Основные термины и понятия. Примеры перемещения кривой спроса под воздействием ценовых и неценовых факторов
ЗАДАНИЕ №1
Примеры перемещения кривой спроса под воздействием ценовых и неценовых факторов.
Qd=f(P, I, Z, W, Psub, Pcom, N, B).
Задания:
1) расписать обозначения вышепредставленных факторов спроса
2)Пояснить графически и определить характер фактора (т.е. ценовой или неценовой).
1.Изменение вкусов и предпочтений оказывает влияние на кривую спроса. Например, если тяга к курению у нас возрастает, то кривая спроса на сигареты сдвигается вправо. Если возрастает число сторонников здорового образа жизни, то кривая сдвигается влево.
2. При товарах - заменителях, при возрастании цены на один товар, увеличивается количество спроса на другие товары (например, масло и маргарин).
3. При дополнительных товарах: уменьшение цены товара А, ведет к увеличению спроса на товар В (например, автомобили и бензин. Рост цены на бензин снижает спрос на автомобили. И наоборот, падение цены на бензин, увеличивает спрос на автомобили).
4. Изменения в ожиданиях будущих цен. Если ожидается увеличение цен на соль, то кривая спроса сместится вправо. Если ожидается уменьшение цены, то линия сместится влево (например, ожидание повышения цен на сахар. Ожидание увеличения цен «подстегивает» потребителя закупить данный товар впрок, т.е. количество спроса увеличивается).
5. Увеличение населения (при неизменности дохода населения) сдвинет кривую спроса вправо для всех товаров, поскольку приведет к увеличению количества покупателей на рынке и наоборот.
3) Как влияют перечисленные в табл. изменения на спрос и предложения? Охарактеризуйте их влияние с помощью кривой спроса и предложения (поставьте «галочки» в колонках, название которых характеризует эффект изменения).
Изменение (ППРУ) | Сдвиг кривой спроса | Движение вдоль кривой спроса | Сдвиг кривой предложения | Движение вдоль кривой предложения |
1. Широкая реклама на данный товар | ||||
2.Повышение налогов на прибыль | ||||
3.Внедрение новой технологии | ||||
4. Изменение потребительских доходов | ||||
5.Увеличение численности потребителей | ||||
6.Изменение вкусов потребителей | ||||
7.Изменение цен на сырье |
Задание№2. «ЦЕНОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА»
I.
1. Продолжите формулу коэффициента прямой ценовой эластичности спроса:
Ер=
Где, ……………………
……………………………
……………………………
……………………………
Данный коэффициент может принимать следующие значения:
1. ………………………………………………………………………………………………..
2. …………………………………………………………………………………………………
3. …………………………………………………………………………………………………
1. Отразите графически представленные значения коэффициента прямой ценовой эластичности спроса:
2. Ответьте на вопрос «Почему остальные два значения называются особыми случаями значения коэффициента прямой ценовой эластичности спроса?» и как они выглядят графически.
3. Приведите примеры из жизни, когда Вы сталкивались со случаями ценовой эластичности спроса.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА 3.02.2012.
ЗАДАНИЕ №3.
4. Вставьте пропуски показателя коэффициента эластичности спроса по цене: ………………>1<……………….
5. Отразите взаимосвязь изменения прямой ценовой эластичности спроса и совокупной общей выручки:
a) Если спрос по цене эластичный (Edp>1), то снижение ценывызовет………совокупной выручки (TR). (Приведите пример);
b) Если спрос по цене эластичный (Edp>1), то повышение ценывызовет………совокупной выручки (TR). (Приведите пример);
c) Если спрос по цене неэластичный (Edp<1), то снижение ценывызовет………совокупной выручки (TR). (Приведите пример);
d) Если спрос по цене неэластичный (Edp<1), то повышение ценывызовет………совокупной выручки (TR). (Приведите пример);
III.
6. Распишите формулу перекрестной эластичности Ed x,y=…………………….
7. Вставьте пропуски: Если Ed x,y> 0, то это ………………………блага; Если Ed x,y<0, то это………………….блага.
IV.
8. Эластичность спроса по доходу имеет формулу………………………………
9. А) Если показатель эластичности спроса по доходу отрицателен (Ei<0), то увеличение дохода приводит к …………….спроса на данное благо (как правило, низкокачественный товар). Потребитель, став богаче, считает возможным и необходимым заменить его другим, более качественным товаром. (Например, снизить потребление маргарина, заменив его маслом и т.д.)
Приведите свой пример по данной ситуации.
Б) Если показатель эластичности спроса по доходу ………………..(положителен) (Ei>0), благо является нормальным товаром.
В) Если 0< Ei <1, то спрос на благо …………… (растет) медленнее дохода, что характерно для благ первой необходимости (например, хлеб, соль, спички).
При Ei >1 спрос на благо …………………………...(опережает) рост доходов и не имеет насыщения (предметы роскоши).
Г) Положение, что для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы (0< Ei <1), должно существовать благо с Ei >1 для конкретного потребителя, называется законом ……… …….(Энгеля).
10. Формула эластичности предложения по цене имеет вид…………….
ЗАДАНИЕ №4
ЗАДАНИЕ №5
Основные термины и понятия
а. Объём спроса б. Объём предложения в. Кривая спроса г. Кривая предложения д. Рыночный спрос е. Рыночное предложение ж. Закон спроса з. Закон предложения и. Эффект дохода к. Эффект замещения л. Взаимозаменяемые товары м. Взаимодополняющие товары н. Принцип убывающей предельной полезности о. Изменение спроса п. Изменение объёма спроса р. Изменение предложения с. Изменение объёма предложения т. Рыночное равновесие
1. Графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого на товар.
2. Принцип, в соответствии с которым каждая последующая единица произведённого товара обладает меньшей полезностью для потребителя, в связи с чем, он согласен покупать дополнительные единицы продукта только при условии снижения цены.
3. Способность конкурентных сил спроса и предложения устанавливает цену, при которой их объём уравновешиваются.
4. При снижение цены на данный товар потребитель имеет возможность увеличить объёмы его закупок, не отказывая себе в покупке других товаров.
5. Количество продукта, которое могут и хотят купить потребители по данной цене в данное время.
6. Пары товаров, для которых рост цены одного приводит к падению спроса на другой.
7. Количество конкретного продукта, которое производитель может и хочет произвести и продать в данное время по данной цене.
8. Графическое выражение зависимости между ценой товара и тем его количеством, которое продавцы могут и хотят предложить на рынке.
9. Сумма величин индивидуального спроса, предъявляемого каждым потребителем на конкретный товар при разных ценах из общего ряда предлагаемых цен.
10. Изменение количества товаров, которое производители могут и хотят продать, и которое вызвано изменением цен на этот товар.
11. Принцип, который выражает прямую зависимость между ценой товара и величиной покупательского спроса на него (при прочих равных условиях).
12. Стремление покупателя к приобретению более дешёвых товаров, вместо аналогичных, цены на которые выросли.
13. Изменение количества товара, которые хотят и могут купить потребители, связанное с действием неценового фактора.
14. Принцип, который выражает обратную зависимость между ценой товара и величиной покупательского спроса на него (при прочих равных условиях)
15. Изменение количества товара, которое производители хотят и могут продать, связанное с действием неценового фактора.
16. Такие пары товаров, для которых рост цены одного приводит к росту спроса на другой.
17. Изменение количества товара, которое потребители хотят и могут купить, вызванное изменением его цены (при прочих равных условиях)
18. Равные количества продукта, которые желают и способны произвести и предложить к продаже производители на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных, в течение данного времени