Конспект занятия в средней группе, составленный слушателем группы 23 Курбановой Алией Илфаковной
Набережные Челны, 2017
Тема: «Воспитание правильного произношения звуков «р», «рь» в средней группе».
Программное содержание:
– научить детей правильному произношению звуков «р», «рь»;
– развивать фонематический слух, силу голоса, артикуляционный аппарат, внимание, развивать словарный запас детей;
– воспитать культуру речевого общения, контроль за правильностью своей речи и товарищей;
Активизация словаря: фотоаппарат, самовар.
Наглядный материал: конверт, карта, мягкая игрушка – Чебурашка, светофор, фигурки из шоколадного яйца (машинка, старуха Шапокляк),красивая коробка, наборы карточек с предметными картинками.
Предварительная работа: разучивание чистоговорок, текста физминутки, стихотворений.
Индивидуальная работа: самому активному, несдержанному ребенку, чтобы поддерживать и развивать его интерес к занятию, инициативу, развивать его способности, можно предложить исправлять речевые ошибки товарищей.
Структура занятия (20 минут):
– Вводная часть (4 мин).
Методы и приёмы: загадка, артикуляционная гимнастика.
– Основная часть (14 мин).
Методы и приёмы: вопросы детям, беседа, игра, образец правильного произнесения, образное показывание звука, образец называния звука, показ и объяснение артикуляции звука «р», хоровые, индивидуальные повторения, образная физминутка, чтение стихотворения.
– Заключительная часть (2 мин).
Методы и приёмы: вопросы детям, чтение стихотворения.
Последовательный ход занятия.
1) Вводная часть:
Стихотворение «Напоминалочка».
– Говорим всегда красиво:
Тихо и неторопливо.
Ясно, чётко говорим,
Потому что не шумим!
Наши ушки слушают,
Наши глазки смотрят,
Ручки нам помогают,
Ножки нам не мешают.
– Ребята, сегодня почтальон доставил в детский сад конверт. Нас приглашает на День рождение всем хорошо известный сказочный герой. Отгадайте, кто это?
Этот маленький зверек,
Не волчонок, не хорек,
В телефонной будке жил,
И со всеми он дружил.
У него большие уши,
И у Гены друг он лучший,
И смешной, как неваляшка,
Кто же это? ...
– Молодцы! Верно. Это Чебурашка. Чтобы мы не заблудились в пути, Чебурашка прислал нам дорожную карту, по которой мы будем двигаться.
Показывает детям карту.
Артикуляционная гимнастика.
– Проснулся язычок, вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?». Решил язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать».
– Ребята, давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:
– Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…
– Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…
– Водички: с-с-с-с-с…
– Комарика: з-з-з-з….
2) Основная часть:
Знакомство со звуком.
– Все молодцы! Пора в дорогу. Так как дорога предстоит дальняя, то отправимся мы в путь не пешком, а на автомобиле (на карту поставить маленькую машинку). Давайте научимся петь песенку мотора.
– Р-р-р-р-р-р…
– Когда мы произносим «р», губы растянуты в улыбку.
– Язык находится за передними верхними зубами, когда мы произносим «р».
– При произнесении «р» кончик языка «дрожит».
Многократное произнесение звука «р», хоровые, индивидуальные повторения.
Произнесение звука «р» в слогах (дети повторяют за воспитателем, сначала тихо, шёпотом, потом громко):
Чистоговорки.
Ра – ра – ра – вот высокая гора.
Ры – ры – ры – сидит ёжик у норы.
Ро – ро – ро – есть у мальчика ведро
Ру – ру – ру – много ягод наберу.
Ра – ра – ра – дальше нам идти пора.
Хоровые, индивидуальные повторения.
– Слова, где есть «р» много. Ой, ребята, посмотрите, на пути встал светофор.
Красный глаз его горит –
Ехать дальше не велит!
– Скажите, а в слове светофор есть «р»?
– Да, есть.
– Ребята, светофор не включит зеленый свет, пока мы не выполним следующее задание, я буду читать стихи, а вы постарайтесь услышать слова, где есть «р»:
Утром присев на зелёном пригорке
Учат сороки скороговорки:
Картошка, картонка, карета, картуз,
Карниз, карандаш, карамель, карапуз.
Дети называют слова со звуком «р».
– Следующее задание. Я буду читать слова. А вы, когда услышите слова, где есть «р», хлопаете в ладоши. Если же в слове нет «р», то не хлопаете.
Слова: рыба, лес, ландыш, рубашка, рысь, конфета, шкаф, арбуз, самовар, окно, карандаш, фотоаппарат, снег, книга, тетрадь, пакет, мотор, забор, хлеб, печенье, мороженое, зебра, песок, собака, трамвай.
Активизация словаря.
– Давайте вместе повторим слова «фотоаппарат» и «самовар».
Хоровые и индивидуальные повторения.
– Ребята, вы когда-нибудь видели самовар и фотоаппарат? Для чего они нужны?
Показ картинок самовара и фотоаппарата.
Толкование и значение слов «самовар» и «фотоаппарат».
– Посмотрите, ребята, включился зеленый свет! Значит, можно двигаться дальше.
Знак «Подарок».
– Ребята, вы не знаете, что этот знак может обозначать?
– Да, правильно, подарок. На День рождение без подарка идти не хорошо. Я предлагаю вам выбрать подарки для Чебурашки.
Раздает детям наборы карточек с предметными картинками. Дети по очереди называют изображение, определяют, есть ли в названии предмета звук «р». Если есть, кладут картинку в подарочную коробку, называя предмет, изображенный на картинке.
Наборы картинок:
ракета ромашка машина барабан
роза книга карандаши пирожное
самокат ручка мороженое фотоаппарат
робот гитара шары пирамидка
Aвтоматизация звука «р» в начале, в середине, в конце слова.
– Проговаривать слова, голосом выделяя «р».
рак, радуга, Рая, рана, радость, рот, Рома, робот, Родина, ровный, ручка, рыба, рысь;
гора, буран, баран, жара, гараж, жираф, Вера, Ира, барабан, пирамида, Буратино, гитара, карандаш;
двор, мотор, топор, спор, помидор, Егор, забор, светофор.
Физминутка «Бабочка».
– Мы долго путешествовали и вышли на полянку. Давайте превратимся в бабочек.
Дети выходят на ковер и выполняют движения в соответствии с текстом.
Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела
На четыре – полетела.
Автоматизация звука «р» в слогах и словах.
– Продолжаем движение по дорожке к Чебурашке.
Воспитатель машинкой демонстрирует движение вперед, сопровождая его вместе с детьми «рычанием». Вскоре вынуждены сделать остановку, так как на пути появляется Старуха Шапокляк (поставить на карту фигурку).
– Ребята, вы знаете эту вредную старушку? Она хочет нас запутать, но мы обязательно разберемся с этой путаницей и сможем добраться до домика Чебурашки. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки в предложениях.
Расцвели на клумбе козы.
В огород забрались розы.
У слона огромный робот.
На заводе сделан хобот.
Ползает у речки мак.
Расцветает в поле рак.
– Ребята, вы молодцы! Справились со всеми заданиями на отлично, поэтому Старуха Шапокляк решила сама освободить дорогу. Двигаемся вперед.
Воспитатель машинкой на карте демонстрирует движение вперед, сопровождая её вместе с детьми «рычанием». Вскоре вынуждена сделать остановку, так как дорога приводит к порогу домику Чебурашки. «Дверь распахивается», и перед взором детей появляется Чебурашка.
– С Днем рождения, Чебурашка!
– Ребята, Чебурашка рад, что вы смогли преодолеть все препятствия и поздравить его с Днем рождения. Расскажите Чебурашке, с чем вы сегодня знакомились.
3) Заключительная часть:
Задание от Чебурашки «найти слова со звуком «р» в стихах». Дети читают стихотворения и находят звук «р».
Рыбки плавали, ныряли,
В прятки весело играли.
Роет землю серый крот,
Разоряет огород.
Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.
Итог занятия.
– Что мы сегодня закрепляли?
– С кем и чем мы встречались на пути?
– Что вам понравилось на занятии?