Тема 15. Стиль менеджмента и образ менеджера
1.Характеристика стилей управления
2.Образ менеджера
3. Факторы и тенденции эффективности менеджмента
Стиль руководства – система способов, методов и форм практической деятельности менеджера.
В трудовой деятельности существует 3 основных стиля руководства:
1) авторитарный (автократический);
2) демократический;
3) либеральный (политика не вмешательства).
Помимо перечисленных основных стилей управления выделяют дополнительные. Классификация последних проводится согласно ГРИД – графическому руководству индивидуальной деятельностью, где представлены различные способы реализации полномочий руководителем.
Стили лидерства Лайкерта
Система 1 | Система 2 | Система 3 | Система 4 |
Эксплуататорско-авторитарная | Благосклонно-авторитарная | Консультативно-демократическая | Основанная на участии |
1. Эксплуататорско-авторитарная система. Руководители-автократы. Решения навязываются. Мотивация осуществляется путем угроз. Высшее руководство несет огромную ответственность, низший уровень менеджмента - практически никакой. Недостаточная коммуникабельность.
2 . Благожелательно-авторитарная система. Руководство принимает форму снисходительной опеки среднего персонала. Мотивация - за счет вознаграждения. Управленческий персонал несет ответственность, низшие уровни - нет. Малая коммуникабельность, ограниченность групповой работы.
3. Консультативно-демократическая система. Руководители имеют большую, но не полную веру в своих подчиненных. Мотивация - за счет вознаграждения и некоторого привлечения к управлению. Значительная часть персонала, особенно на более высоких уровнях, чувствует ответственность за достижение целей. Существуют определенные коммуникативные вертикальные и горизонтальные связи. Существует средний объем бригадной работы.
4. Система группового участия. Начальники полностью доверяют своим подчиненным. Мотивация - за счет экономического вознаграждения, основанного на целях, персонал на всех уровнях чувствует реальную ответственность за цели организации . Много коммуникативных связей. Значительные объемы местной бригадной работы.
Образ менеджера
Менеджер – руководитель, имеющий в своём непосредственном подчинении работников.
Типы менеджеров по уровням управления:
Уровень управления | Представитель | Основные задачи |
Высший | Руководитель организации и его заместители | Формулирование целей организации и подразделений, разработка долгосрочных планов, налаживание внешних связей |
Средний | Руководители структурных подразделений организации | Координация работы нижестоящих руководителей |
Низовой | Руководители структурных единиц | Непосредственная организация и руководство работниками, занятыми основной деятельностью, контроль за использованием сырья и оборудования |
Черты, которыми должен обладать менеджер:
1)быть инициативным;
2)информированным;
3)защищать своё мнение;
4)быть способным разрешать конфликты;
5)быть способным принимать решения;
6)быть способным проводить критический анализ.
Эффективность менеджмента – результативность управленческой деятельности.
Экономическими показателями эффективности управления выступают:
,
где Эу – показатель эффективности;
Zy – затраты на управление;
П – прибыль организации.
,
где Кч – коэффициент численности управленческих работников;
Чу – численность работников управления;
Ч – общая численность работников предприятия.
,
где Кз – коэффициент затрат на управление;
Зу – затраты на управление;
З – общие затраты на управление.
,
где Кзп – коэффициент затрат на управление на единицу выпускаемой продукции;
ОП – объём выпускаемой продукции.