К проекту федерального закона «О внесении изменений в

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Жилищный кодекс Российской Федерации»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (далее – законопроект) подготовлен в целях наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению предельного (минимального) размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

С введением в действие в 2005 году Жилищного кодекса Российской
Федерации ответственность за управление и содержание многоквартирных домов была возложена на собственников помещений в таких домах. Собственники самостоятельно должны определять наиболее оптимальный способ управления их общим имуществом, перечень работ и размер платы, обеспечивающие надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома. Для тех собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается органами местного самоуправления.

Вместе с тем сложившаяся в настоящее время система управления многоквартирными домами не обеспечивает выполнение требований по нормативному содержанию жилищного фонда.

К основным проблемам относятся:

неудовлетворительное состояние жилищного фонда, переданного граж-

данам в собственность в процессе приватизации, в результате чего граждане оказались в неравных условиях по объемам затрат, необходимых для содержания жилья (содержание общего имущества в новостройках гораздо дешевле, чем в старых домах);

конфликт интересов граждан в одном многоквартирном доме, который возникает из-за резкого различия в уровне дохода и различных оснований возникновения права пользования жилым помещением (приватизация, покупка, наем);

резко проявившаяся за последнее время тенденция по превышению платежей за коммунальные услуги над платой за содержание и ремонт жилья.
Этому способствовало и то, что ограничение роста платы граждан за жилищно-коммунальные услуги в последние годы осуществлялось в основном за счет отказа от повышения платы за содержание и ремонт жилья (даже на уровень инфляции).

Необходимо отметить, что за время действия Жилищного кодекса Российской Федерации не удалось воспитать ответственного, эффективного собственника, который активно участвовал бы в процессе управления своим домом.

В силу отсутствия специальных знаний в решении вопросов тарифного регулирования содержания и ремонта жилого помещения собственники помещений не понимают, какой размер затрат необходим для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и проведения его текущего ремонта, не могут найти взаимопонимание с управляющими организациями при обсуждении предложений последних о размерах жилищных тарифов из-за недоверия к расчетам организаций по управлению многоквартирными домами.

В связи с этим на практике утвержденные органами местного самоуправления тарифы на жилищные услуги применяются для начисления платы за содержание и ремонт жилого помещения неограниченному количеству пользователей помещений в многоквартирных домах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Оказание (выполнение) предусмотренных перечнем услуг (работ) позволяет содержать общее имущество, проводить ремонтные работы текущего характера в соответствии с нормативными требованиями для обеспечения работоспособности систем и конструкций дома, надежности и безопасности здания.

С 1 сентября 2014 года вступает в силу требование законодательства о лицензировании управляющих организаций. За ненадлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме управляющие организации могут быть наказаны вплоть до лишения лицензии. В условиях отсутствия размера платы за жилое помещение, который гарантировал бы нормативное содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома в соответствии с требованиями законодательства, многие управляющие организации на основании решений надзорных органов могут быть лишены лицензии на управление многоквартирным домом.

В целях решения указанных проблем законопроектом предлагается наделить органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению предельного (минимального) размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Для единства подходов в реализации такого полномочия предложено отнести к компетенции органов государственной власти Российской Федерации методическое обеспечение установления вышеуказанного экономически обоснованного размера платы.

Реализация предложения на практике позволит:

создать ориентир для собственников помещений о фактической стоимости работ (услуг) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в конкретном регионе Российской Федерации с учетом сложившегося в нем уровня цен;

повысить уровень информированности жителей о нормативной себестоимости затрат на эксплуатацию общего имущества по его составляющим (конструктивным элементам, внутридомовому инженерному оборудованию, санитарному содержанию здания и т. д.);

минимизировать внесение организациями по управлению многоквартирными домами необоснованно высоких размеров тарифов по содержанию и ремонту жилья либо принятие собственниками помещений решений об утверждении необоснованно низких размеров таких тарифов.

Наши рекомендации