МЕТОДИКА РАСЧеТА И ВЫБОРА ПОСАДОК С ЗАЗОРОМ В ПОДШИПНИКАХ СКОЛЬЖЕНИЯ
Саратовский государственный технический университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Учебно-методическое пособие
по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»
Саратов 2015
Задача 1
Для заданных в табл. 1 приложения исходных данных рассчитать и выбрать посадку с зазором для подшипника скольжения. Построить схему расположения полей допусков выбранной посадки с указанием числовых значений размеров, отклонений, допусков и зазоров.
Задача 2
Для заданных в табл. 2 приложения исходных данных рассчитать и выбрать посадку с натягом для гладкого цилиндрического сопряжения. Построить схему расположения полей допусков выбранной посадки с указанием числовых значений размеров, отклонений, допусков и натягов.
Задача 3
При многократном (n=25) измерении диаметра вала были получены результаты, приведенные в табл.1. Необходимо построить гистограмму, определить результат измерения, оценить его точность и определить границы доверительного интервала с вероятностью Р=0,95 Результат измерения представить в стандартном виде.
МЕТОДИКА РАСЧеТА И ВЫБОРА ПОСАДОК С ЗАЗОРОМ В ПОДШИПНИКАХ СКОЛЬЖЕНИЯ
Выбор посадок в подшипниках скольжения основан на определении условий, обеспечивающих жидкостное трение между вращающейся цапфой и вкладышем подшипника (в подшипниках скольжения вал назван цапфой, втулка – вкладышем).
Расчет ведется из условий вращения вала в опорном подшипнике с постоянной скоростью при постоянном по величине и направлению давлении вала на опору. Наибольшее распространение получили гидродинамические подшипники, в которых смазочный материал увлекается вращающейся цапфой или вкладышем подшипника. В результате этого возникает гидродинамическое давление, превышающее нагрузку на опору и стремящееся расклинить поверхность цапфы и вкладыша. При этом вал отделяется от поверхности вкладыша и смещается по направлению вращения (рис. 1).
Когда вал находится в состоянии покоя, поверхность опорной цапфы соприкасается с вкладышем подшипника по нижней образующей, а по верхней имеется зазор: S = D - d. При определенной частоте вращения вала (остальные факторы постоянны) создается равновесие гидродинамического давления и сил, действующих на опору.
Положение вала в состоянии равновесия определяется абсолютным ℮ и относительным c = 2℮/S эксцентриситетами. Поверхности цапфы и вкладыша при этом разделены переменным зазором, равным hmin в месте их наибольшего сближения и hmax = S - hmin на диаметрально противоположной стороне. Наименьшая толщина масляного слоя hmin связана с относительным эксцентриситетом c зависимостью [1]:
. (1)
Рис. 1. Схема положения цапфы в состоянии покоя (штриховая линия)
и при установившемся режиме работы подшипника: О – центр вкладыша;
О1 – центр цапфы в состоянии покоя; О'1 – центр цапфы в режиме работы
Согласно гидродинамической теории смазки, несущая способность слоя в подшипнике (при его неразрывности) определяется следующим выражением [1]:
, (2)
где R – радиальная нагрузка, Н;
m – динамическая вязкость смазки, H·c/м2;
w – угловая скорость вращения вала, рад/с;
l – номинальная длина подшипника, м;
d – номинальный диаметр соединения, м;
y – относительный зазор, равный отношению ;
CR – безразмерный коэффициент нагруженности подшипника.
Относительный зазор y определяется по эмпирической формуле:
, (3)
где V – окружная скорость вращения цапфы, м/с:
. (4)
Определив окружную скорость вращения цапфы V и подсчитав величины относительного зазора y и оптимального диаметрального S = D - d, выбирают посадку по стандартным таблицам предельных зазоров таким образом, чтобы величина среднего зазора выбранной посадки Sбыла наиболее близка к расчетной величине зазора S:
, (5)
где Smin, Smax – значения наибольшего и наименьшего зазоров выбранной посадки. Посадки рекомендуется назначать в системе отверстия. Посадки типа , дающие зазор, равный нулю, выбирать не следует.
Выбранная посадка проверяется на условие неразрывности масляного слоя:
hmin ≥ hж.т. ≥ К(RzD + Rzd + hg),
где hж.т. – слой смазки, достаточный для обеспечения жидкостного трения;
RzD, Rzd – высота микронеровностей вкладыша и цапфы подшипника;
hg – добавка, учитывающая отклонения нагрузки, скорости, температуры и других условий работы (в общем случае, когда неизвестны конкретные условия работы подшипника, hg принимают равным 2 мкм);
К – коэффициент запаса надежности по толщине масляного слоя (принимается ³ 2).
Для определения hmin нужно найти значение относительного эксцентриситета c, который определяется по найденному значению CR и отношению с помощью табл. 1.
Из (2) имеем:
Следует стремиться, чтобы значение относительного эксцентриситета c ³ 0,3, так как в противном случае могут возникнуть самовозмущающиеся колебания вала. Если c < 0,3, то следует внести изменения в значения исходных данных.
Определив c, находят наименьшую величину масляного слоя выбранной посадки:
где S– среднее значение выбранной посадки.
В заключение находится величина действительного коэффициента запаса надежности:
Посадка обеспечивает жидкостное трение, если Kq > 2.
Таблица 1
Коэффициент нагруженности CR для подшипников с углом охвата 180° [3]
Относительный эксцентриситет c | Коэффициент нагруженности CR при l/d | |||||||||||
0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,0 | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 1,5 | 2,0 | |
0,3 | 0,089 | 0,133 | 0,182 | 0,234 | 0,287 | 0,339 | 0,391 | 0,440 | 0,487 | 0,529 | 0,610 | 0,673 |
0,4 | 0,141 | 0,209 | 0,283 | 0,361 | 0,439 | 0,515 | 0,589 | 0,658 | 0,723 | 0,784 | 0,891 | 1,091 |
0,5 | 0,216 | 0,317 | 0,427 | 0,538 | 0,647 | 0,754 | 0,853 | 0,974 | 1,033 | 1,111 | 1,248 | 1,483 |
0,6 | 0,339 | 0,493 | 0,655 | 0,816 | 0,972 | 1,118 | 1,253 | 1,377 | 1,489 | 1,590 | 1,760 | 2,070 |
0,65 | 0,431 | 0,622 | 0,819 | 1,014 | 1,199 | 1,371 | 1,528 | 1,689 | 1,796 | 1,912 | 2,099 | 2,446 |
0,7 | 0,573 | 0,819 | 1,070 | 1,312 | 1,538 | 1,745 | 1,929 | 2,097 | 2,247 | 2,379 | 2,600 | 2,981 |
0,75 | 0,776 | 1,098 | 1,418 | 1,720 | 1,965 | 2,248 | 2,469 | 2,664 | 2,838 | 2,990 | 3,242 | 3,671 |
0,8 | 1,079 | 1,572 | 2,001 | 2,399 | 2,754 | 3,067 | 3,372 | 3,580 | 3,787 | 3,968 | 4,266 | 4,778 |
0,85 | 1,775 | 2,428 | 3,036 | 3,580 | 4,053 | 4,459 | 4,808 | 5,106 | 5,364 | 5,586 | 5,947 | 6,545 |
0,9 | 3,195 | 4,261 | 5,214 | 6,029 | 6,721 | 7,294 | 7,772 | 8,186 | 8,533 | 8,831 | 9,305 | 10,091 |
0,925 | 5,055 | 6,615 | 7,956 | 9,072 | 9,992 | 11,753 | 11,880 | 11,910 | 12,350 | 12,730 | 13,340 | 14,340 |
0,95 | 8,393 | 10,706 | 12,640 | 14,140 | 15,370 | 16,370 | 17,180 | 17,860 | 18,430 | 18,910 | 19,680 | 20,970 |
0,975 | 21,000 | 25,620 | 29,170 | 31,880 | 33,990 | 35,660 | 37,000 | 38,120 | 39,040 | 39,510 | 41,070 | 43,110 |
0,99 | 65,26 | 75,86 | 83,21 | 88,90 | 92,89 | 96,35 | 98,95 | 101,200 | 102,900 | 104,400 | 106,800 | 110,800 |
Примечание. Промежуточные значения получать интерполяцией табличных значений.
Для выбранной посадки приводится схема расположения полей допусков с указанием предельных размеров и отклонений отверстия и вала, минимального, максимального и среднего зазоров, допусков отверстия, вала и допусков посадки.