В соответствии с количеством часов учебного плана школы (класса), отведённых на учеб­ный предмет «Технология», в тематическом планировании расставляется реальное количество часов на каждую тему. При этом настоятельно не рекомендуется менять порядок изучения тем в 1 и 2 классах, так как в первые два года обучения закладывается качество освоения ключевых предметных знаний и умений. В 3 и 4 классах допускает­ся изменение порядка изучения блоков («Мастерские» в 3 классе, «Студии» в 4 классе), так как в них идёт рас­ширение и углубление основных предметных знаний и умений, изучение новых путём сравнения и переноса уже известного детям в схожие или новые ситуации.

Главная особенность внеурочных занятий— соблюде­ние преемственности в использовании освоенного на уро­ках технологии теоретического материала и практиче­ских умений, что обеспечивается материалами рабочих тетрадей. Кроме того, возможно проведение внеурочных кружковых или факультативных занятий. Особенно это касается темы практики работы на компьютере при от­сутствии возможностей обеспечения учеников персональ­ными компьютерами на уроках технологии. В рамках часов общественно-полезной деятельности возможна реализация социальных проектов. Решение о конкретном содержании и планировании внеурочной деятельности учащихся прини­мает школа. Более подробные рекомендации по организа­ции внеурочной деятельности учащихся даны ниже.

Внеурочные занятия могут проводиться как учителем начальных классов, так и специалистом-предметником предпочтительно с художественно-прикладным, техниче­ским или технологическим образованием.

Наши рекомендации