Тема 11 Ценообразование в условиях рынка

Тема 10 Издержки предприятия. Себестоимость продукции.

1. Издержки предприятия. Их классификация. Сущность и значение себестоимости продукции.

2. Классификация затрат включаемых в себестоимость продукции. Калькуляция себестоимости и счёта затрат.

3. Постоянные и переменные издержки. Точка безубыточности производства.

4. Факторы, влияющие на снижение себестоимости продукции.

-1-

Производственно хозяйственная и коммерческая деятельность предприятия связана с затратами на приобретение сырья, материалов, топлива, на выплату заработной платы, на покупку и внедрение нового оборудования, на совершенствование технологий, а также на выплату обязательных налогов, пошлин и платежей.

Все перечисленные затраты предприятия можно разделить на две группы:

1. Текущие издержки предприятия – это все затраты, с которыми связано производство и реализация готовой продукции. Эти затраты составляют себестоимость вырабатываемой продукции и возмещаются из выручки от реализации продукции.

2. Капитальные затраты – это затраты на развитие предприятия, то есть финансовые средства, которые вкладывают в строительство, реконструкцию и техническое перевооружение производства. Капитальные затраты возмещаются за счёт амортизационных отчислений.

Одним из главных показателей эффективности работы предприятия является себестоимость вырабатываемой продукции.

Себестоимость – это все затраты на производство и реализацию единицы продукции. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию производство и реализация единицы продукции.

В зависимости от объёма затрат, включаемых в себестоимость, себестоимость бывает следующих видов:

1. Цеховая себестоимость – она включает все затраты на производство продукции в пределах конкретного цеха;

2. Производственная себестоимость – она включает в себя все затраты на производство продукции в пределах всего предприятия.

Производственная себестоимость = Цеховая себестоимость + Общехозяйственные расходы.

3. Полная себестоимость – она включает в себя затраты на производство и реализацию продукции.

Полная себестоимость = Производственная себестоимость + Коммерческие расходы.

В зависимости от периода расчёта себестоимости продукции себестоимость бывает: плановая и отчётная.

Плановая себестоимость – отражает прогнозируемые затраты на производство и реализацию продукции.

Отчётная себестоимость – отражает фактические затраты на производство и реализацию продукции.

Состав и % соотношение затрат в себестоимости продукции называется структурой себестоимости.

Структура себестоимости определяется следующими основными факторами:

1. Видом вырабатываемой продукции;

2. Уровнем цен на сырьё, материалы, топливо;

3. Уровнем механизации и автоматизации производства.

Структура себестоимости в мясной промышленности.

Статьи затрат Сумма затрат, тыс.руб. Удельный вес затрат, %
Сырьё и основные материалы 3928,235 85,4
Вспомогательные материалы 108,290 2,35
Топливо и энергия 60,410 1,31
Заработная плата рабочих 71,468 1,31
Отчисления на социальные нужды 28,587 0,62
Содержание холодильника 26,943 0,58
Общепроизводственные расходы 216,048 4,69
Общехозяйственные расходы 159,588 3,46
Коммерческие расходы 0,230 0,005
Полная себестоимость 4599,799

-2-

Для расчета полной себестоимости единицы продукции составляется калькуляция себестоимости.

Калькуляция – это документ, в котором приводится расчёт себестоимости единицы продукции по статьям затрат.

Калькуляция себестоимости

Статья затрат Содержание статьи затрат Классификация затрат
Сырьё и основные материалы В эту статью затрат включаются затраты на сырьё и основные материалы, которые расходуются на производство заданной продукции. Стоимость сырья и материалов рассчитывается по утверждённым нормам расхода за сырьё и материалы. Условно-переменные затраты
Вспомогательные материалы Затраты на вспомогательные материалы (соль, специи, искусственная оболочка, добавки и т.д.) расходуемых для производства продукции и придания ей товарного вида. Сумма затрат рассчитывается по нормам расхода и ценам на вспомогательные материалы. Условно-переменные затраты
Топливо и энергия на технологические цели Затраты на все виды топлива и энергии (электроэнергия, пар, газ, дрова). Как вырабатываемые самим предприятием, так и приобретаемые со стороны, которые непосредственно расходуются для производства единицы продукции. Условно-переменные затраты
Расходы на оплату труда производственных рабочих Затраты на заработную плату рабочих непосредственно участвующих в производстве продукции с учётом цельных расценок, тарифных ставок, а также с учётом стимулирующих, компенсирующих выплат. Условно-переменные затраты
Отчисления на социальные нужды Сумма обязательных отчислений по установленным законодательством нормативам: а) органы социального страхования - 35 %; б) фонд ЧАЭС – 4 %; с) фонд занятости – 1 % от расходов на оплату труда производственных рабочих Условно-переменные затраты
Общепроизводственные расходы Затраты на содержание аппарата управления цеха, на охрану труда и на Т.Б., на содержание, ремонт и амортизацию цеха, затраты на освещение, отопление цеха. Постоянные затраты
Цеховая себестоимость
Затраты на содержание холодильника Затраты на содержание, ремонт и амортизацию холодильного оборудования и здания холодильника. Сумма затрат рассчитывается пропорционально расходу топлива пропорционально продукции. Постоянные затраты
Общехозяйственные расходы Затраты на содержание аппарата управления, почтовые расходы, телеграф, телефон, затраты на содержание охраны, легкового автотранспорта, а также затраты на содержание, ремонт и амортизацию основных фондов. Постоянные затраты
Производственная себестоимость
Коммерческие расходы Включаются затраты связанные непосредственно с реализацией готовой продукции потребителю (транспортные расходы, затраты на упаковку), а также затраты на рекламу, проведение выставок, ярмарок и т.д. Постоянные затраты
Отчисления в инновационный фонд Сумма отчислений рассчитывается в размере 0.25 % от производственной себестоимости. Постоянные затраты
Полная себестоимость

В отличие от калькуляции себестоимости, по которой рассчитывается себестоимость единицы продукции по статьям, смёту затрат составляют для расчета общего объёма затрат на осуществление производственно-хозяйственной деятельности предприятия за определённый период по элементам затрат.

Смета затрат включает в себя следующие элементы затрат:

Элементы затрат Содержание элементов затрат
Материальные затраты В этом элементе затрат отражается стоимость приобретенных со стороны: сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий с учётом транспортных расходов, налогов и таможенных пошлин на импорт.
Расходы на оплату труда В этом элементе отражаются затраты на оплату труда всех категорий работников предприятия (рабочих, специалистов, технических исполнителей). Включая премии за производственные работы, а также надбавки и добавки.
Отчисления на социальные нужды В этом элементе отражается обязательные отчисления по установленным нормативам.
Амортизация основных фондов В этом элементе отражается сумма амортизационных отчислений основных фондов предприятия.
Прочие затраты В этом элементе отражаются затраты на: оплату услуг связи, сигнализацию, охрану, оплату рекламных и аудиторских услуг, арендная плата за имущество, а также местные налоги или сборы, включенные в себестоимость продукции.

-3-

Все затраты включаемые в себестоимость продукции классифицируется на однородные группы по определённым признакам:

По изменению затрат в зависимости от изменения объёма продукции все затраты делятся на: условно-переменныеиусловно-постоянные.

К условно-переменным затратам, относятся те затраты, которые находятся в прямой зависимости от количества вырабатываемой продукции и изменяются пропорционально объёму производства продукции.

К условно-переменным затратам относятся затраты на: сырьё, материалы, топливо, а также расходы на оплату труда производственных рабочих непосредственно связанных с производством продукции.

Условно-постоянные – это те затраты, которые не изменяются при изменении количества вырабатываемой продукции то есть остаются условно-постоянными.

К условно-постоянным затратам относятся: общепроизводственные и общехозяйст-венные затраты, затраты на содержание холодильника и общекоммерческие затраты.

З,руб З,руб

Тема 11 Ценообразование в условиях рынка - student2.ru Тема 11 Ценообразование в условиях рынка - student2.ru

0 10 20 30 40 В,шт 0 10 20 30 40 В, шт

(рис 1) (рис 2)

На рисунке 1 показан график переменных затрат, а на втором постоянных.

Исходя из соотношения постоянных и переменных затрат определяется уровень себестоимости продукции, что видно из таблицы:

Выпуск продукции, шт Переменные затраты, тыс. руб Постоянные затраты, тыс. руб Общие затраты, тыс. руб Затраты на еди-ницу продукции (себестоимость), тыс. руб
- -

Из результатов таблицы видно, что с 1 объёма вырабатываемой продукции себестоимость единицы продукции уменьшается за счёт того, что постоянные затраты распределяются на больший объём продукции. Исходя из постоянных и переменных затрат можно подсчитать точку безубыточности производства и определить тот объём продукции, который будет приносить прибыль.

Зная соотношение постоянных и переменных затрат и в случае убыточной деятельности предприятие может решить вопрос о продолжении своей деятельности либо о ликвидации своего производства по причине банкротства.

-4-

В условия рыночной экономики снижение себестоимости выпускаемой продукции имеет особое значение, так как она является реальным источником роста прибыли, экономического и социального развития коллектива.

Существует множество возможных направлений снижения себестоимости продукции. Их называют резервами.

Резервы снижения себестоимости образуются на государственном уровне, на уровне отрасли и внутри предприятия.

Государственные резервы создаются на базе развития науки и техники, разработки новых видов материалов, энергии, технологического и транспортного оборудования. Отраслевые резервы образуются в результате установления рациональных кооперированных связей между предприятиями. Внутрипроизводственные резервы определяются техническими и организационными условиями работы конкретных предприятий.

Государственные и отраслевые резервы не связаны непосредственно с производственной деятельностью конкретных предприятий. Чтобы резервы стали реальной возможностью снижения себестоимости продукции, предприятия разрабатывают мероприятия, позволяющие их использовать.

Эти резервы классифицируются по трём направлениям:

1. Повышение технического уровня производства;

2. Улучшение организации производства и труда;

3. Увеличение объёма производства продукции и изменения её структуры.

Повышение технического уровня производства обуславливается внедрением прогрессивного оборудования и новых технологических процессов, механизацией и автоматизацией, применением новых материалов, более дешёвых видов энергии, топлива, изменением конструкции изделия, стандартизацией и унификацией его деталей и узлов. Мероприятия этой группы снижают себестоимость продукции засчёт уменьшения расхода сырья, материалов, топлива, энергии, снижения трудоёмкости изготовления продукции, сокращения брака и простоев оборудования. Экономия от снижения себестоимости изделия. Экономия по этому направлению определяется, как

Тема 11 Ценообразование в условиях рынка - student2.ru

где S1 и S2 - себестоимости детали или изделия до и после внедрения мероприятия соответственно, руб.;

N2 – количество деталей или изделий, изготовленных после внедрения мероприятия.

Экономию, полученную за счёт снижения расхода материальных ресурсов Эм, определить, как

Тема 11 Ценообразование в условиях рынка - student2.ru ;

где Тема 11 Ценообразование в условиях рынка - student2.ru , Тема 11 Ценообразование в условиях рынка - student2.ru - норма расхода материальных ресурсов соответственно до и после внедрения мероприятия, кг;

Ц – цена единицы материальных ресурсов, руб.

Экономия за счёт снижения трудоёмкости изготовления продукции Эт составит:

Тема 11 Ценообразование в условиях рынка - student2.ru ;

где Т1, Т2 – трудоёмкость изготовления детали или изделия соответственно до и после внедрения мероприятия, н – час;

С – стоимость одного н – час работы, руб.

Улучшение организации производства и труда предполагает внедрение автоматизированных систем управления производством, автоматизацию рабочих мест специалистов, использование передовых технологических процессов, совершенствование организации производства за счёт рациональной специализации цехов, участков и рабочих мест; своевременное обеспечение рабочих мест технической документацией, приборами контроля качества продукции, материала, инструментами; рациональную организацию материально-технического обеспечения предприятия и системы товародвижения ресурсов и др.

Мероприятия этой группы снижают себестоимость продукции за счёт сокращения транспортных расходов, расходов по управлению производством, уменьшения трудоёмкости изготовления продукции, норм расхода материальных ресурсов, что увеличивает объём выпуска изделий и снижает условно-постоянные расходы.

Экономию Эс, полученную предприятием при передаче изготовление деталей или узлов на специализированное производство можно определить, как:

Тема 11 Ценообразование в условиях рынка - student2.ru ;

где S – себестоимость детали или узла, при условии изготовления на своём предприятии, руб.;

Ц – цена детали или узла при условии приобретения их на специализированном предприятии, руб.;

Зтр – затраты на доставку (транспортирование) продукции, руб.;

Nг – годовая программа производства продукции, шт.

Экономия на условно-постоянных расходах Эу.п составит:

Тема 11 Ценообразование в условиях рынка - student2.ru ;

где Sб – себестоимость продукции в базисном периоде, руб.;

Тр – темп роста объёма продукции в планируемом году, %;

Уу.п – удельный вес условно-постоянных расходов в себестоимости базисного периода, %.

Увеличение объёмов производства продукции и изменение её структуры обеспечивает полную пропорциональную загрузку оборудования и снижение себестоимости единицы продукции за счёт уменьшения условно-постоянных расходов.

Относительная экономия на амортизационных расходах Эа рассчитывается в виде:

Тема 11 Ценообразование в условиях рынка - student2.ru ;

где Аб и Ап – сумма амортизационных отчислений соответственно в базисном и планируемых отчислений соответственно в базисном и планируемом году, руб.;

Nб, и Nг - объём производственной товарной продукции в базисном и планируемом году, руб.

Тема 11 Ценообразование в условиях рынка

1. Закон спроса и предложения. Равновесная рыночная цена.

2. Цены пола и потолка и их графическое изображение.

3. Ценовая эластичность спроса и методика её расчёта.

4. Виды цен на мясную продукцию.

-1-

В условиях рынка цены устанавливаются исходя из соотношения спроса и предложения.

Спрос – это платёжеспособная потребность, то есть то количество товаров и услуг, которое может приобрести покупатель по установленной на рынке цене.

Закон спроса заключается в том, что спрос меняется в обратной зависимости от цены на товар.

Предложение – это то количество товаров и услуг, которое может предложить предприятие-продавец по установленной на рынке цене.

Закон предложения заключается в том, что объём предложения, меняется в прямой зависимости от цены.

Ц Ц

Тема 11 Ценообразование в условиях рынка - student2.ru Тема 11 Ценообразование в условиях рынка - student2.ru

0 В, шт 0 В, шт

(Рис 1) (Рис 2)

Рисунок №1 характеризует закон спроса, а рисунок №2 – предложения.

На пересечении кривых спроса и предложения устанавливается равновесная рыночная цена, которая удовлетворяет одновременно и покупателя и продавца. По этой цене, сколько товара произведено столько и будет куплено.

-2-

При изменении равновесной рыночной цены образуется излишки или дефицит товара.

Ц

Тема 11 Ценообразование в условиях рынка - student2.ru Тема 11 Ценообразование в условиях рынка - student2.ru Тема 11 Ценообразование в условиях рынка - student2.ru

0 В, шт

(Рис3)

Рассмотрим два случая, когда цена на товар устанавливается выше и ниже равновесной рыночной цены.

Цена пола Цена потолка

Ц Ц

Тема 11 Ценообразование в условиях рынка - student2.ru Тема 11 Ценообразование в условиях рынка - student2.ru Тема 11 Ценообразование в условиях рынка - student2.ru Тема 11 Ценообразование в условиях рынка - student2.ru Тема 11 Ценообразование в условиях рынка - student2.ru Тема 11 Ценообразование в условиях рынка - student2.ru

0 В 0 В

(Рис 4) (Рис 5)

Допустим, что равновесная рыночная цена на товар составляет 300 руб.

Если на товар установлена цена 400 руб. спрос составит по этой цене 18 руб., а предложение увеличится и составит 33 единицы. Таким образом, при цене 400 руб. объём предложения превышает объём спроса на 15 единиц, то есть, при этой цене образуются излишки непроданной продукции, и цена называется ценой пола, так как стремится вниз к равновесной рыночной цене.

Если цена на товар установлена ниже равновесной на уровне 200 руб., то объём спроса составит 33 единицы, а объём предложения – 18 единиц, то по этой цене объём спроса больше объёма предложения на 15 единиц. Значит, эта цена вызывает дефицит товара и стремится вверх к равновесной рыночной цене и называется ценой потолка.

-3-

Для осуществления успешной производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности в условиях рынка производитель должен знать, какие факторы влияют на изменение спроса на выпускаемую ими продукцию.

К основным факторам влияющим на объём спроса относятся:

1. Покупательная способность населения;

2. Наличие конкурентов;

3. Наличие товаров заменителей, а также цена и качество продукции.

Одним из главных факторов, который влияет на изменение спроса, является установленная на продукцию цена. Реакция спроса на изменение цены называется ценовой эластичностью. Уровень ценовой эластичности определяется коэффициентом ценовой эластичности, который рассчитывается по формуле:

Тема 11 Ценообразование в условиях рынка - student2.ru ;

где DQ – процентное изменение спроса;

DР – процентное изменение цены.

Коэффициент ценовой эластичности показывает, на сколько % изменяется спрос при изменении цены на 1 %.

Если спрос на товар эластичный, то выручка меняется в обратной зависимости от изменения цены.

Если спрос на товар не эластичный, то выручка меняется в прямой зависимости от изменения цены.

Если коэффициент ценовой эластичности равен 1, то спрос на товар называется с единичной эластичностью. Это значит, что при изменении цены на 1 % спрос тоже изменится на 1 %.

-4-

Цена – это денежное выражение стоимости товара.

Цена выполняет следующие основные функции:

1. Учётная функция: - заключается в том, что уровень цены отражает уровень затрат производителя на производство и реализацию единицы продукции. Это значит, что в цене учитывается полная себестоимость вырабатываемой продукции.

2. Стимулирующая: - заключается в том, что повышение цены стимулирует производителя к увеличению объёмов производства единицы продукции и наоборот снижение цены вызывает сокращение объёмов производства данной продукции.

3. Регулирующая: - заключается в том, что путём изменяется цены, регулируется объём спроса на отдельные виды товара.

4. Распределительная функция цены: - заключается в том, что цена позволяет покрыть издержки и дать прибыль производителю товара, засчёт включаемых налогов цена позволяет получить доход государству, засчёт торговой наценки, цена позволяет получить доход предприятию торговли.

На мясную продукцию устанавливается следующие виды цен:

1. Оптовая цена – это цена, которая устанавливается на товар предприятием производителем. Оптовая цена включает в себя полную себестоимость продукции и прибыль:

Тема 11 Ценообразование в условиях рынка - student2.ru ;

где С – полная себестоимость продукции;

П – размер прибыли включаемый в оптовую цену. Размер прибыли включаемый в оптовую цену определяется исходя из уровня рентабельности продукции:

Тема 11 Ценообразование в условиях рынка - student2.ru ;

где Р – рентабельность продукции в %.

В среднем рентабельность мясной промышленности составляет:

а) мясо и субпродукты – 5%;

б) варёные колбасы изделия и полуфабрикаты – 5%;

в) полученные колбасные изделия – 15%;

г) копчёности – 20%;

д) консервы – 10%.

2. Отпускная цена – это цена в которую включается оптовая цена и налоги:

Тема 11 Ценообразование в условиях рынка - student2.ru ;

Тема 11 Ценообразование в условиях рынка - student2.ru ;

Налоги = НДС + Акцизный.

В отпускную цену включаются следующие виды налогов: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизный налог, а также отчисления в фонд поддержки сельхозпроизводителей и в дорожный фонд.

Акцизный налог установлен только на определённый круг товаров, не является 1 –ой необходимостью – алкогольные напитки, табачные изделия, изделия из меха и драгоценные металлы.

3) Розничная цена – это цена, по которой продукция реализуется потребителю. Она включает в себя отпускную цену и торговую надбавку (наценку):

Тема 11 Ценообразование в условиях рынка - student2.ru ;

Торговая надбавка устанавливаются в зависимости от продукции (от 10 до 30 %) и позволяет предприятию торговли возместить собственные затраты и получить прибыль.

Наши рекомендации