Конспект занятия в средней группе, составленный слушателем группы 23 Курбановой Алией Илфаковной

Набережные Челны, 2017

Тема: «Воспитание правильного произношения звуков «р», «рь» в средней группе».

Программное содержание:

– научить детей правильному произношению звуков «р», «рь»;

– развивать фонематический слух, силу голоса, артикуляционный аппарат, внимание, развивать словарный запас детей;

– воспитать культуру речевого общения, контроль за правильностью своей речи и товарищей;

Активизация словаря: фотоаппарат, самовар.

Наглядный материал: конверт, карта, мягкая игрушка – Чебурашка, светофор, фигурки из шоколадного яйца (машинка, старуха Шапокляк),красивая коробка, наборы карточек с предметными картинками.

Предварительная работа: разучивание чистоговорок, текста физминутки, стихотворений.

Индивидуальная работа: самому активному, несдержанному ребенку, чтобы поддерживать и развивать его интерес к занятию, инициативу, развивать его способности, можно предложить исправлять речевые ошибки товарищей.

Структура занятия (20 минут):

– Вводная часть (4 мин).

Методы и приёмы: загадка, артикуляционная гимнастика.

– Основная часть (14 мин).

Методы и приёмы: вопросы детям, беседа, игра, образец правильного произнесения, образное показывание звука, образец называния звука, показ и объяснение артикуляции звука «р», хоровые, индивидуальные повторения, образная физминутка, чтение стихотворения.

– Заключительная часть (2 мин).

Методы и приёмы: вопросы детям, чтение стихотворения.

Последовательный ход занятия.

1) Вводная часть:

Стихотворение «Напоминалочка».

– Говорим всегда красиво:

Тихо и неторопливо.

Ясно, чётко говорим,

Потому что не шумим!

Наши ушки слушают,

Наши глазки смотрят,

Ручки нам помогают,

Ножки нам не мешают.

– Ребята, сегодня почтальон доставил в детский сад конверт. Нас приглашает на День рождение всем хорошо известный сказочный герой. Отгадайте, кто это?

Этот маленький зверек,
Не волчонок, не хорек,
В телефонной будке жил,
И со всеми он дружил.
У него большие уши,
И у Гены друг он лучший,
И смешной, как неваляшка,
Кто же это? ...

– Молодцы! Верно. Это Чебурашка. Чтобы мы не заблудились в пути, Чебурашка прислал нам дорожную карту, по которой мы будем двигаться.

Конспект занятия в средней группе, составленный слушателем группы 23 Курбановой Алией Илфаковной - student2.ru Показывает детям карту.

 
  Конспект занятия в средней группе, составленный слушателем группы 23 Курбановой Алией Илфаковной - student2.ru

Артикуляционная гимнастика.

– Проснулся язычок, вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?». Решил язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать».

– Ребята, давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:
– Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…
– Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…
– Водички: с-с-с-с-с…
– Комарика: з-з-з-з….

2) Основная часть:

Знакомство со звуком.

– Все молодцы! Пора в дорогу. Так как дорога предстоит дальняя, то отправимся мы в путь не пешком, а на автомобиле (на карту поставить маленькую машинку). Давайте научимся петь песенку мотора.

– Р-р-р-р-р-р…

– Когда мы произносим «р», губы растянуты в улыбку.

– Язык находится за передними верхними зубами, когда мы произносим «р».

– При произнесении «р» кончик языка «дрожит».

Многократное произнесение звука «р», хоровые, индивидуальные повторения.

Произнесение звука «р» в слогах (дети повторяют за воспитателем, сначала тихо, шёпотом, потом громко):

Чистоговорки.

Ра – ра – ра – вот высокая гора.

Ры – ры – ры – сидит ёжик у норы.

Ро – ро – ро – есть у мальчика ведро

Ру – ру – ру – много ягод наберу.

Ра – ра – ра – дальше нам идти пора.

Хоровые, индивидуальные повторения.

– Слова, где есть «р» много. Ой, ребята, посмотрите, на пути встал светофор.

Красный глаз его горит –

Ехать дальше не велит!

– Скажите, а в слове светофор есть «р»?

– Да, есть.

– Ребята, светофор не включит зеленый свет, пока мы не выполним следующее задание, я буду читать стихи, а вы постарайтесь услышать слова, где есть «р»:

Утром присев на зелёном пригорке

Учат сороки скороговорки:

Картошка, картонка, карета, картуз,

Карниз, карандаш, карамель, карапуз.

Дети называют слова со звуком «р».

– Следующее задание. Я буду читать слова. А вы, когда услышите слова, где есть «р», хлопаете в ладоши. Если же в слове нет «р», то не хлопаете.

Слова: рыба, лес, ландыш, рубашка, рысь, конфета, шкаф, арбуз, самовар, окно, карандаш, фотоаппарат, снег, книга, тетрадь, пакет, мотор, забор, хлеб, печенье, мороженое, зебра, песок, собака, трамвай.

Активизация словаря.

– Давайте вместе повторим слова «фотоаппарат» и «самовар».

Хоровые и индивидуальные повторения.

– Ребята, вы когда-нибудь видели самовар и фотоаппарат? Для чего они нужны?

Показ картинок самовара и фотоаппарата.

Толкование и значение слов «самовар» и «фотоаппарат».

– Посмотрите, ребята, включился зеленый свет! Значит, можно двигаться дальше.

Знак «Подарок».

– Ребята, вы не знаете, что этот знак может обозначать?

– Да, правильно, подарок. На День рождение без подарка идти не хорошо. Я предлагаю вам выбрать подарки для Чебурашки.

Раздает детям наборы карточек с предметными картинками. Дети по очереди называют изображение, определяют, есть ли в названии предмета звук «р». Если есть, кладут картинку в подарочную коробку, называя предмет, изображенный на картинке.

Наборы картинок:

ракета ромашка машина барабан

роза книга карандаши пирожное

самокат ручка мороженое фотоаппарат

робот гитара шары пирамидка

Aвтоматизация звука «р» в начале, в середине, в конце слова.

– Проговаривать слова, голосом выделяя «р».

рак, радуга, Рая, рана, радость, рот, Рома, робот, Родина, ровный, ручка, рыба, рысь;

гора, буран, баран, жара, гараж, жираф, Вера, Ира, барабан, пирамида, Буратино, гитара, карандаш;

двор, мотор, топор, спор, помидор, Егор, забор, светофор.

Физминутка «Бабочка».

– Мы долго путешествовали и вышли на полянку. Давайте превратимся в бабочек.

Дети выходят на ковер и выполняют движения в соответствии с текстом.

Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела

На четыре – полетела.

Автоматизация звука «р» в слогах и словах.

– Продолжаем движение по дорожке к Чебурашке.

Воспитатель машинкой демонстрирует движение вперед, сопровождая его вместе с детьми «рычанием». Вскоре вынуждены сделать остановку, так как на пути появляется Старуха Шапокляк (поставить на карту фигурку).

– Ребята, вы знаете эту вредную старушку? Она хочет нас запутать, но мы обязательно разберемся с этой путаницей и сможем добраться до домика Чебурашки. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки в предложениях.

Расцвели на клумбе козы.

В огород забрались розы.

У слона огромный робот.

На заводе сделан хобот.

Ползает у речки мак.

Расцветает в поле рак.

– Ребята, вы молодцы! Справились со всеми заданиями на отлично, поэтому Старуха Шапокляк решила сама освободить дорогу. Двигаемся вперед.

Воспитатель машинкой на карте демонстрирует движение вперед, сопровождая её вместе с детьми «рычанием». Вскоре вынуждена сделать остановку, так как дорога приводит к порогу домику Чебурашки. «Дверь распахивается», и перед взором детей появляется Чебурашка.

– С Днем рождения, Чебурашка!

– Ребята, Чебурашка рад, что вы смогли преодолеть все препятствия и поздравить его с Днем рождения. Расскажите Чебурашке, с чем вы сегодня знакомились.

3) Заключительная часть:

Задание от Чебурашки «найти слова со звуком «р» в стихах». Дети читают стихотворения и находят звук «р».

Рыбки плавали, ныряли,

В прятки весело играли.

Роет землю серый крот,

Разоряет огород.

Галка села на забор,

Грач завел с ней разговор.

Итог занятия.

– Что мы сегодня закрепляли?

– С кем и чем мы встречались на пути?

– Что вам понравилось на занятии?

Наши рекомендации