Цели и задачи курсового проекта
Национальный университет биоресурсов и природопользования
Украины
Южный филиал НУБиП Украины
«КРЫМСКИЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К выполнению комплексного курсового проекта
По дисциплине
«Системы современных интенсивных технологий»
для магистрантов специальности 8.130 102 – «Агрономия»
Симферополь 2012
Методические указания по выполнению комплексного курсового проекта подготовлены группой научно-педагогических сотрудников ЮФ НУБиП Украины «Крымский агротехнологический университет» в составе – заведующего кафедрой растениеводства, селекции, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, доктора с.-х. наук, профессора Николаева Е.В., зам. директора по учебной работе, кандидата с.-х. наук, профессора Осеннего Н.Г., зам. директра по научной работе, доктора с.-х. наук, профессора Изотова А.М., кандидата с.-х. наук, профессора кафедры РСХиПСХП Саплева А.В.
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены методической комиссией агрономического факультета
(протокол №____ от _____января 2012 года)
Ответственный за выпуск доктор с.-х. наук, профессор, зав. каф. растениеводства, селекции, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции Николаев Е. В.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
В соответствии с учебным планом подготовки магистров по специальности 8.130.102 «Агрономия» в процессе изучения курса «Система современных интенсивных технологий» магистранты выполняют комплексный курсовой проект по анализу существующих основных элементов системы ведения хозяйства и разработке агрономических и организационных мероприятий повышения их эффективности на основе применения современных интенсивных (адаптивных) технологий на примере конкретного хозяйства Крыма или юга Украины.
Устойчивое развитие любого сельскохозяйственного предприятия в условиях рыночной экономики невозможно без научно-обоснованной системы его ведения, в основе которой лежит принцип адаптивности производства почвенно-климатическим условиям и социально-экономической значимости региона его функционирования. В свою очередь, научно-обоснованная система ведения сельскохозяйственного производства в предприятии любой формы собственности представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных, экономических и агрономических мероприятий, направленных на получение высоких производственных показателей при возможных минимальных затратах труда и материальных средств.
Основными элементами научно-обоснованной системы ведения хозяйства являются оптимальная для данной природной зоны структура землепользования, современная система кормопроизводства и интенсивные адаптированные технологии выращивания сельскохозяйственных культур, учитывающие не только почвенно-климатические условия природной зоны, но и погодные условия периодов их вегетации. Очень важным требованием к современному сельскохозяйственному производству является бережное отношение к окружающей среде.
Основной целью данного курсового проекта является развитие у будущих магистров агрономии умения использовать и обобщать всю совокупность полученных в период обучения в вузе знаний по специальности, формирование у них навыков в разработке и проектировании организационных и агрономических мероприятий, направленных на повышение эффективности сельскохозяйственного производства независимо от формы его собственности.
Курсовой проект по данной дисциплине выполняется в соответствии с излагаемой ниже методикой, представляется магистрантом к рецензированию не позднее, чем за две недели до заключительной сессии и защищается автором в комиссии с дифференцированной оценкой.
Последовательность и методика выполнения курсового проекта
Курсовой проект должен содержать все разделы, представленные в содержании, которое следует за титульным листом.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………
1. Общая характеристика хозяйства………………………………………………
1.1. Местоположение хозяйства…………………………………………………..
1.2. Характеристика агроклиматических условий……………………………….
1.3. Характеристика почвенного покрова пахотных почв………………………
1.4. Существующая структура посевных площадей в хозяйстве………………..
1.5. Урожайность сельскохозяйственных культур в хозяйстве…………………
1.6. Валовые сборы продукции растениеводства…………………………………
1.7. Основные экономические показатели хозяйственной деятельности хозяйства…………………………………………………………………………………..
2. Разработка современной адаптивной системы кормопроизводства в хозяйстве………………………………………………………………………………….
3. Планирование структуры посевных площадей и разработка севооборотов……………………………………………………………………………………
4. Система обработки почвы и борьба с сорняками в планируемых севооборотах……………………………………………………………………………………
5. Система современных адаптивных технологий возделывания основных сельскохозяйственных культур……………………………………………………
6. Организация уборки, первичной обработки, хранения и переработки полученного урожая в хозяйстве………………………………………………………
7. Заключение………………………………………………………………………
В конце курсового проекта приводится список литературы, нормативной и другой документации, используемой при его написании.
Общий объем работы около 70 стр. Необходимые сведения и данные для написания комплексного курсового проекта магистрант собирает, используя следующие источники.
1. Почвенную карту и почвенный очерк хозяйства.
2. План внутрихозяйственного землепользования.
3. Агрохимические картограммы и пояснительные записки к ним.
4. Агроклиматический справочник (берутся среднемноголетние данные ближайшей к хозяйству метеостанции).
5. Годовые отчеты хозяйства (бухгалтерские, агрономические, технологические проекты и другие внутрихозяйственные документы).
6. Справочники, рекомендации научно-исследовательских учреждений, учебники, учебные пособия, публикации в научной и периодической печати.
7. Результаты личных наблюдений, учетов, проведенных во время работы в хозяйстве, или в период прохождения практики.
Курсовой проект должен выполняться по указанным выше разделам в такой последовательности.
ВВЕДЕНИЕ.
В этой части курсового проекта магистрант обосновывает необходимость повышения уровня ведения сельскохозяйственного производства в хозяйстве путем перехода от существующих в настоящее время энергоемких и малопродуктивных технологий возделывания полевых культур к современным, более интенсивным. Главным отличием их является, возможно, более полная адаптивность не только к почвенно-климатическим условиям региона расположения хозяйства, но и корректирование параметров применяемых агроприемов к погодным условиям периода вегетации.
При этом следует подчеркнуть, что повышение уровня сельскохозяйственного производства должно осуществляться не только за счет адаптации технологий возделывания культур, но и адаптации всех звеньев земледелия в целом – путем совершенствования структуры посевных площадей, приближения ее к требованиям рыночной экономики, выращивания тех сельскохозяйственных культур, которые по своим биологическим особенностям наиболее подходят к местным природным условиям и обеспечивают получение устойчивых экономических показателей.
1ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА
В этом разделе указывается местоположение хозяйства по существующему административному делению. Приводятся данные об удаленности хозяйства от районного центра, железнодорожной станции, пунктов реализации выращенной продукции, а так же существующие транспортные связи с ними. Дается характеристика существующей в настоящее время спецификации хозяйства.
На основе данных ближайшей метеостанции приводится агроклиматическая характеристика условий зоны деятельности хозяйства – среднегодовые температуры, количество осадков, периодичность, продолжительность безморозного периода. Приводятся данные о неблагоприятных метеорологических явлениях – суховеях, низких температурах, периодичности засух и т.д. Особое внимание следует уделить вопросам водообеспеченности сельскохозяйственных культур в период их вегетации.
На основании анализа климатических характеристик магистрант делает вывод об их соответствии требованиям тех или иных сельскохозяйственных растений – озимым, яровым, зерновым, техническим, кормовым и т.д. Далее приводятся данные по характеристике основных почв, на которых осуществляется деятельность хозяйства. При этом следует отметить – название почвы, мощность гумусового горизонта, содержание гумуса, содержание в почве Р2О5, К2О (в мг/100 г почвы, рН солевой вытяжки).
После описания климатических условий и характеристики почвенного покрова, магистрант должен сделать общий вывод о наиболее целесообразном использовании природных условий зоны расположения хозяйства для возделывания тех или иных сельскохозяйственных культур.
После характеристики почвенно-климатических условий хозяйства приводятся данные по экспликации его земельных угодий в настоящий период времени.
Таблица 1 – Состав земельных угодий в хозяйстве (название хозяйства) на 1.01.201____ г
№ п/п | Вид угодий | га | в % от общей площади |
1. | Вся земельная площадь | ||
2. | Сельскохозяйственные угодья, всего из них пашни в т.ч. орошаемой суходольной естественные пастбища сады виноградники | ||
Другие земли | |||
Пруды, водоемы |
При анализе данных таблицы указывается распаханность территории хозяйства, состояние садов и виноградников (их возраст, продуктивность) для решения вопроса о целесообразности их сохранения или раскорчевки, указывается площадь низкоплодородных участков и т.д.
В подразделе 1.4. магистрант приводит данные о существующей в хозяйстве структуре посевных площадей. При этом используются средние данные из годовых и статистических отчетов форма 29–СХ за последние 2-3 года (по возможности).
Таблица 2 – Фактическая структура посевных площадей в хозяйстве
(в среднем за________________годы)
Культуры | Площади возделывания сельскохозяйственных культур | ||||
всего, га | в том числе | ||||
на суходоле | на орошении | ||||
га | % | га | % | ||
Пашни в обработке | |||||
Всего посевов | |||||
1. Зерновые: 1.1. озимые: пшеница ячмень рожь 1.2. яровые: ячмень овес кукуруза сорго рис | |||||
2. Зернобобовые | |||||
3. Технические: подсолнечник рапс соя лен эфироносы | |||||
4. Кормовые: многолетние травы однолетние культуры | |||||
5. Овощебахчевые | |||||
6. Картофель | |||||
7. Чистый пар |
В конце таблицы дается анализ ее данных, на основании которых делается вывод о спецификации хозяйства и основных направлениях его деятельности.
Следующим этапом выполнения комплексного курсового проекта является анализ урожайности и валовых сборов сельскохозяйственных культур в хозяйстве (подразделы 1,5 и 1.6). Этот анализ следует сделать по 2-х-3х летним данным по следующей форме.
Таблица 3 – Производство продукции растениеводства в хозяйстве
Культура | 20....г. | 20....г. | 20....г. | Среднее за 3 года | |||||||||
площадь, га | урожайность, ц/га | валовый сбор, т | площадь, га | урожайность, ц/га | валовый сбор, т | площадь, га | урожайность, ц/га | валовый сбор, т | площадь, га | урожайность, ц/га | валовый сбор, т | ||
Зерновые (в среднем) | |||||||||||||
Озимые зерновые | |||||||||||||
в т.ч.пшеница | |||||||||||||
ячмень | |||||||||||||
рожь | |||||||||||||
тритикале | |||||||||||||
Яровые зерновые | |||||||||||||
в т.ч. ячмень | |||||||||||||
овес | |||||||||||||
кукуруза | |||||||||||||
сорго | |||||||||||||
рис | |||||||||||||
Зернобобовые | |||||||||||||
Технические, | |||||||||||||
в т.ч.подсолнечник | |||||||||||||
рапс | |||||||||||||
соя | |||||||||||||
Эфиромасличные | |||||||||||||
в т.ч. лаванда | |||||||||||||
шалфей | |||||||||||||
Кормовые | |||||||||||||
в т.ч. з.боб.злак.смеси | |||||||||||||
люцерна | |||||||||||||
эспарцет |
После заполнения таблицы дается подробный анализ приведенных в ней данных. Особое внимание при этом следует уделить показателю урожайности возделываемых в хозяйстве культур. На основании этого анализа следует сделать вывод о адаптивности возделываемых в настоящее время культур почвенно-климатическим условиям зоны функционирования хозяйства. Полученные при этом данные в дальнейшем дадут основание для более объективного их выбора при проектировании оптимальной структуры посевов в хозяйстве.
На основании данных об урожайности, валовых сборах различных культур, затратах на их выращивание и ценах реализации выращенной продукции следует рассчитать экономические показатели существующей структуры посевных площадей и в целом хозяйственной деятельности отрасли растениеводства (подраздел 1.7). Цены реализации выращенной продукции для расчетов следует брать в среднем за последние 2-3 года. На основании полученных данных, необходимо сделать общий вывод о состоянии отрасли растениеводства в хозяйстве и обосновать необходимость дальнейшего совершенствования всех звеньев этой отрасли и перехода на современные адаптивные технологии возделывания экономически более выгодных культур.