Страх наказания.. Страшно, но интересно.
Работа со страхами
По К. Изарду выделяют 11 фундаментальных (базовых) эмоций:
Радость
2. Удивление
Печаль
Агрессия-Гнев
5. Отвращение
6. Презрение
7. Горе-страдание
8. Стыд
Интерес-волнение
10. Вина
11. Смущение
Страх –выражение инстинкта самосохранения. Когда ситуация опасная, ощущение своей силы. Знания вызывают страх.
Проявления:дрожь, нервозность, напряжение в теле, учащённое дыхание, мышцы напрягаются, сердцебиение учащается, большие глаза (у страха глаза велики) – полная концентрация, суженное зрение («тоннель»). Волнение, тревога – предвестники.
Страх и тревога: Страх – здесь и сейчас. Тревога – будущего.
Развитие страха
Страх прерывается страхом страха («бояться страшно и потому нельзя!»), или стыдом.. стыдиться страха.
Есть Страх – здоровая эмоция и мы не будем с ней работать.
Упражнение:
1. Вспомнить: чего я боялся в детстве?
2. Кому я рассказывал о своих страхах?
3. Как реагировали взрослые? Что происходило?
Страх наказания.. Страшно, но интересно.
Светин пример с мальчиком и самолётом (мальчик боялся летать). Страх легализовался. Да, это страшно, давай побоимся вместе. Можно боятся вместе. Ребёнок находит основание для страха.
Упражнение «Как вам удавалось справляться с детскими страхами?»
Мама уходит от чувства страха. Убаюкивает. Успокаивает «это не страшно» и это прерывает естественный процесс отреагирования страха.
Дети выживают благодаря игре.
Ольга: Фильм «Игра». http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%E3%F0%E0_(%F4%E8%EB%FC%EC,_1997) – этот?!
Как я вёл себя со страхом:
· Я отвлекался, избегал, включал свет и читал до утра, когда снились кошмары.
· Планировать, что делать, как защититься. Если он то, то я это!
· Додумывать хороший конец, придумывать. Не смотреть, додумывать, план, механистично делать.
· Поддержка (прежде всего от взрослых, мамы) помогает прожить страх. Осознавание.
Другие способы:
1. Игра со страхом. «Игра с джокером». Идти навстречу страху (проигрывание страшного сценария, проживание опыта победы).
2. Бегство в безопасную зону (подпитаться в другом месте).
3. Быстро-быстро убежать (заканчивание ситуации).
4. Составлять план действий, продумывать план действий (план на случай опасности). Я не беспомощен. Есть контроль. Работает поисковая активность. Приготовился и сижу спокойно, всё равно победю.
5. Не смотреть в темноту. Создаём «Тоннель». Не обращаю внимание. Игнорирую. Уход. Избегание страшной ситуации.
6. Демонстрация силы. Пугаем! Злым взглядом. Кулаки сжаты.
7. Брать с собой игрушку и говорить ему «да ты не бойся!». «Поделиться страхом».
8. Просить помощи у взрослых. Рассказать, проговорить кому-то.
9. Нарисовать страхи, все ужасные картины.
Разрядка страха: Дрожание, Смех, широко открытые глаза, напряжение.
Шаги работы со страхами
Клиента пугать нельзя!!! (пиявкой может быть только клиент. Маленьких собачек не бывает!)
- выслушивание (определение ситуации, пугающего агента, стереотипы поведения, восприятия, контроля)
- моделирование 1
- разрядка 1
- моделирование 2 (клиент становится пугающим агентом, чего бы тебе хотелось?)
- разрядка 2 (действие ..или обозначение.. – бывает когда не безопасно, но лучше действие)
- Смена ролей, переоценка. (что чувствуешь, - в роли агента?) удовольствие..- пример
Завершение сессии (что было трудным, что важным?)