Организации как открытые системы
Организация не существует сама по себе, а является открытой для внешней окружающей среде системой.
Как открытая система, она представляет собой набор взаимодействующих элементов, получающих ресурсы на входе из внешней среды, преобразующих их и выпускающих продукты (или услуги) на выходе во внешнюю среду как результат своей деятельности.
На входе в нее поступают работники, сырье и другие материальные ресурсы, информация и финансы.
Все эти ресурсы, поступающие из внешней окружающей среды, преобразуются в некоторые ценности, которые на выходе из системы возвращаются в окружающую среду
Продукты деятельности организации как открытой системы – это определенные товары или услуги, удовлетворяющие потребности потребителей.
К продуктам деятельности так же можно отнести удовлетворенность работников, загрязнение окружающей среды и т. д.
Систему образуют несколько подсистем:
Ø производственные подсистемы,
Ø пограничные подсистемы,
Ø эксплуатационные подсистемы,
Ø адаптационные подсистемы,
Ø подсистема управления.
Подсистемы выполняют специфические функции, необходимые для выживания организации:
Ø производство,
Ø связь с внешней средой,
Ø управление и т.п.
Производственные подсистемы создают товары и услуги – это результат деятельности организации.
Пограничные подсистемы осуществляют связи с внешней средой.
Эксплуатационные подсистемы обеспечивают бесперебойность работы организации и наличие материальных и людских ресурсов.
Адаптационные подсистемы ответственны за изменение организации и ее приспособление к требованиям внешней среды.
Особое место среди подсистем занимает подсистема управления (менеджмент), отвечающая за координацию и определение направления работы всех подсистем организации.
Конфигурация организации
Для реализации функций ключевых подсистем организации имеются различные ее части.
Согласно Генри Минцбергу, каждая организация состоит из пяти частей:
Ø технического ядра, включающего производство и сбыт,
Ø менеджмента среднего звена,
Ø топ – менеджмента (высшего звена),
Ø техноструктуры,
Ø обеспечивающих служб.
Техническое ядро включает объект управления, основными структурными элементами которого являются отделения, цеха, отделы, участки, отдельные работники.
Основные задачи технического ядра:
Ø обеспечение входа,
Ø преобразования входа в выход,
Ø распределение выхода.
К основным процессам технического ядра относят:
Ø приобретение материалов,
Ø производство,
Ø обслуживание заказов,
Ø хранение,
Ø упаковка,
Ø доставка и т.д.
Техноструктура отвечает за внедрение инноваций в производство, содействия изменениям в организации и ее адаптивность.
К структурным подразделениям техноструктуры относят следующие отделы:
Ø маркетинговых исследований,
Ø научных разработок и развития,
Ø разработки технологии, информационных технологий,
Ø планирования производства,
Ø финансовый и т.п.
Основные задачи обеспечивающих служб заключаются в обеспечении бесперебойной работы и содержании организации, включая ее материальное и кадровое оснащение и т.п.
Менеджмент – это особая подсистема, ответственная за руководство и координацию деятельности других частей организации.
Топ – менеджмент. Определяет направление, стратегию, миссию, цели и политику всей организации или ее основных подразделений.
Менеджмент среднего звена. Отвечает за результаты и координацию работ на уровне подразделений.
В традиционных организациях менеджеры среднего звена обеспечивают связь высшего руководства с техническим ядром (выполнение распоряжений, движение информации в иерархии сверху вниз, снизу вверх).
В реальных организациях все пять частей взаимосвязаны и часто выполняют несколько функций.
Например, менеджеры координируют и направляют работу других элементов системы, но они могут также участвовать в работе техноструктуры и вспомогательных служб.
Некоторые структуры осуществляют связь организации с окружающей внешней средой.
Так в группе обеспечивающих служб кадровое подразделение ответственно за поиск квалифицированных работников во внешней среде.
Параметры организации
Следующий шаг в понимании организации – это рассмотрение параметров, описывающих характерные ее особенности.
Их можно уподобить физическим признакам, с помощью которых описывают людей, либо техническим параметрам какого-либо агрегата.
Параметры организации можно разделить на две части:
Ø Структурные.
Ø Контекстуальные.
Структурные параметры служат средством описания внутренних характеристик организации.
Они составляют основу для оценки и сравнения организаций между собой.
К ним относятся:
Ø формализация,
Ø специализация,
Ø иерархия власти,
Ø централизация,
Ø профессионализм,
Ø структура власти.
Контекстуальные параметры характеризуют организацию в целом, описывают основную идею организации, от которой зависит ее структурные параметры и на которые они оказывают влияния.
К ним относятся:
Ø размер,
Ø технология,
Ø окружающая среда,
Ø цели и стратегия,
Ø организационная структура.