Раздел 2. частные методики
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ МЕТОДИКА
1. Цели и задачи курса «Методика преподавания информатики».
2. Нормативные документы по информатизации образования.
3. Цели и задачи школьного курса информатики.
4. Структура и содержание школьного курса информатики.
5. Методические особенности школьного курса информатики.
6. Учебно-методическое обеспечение курса информатики.
7. Школьный кабинет информатики и информационных технологий.
8. Уроки информатики.
9. Контроль учебных достижений учащихся на уроках информатики.
10. Оценка учебных достижений учащихся на уроках информатики.
РАЗДЕЛ 2. ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ
11. Организация первоначального знакомства с компьютером.
12. Формирование у учащихся навыков работы с клавиатурой компьютера и мышью.
13. Изучение вопросов представления алфавитно-цифровой информации в памяти компьютера. Кодировочные таблицы. Единицы измерения объема информации.
14. Обучение учащихся переводу чисел из одной системы счисления в другую.
15. Изучение вопросов кодирования графической информации.
16. Изучение вопросов кодирования звуковой информации.
17. Формирование у учащихся понятия о программном обеспечении.
18. Обучение учащихся работе с операционной системой.
19. Обучение учащихся работе с программами архивации.
20. Формирование у учащихся понятий и умений при изучении вопросов антивирусной защиты компьютера.
21. Обучение учащихся технологиям обработки графической информации в редакторе растровой графики.
22. Обучение учащихся технологиям обработки графической информации в редакторе векторной графики.
23. Обучение учащихся технологиям обработки текстовой информации в 6 классе.
24. Обучение учащихся технологиям обработки текстовой информации в 8 классе.
25. Обучение учащихся технологиям работы с электронными таблицами. Ввод и редактирование данных. Вставка функций.
26. Обучение учащихся технологиям работы с электронными таблицами. Ссылки. Форматирование данных и таблицы.
27. Обучение учащихся технологиям работы с электронными таблицами. Построение диаграмм.
28. Формирование у учащихся понятий об информационных моделях и компьютером моделировании.
29. Обучение учащихся технологиям работы с базами данных. Создание таблиц. Обеспечение целостности данных. Разработка формы.
30. Обучение учащихся технологиям работы с базами данных. Сортировка и поиск информации. Подготовка отчета.
31. Обучение учащихся работе в локальной компьютерной сети. Программа NetMeeting.
32. Обучение учащихся работе в сети Интернет. Работа с браузером.
33. Обучение учащихся работе в сети Интернет. Работа с электронной почтой.
34. Обучение учащихся работе в сети Интернет. Поиск информации в Интернет.
35. Обучение учащихся основам веб-конструирования.
Типовые задания к экзамену «Методика преподавания информатики»
(курсивом выделена та часть задания, которая в билетах будет изменяться)
Задание 1.
Разработайте фрагмент календарно-тематического плана для преподавания темы «Основы веб-конструирования» (11 класс). Для каждого урока темы укажите его тип.
Задание 2.
Сформулируйте дидактические цели к уроку изложения нового материала по теме «Создание веб-страниц в редакторе MS Word» из раздела «Основы веб-конструирования» (11 класс). Составьте перечень вопросов для беседы с учащимися на уроке на этапе актуализации опорных знаний. Запишите ответы на вопросы.
Задание 3.
Запишите понятия, которые необходимо сформировать у учащихся на уроках темы «Цифровые устройства компьютера» из раздела «Цифровые устройства для обработки информации» (10 класс). Дайте определения или приведите объяснение выделенных вами понятий.
Задание 4.
В среде растрового графического редактора создайте изображение, представленное на рисунке. Предложите несколько способов. Укажите, какие инструменты используются в каждом случае. Назовите тему урока, на котором можно предложить учащимся такое задание. Объясните, какому уровню усвоения учебного материала можно отнести данное задание.
Задание 5.
Приведите примеры практических заданий, направленных на формирование и развитие у учащихся умений, к уроку по теме «Создание фрагмента сайта на основе презентации» из раздела «Основы веб-конструирования» (11 класс). Объясните, какому уровню усвоения учебного материала можно отнести каждое из предлагаемых вами заданий.
Задание 6.
Разработайте таблицу оценивания результатов контрольной работы по теме «Технология обработки текстовых документов» (8 класс), в которой учащимся предлагается по два теоретических вопроса первого, второго и третьего уровней усвоения учебного материала, три практических задания четвертого уровня и одно практическое задание пятого уровня усвоения учебного материала. Объясните, как использовать созданную вами таблицу для выставления отметки учащемуся.